ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия «планирование». Основные положения процесса планирования физического воспитания
1.2 Виды планирования физического воспитания в общеобразовательной школе
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Педагогический контроль и учет в физическом воспитании в общеобразовательной школе
2.2 Методы проведения контроля процесса физического воспитания в общеобразовательной школе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Предмет планирования и контроля в физическом воспитании чрезвычайно многогранен. Суть планирования и контроля заключается в том, что наряду с оперативным составом процедуры разработки плана и системы управления этот процесс включает в себя достаточно четкие и систематические знания о направлениях, методах, принципах, регулирующих физическое воспитание. Качественное планирование невозможно без знания основ обучения двигательные действия и воспитание физических способностей во всем их разнообразие и взаимосвязи.
Укрепление здоровья учащихся всегда является не простой задачей, в сочетании с решение многих проблем. Поэтому работники образования сталкиваются с задачами максимизировать возможности, которые потенциально доступны в общеобразовательной школе. При этом очень важным моментом является правильное планирование учебного материала, а также контроль навыков. И эту роль играет учитель физкультуры. Очень многое зависит от его работы. Учитель физкультуры закладывает фундамент знаний, навыки школьника по физическому воспитанию.
К сожалению, урок физкультуры, как целостный образовательный процесс, в некоторых школах реализован не полностью, а в некоторых учебных заведениях его даже не существует. Причины этого могут быть разными: от небольших знаний учителя, пренебрежения его предметом до отсутствия специалиста в целом. Вопрос о плодотворном проведении урока по физическому воспитанию в каждой школе остается весьма актуальным.
Многое зависит от качества урока, от состояния здоровья учащихся. И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, и особенно к его организации и проведению. Урок физкультуры возлагает огромную ответственность на учителей как очень специфический вид деятельности учителя и требует особого внимания к себе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия «планирование». Основные положения процесса планирования физического воспитания
Планирование – это одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние данной системы планирования, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами. Планирование можно трактовать как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. В то же время, планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях [28, с. 62].
Цель планирования – составление проекта стратегий, действий и решений для будущего развития. Планирование является рациональным образом действий по сравнению с интуицией и импровизацией.
Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение будущих целей и задач, содержания, методов, форм организации и методов учебного процесса с учетом конкретного контингента учащихся [13, с. 27].
По условиям планирования выделяются следующие виды: перспективное, текущее и оперативное.
Перспективное планирование – это планирование на долгий срок.
Текущее планирование охватывает рабочие этапы.
Оперативное планирование осуществляется в ближайшее время.
Требования к физическому планированию:
– целевая направленность педагогического процесса – заключается в требовании определить конечную цель этого процесса и подчинении всего его содержания, методов и форм организации достижению цели. Другими словами, из методического арсенала учителя использовать то, что непосредственно служит достижению цели.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Педагогический контроль и учет в физическом воспитании в общеобразовательной школе
Педагогический контроль – это система мер, которые проверяют плановые показатели физического воспитания для оценки эффективности применяемых педагогических воздействий.
Основной целью педагогического контроля является выявление взаимосвязи между факторами педагогических воздействий (физические упражнения, специфические и общепедагогические методы, параметры нагрузки и т.д.) и изменениями, происходящими с теми, кто вовлечен в процесс физического воспитания (состояние здоровье, уровень физической подготовленности, учебная мотивация и т.д.). Анализ данных, полученных в ходе педагогического контроля, позволяет определить правильность выбора средств и методов физического воспитания, спланировать педагогический процесс и внести необходимые коррективы в учебный процесс [25, с.78].
Педагогический учет – это регистрация показателей образовательного процесса в зависимости от характеристик его конкретной составляющей.
Целью педагогического учета является регистрация результатов, достигнутых с использованием наиболее объективных средств измерения.
Педагогический контроль и учет, по сути, являются двумя компонентами единой процедуры, направленной на получение объективной информации о состоянии образовательного процесса [5, с. 114].
В физическом воспитании студентов используют пять разновидностей педагогического контроля:
1. Предварительный контроль предназначен для идентификации данных учащихся, обычно проводится в начале и в конце учебного года. В качестве средства контроля физической подготовленности используются моторные тесты, в основном общей физической направленности (скорость бега на 30 м, подтягивание, прыжок в длину с места и т.д.). Результаты учитываются в соответствии с показателями оценки двигательной подготовки, принятыми в отечественной системе. Оценка результатов предварительного контроля нецелесообразна, поскольку эти данные не учитываются в качестве данных об успеваемости учащегося.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урок физкультуры в школе – это довольно сложный учебный процесс, который имеет много разных компонентов, свою специфическую структуру и содержание. Это также основная форма организации занятий по физическому воспитанию и развитию детей с первого по одиннадцатый классы.
Урок оказывает разностороннее влияние на тело и личность учащихся, он формирует для них различные мотивы, которые в какой-то степени влияют на проведение урока в целом. Также качество урока напрямую влияет на подготовку учителя к нему, его умение организовывать детей и урок в целом, пробуждает их интерес к занятиям. Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту. Уроки физкультуры должны быть тщательно и добросовестно подготовлены, особенно для начинающих учителей. Без подготовки к уроку невозможно провести его достаточно плодотворно и успешно.
Эффективность планирования, его оптимальность во многом будет зависеть от целого ряда факторов, которые необходимо принимать во внимание, т.е. учитывать при разработке процесса физического воспитания. Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления.
Сущность контроля в физическом воспитании – определение эффекта педагогических воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого. Следовательно, проблема управления в процессе физического воспитания решается с помощью аппарата управления, которым является педагогический контроль.
1. Агаджанян, Н.А. Адаптивные реакции организма / Н.А. Агаджанян, С.А. Чеснокова. – М., 1999. – 51 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2000. – 218 с.
3. Бикмухамедов, Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования. Теория и практика физической культуры / Р.К. Бикмухамедов. – М., 2008. – 97 с.
4. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителя / сост. В.П. Богословский. – М.: «Просвещение», 2001. – 144 с.
5. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.И. Родионова. – М.: «Академия», 2011. – 240 с.
6. Волков, В.М. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста. Спортивная физиология / В.М. Волков.– М., 1986. – 318 с.
7. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: «Академия», 2010. – 288 с.
8. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. – М.: «ФИС», 1980.– 76 с.
9. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / под ред. А.А. Гужаловского. – М.: «ФИС», 1998. – 204 с.
10. Железняк, Ю.Д. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, В.К. Петров. – М.: «Академия», 2012. – 264 с.
11. Ильинич, В.И. Физическая культура учащихся: учебное пособие / под ред. В.И. Ильинича. – М.: «Гардарики», 2010. – 371 с.
12. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ / В.М. Качашкин. – М.: «Просвещение», 2001. – 304 с.
13. Качашкин, В.М. Физическое воспитание в начальной школе / В.М. Качашкин. – М.: «Просвещение», 2002.– 196 с.
14. Каюров, В.С. Книга учителя физической культуры / под ред. B.C. Каюрова.– М.: «ФИС», 1983.– 168 с.
15. Коробейников, Н.Л. Физическое воспитание. Учебное пособие / Н.Л. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М.: «ВШ», 1999. – 219 с.
16. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: «Советский спорт», 2011. – 464 с.
17. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / под ред. В.И. Ляха. – М., 2004. – 97 с.
18. Лях, В.И. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1–11-х классов с направленным развитием двигательных способностей / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. – М.: «Просвещение», 2003. – 64 с.
19. Матвеев, Л.П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – М.: «Дрофа», 2011. – 64 с.
20.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для общеобразовательных школ / Л.П. Матвеев. – М.: «ФиС», 2005.– 75 с.
21. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. – М.: «Просвещение», 2004.– 119 с.
22.Сальников, В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности. Теория и практика физической культуры / В.А. Сальников. – М., 2009. – 172 с.
23. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учебное пособие / В.С. Селиванов, под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2004. – 336 с.
24. Сидоров, А.А. Педагогика: учебник для преподавателей и тренеров по дисц. «Физ. Культура» / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: «Терра – Спорт», 2005. – 272 с.
25. Торохова, Е.И. Валеология: словарь / Е.И. Торохова. – М.: «Флинта», 2004. – 463 с.
26. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / под ред. В.П. Филина. – М.: «ФИС», 1999. – 284 с.
27. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: «ФиС», 2001. – 224 с.
28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: «Академия», 2008. – 480 с.