ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Психологические особенности формирования и развития личности младшего школьника
Заключение п. 1.1
1.2 Физическое развитие детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
Заключение п. 1.2
Заключение по главе 1
2.1 Характеристика и содержание ритмической гимнастики
Заключение п. 2.1
2.2 Средства и методы ритмической гимнастики
Заключение п. 2.2
Заключение по главе 2
3.1 Формирование у детей младшего школьного возраста координации движений, чувства ритма, музыкальности и пластичности на занятиях ритмической гимнастикой
Заключение п. 3.1
3.2 Влияния занятий ритмической гимнастикой на организм детей младшего школьного возраста
Заключение п. 3.1
Заключение по главе 3
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Особое место в системе общего образования занимает физическое воспитание детей младшего школьного возраста. В этом возрасте здоровье формируется в результате целенаправленного педагогического воздействия: общая выносливость, работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Физическое воспитание ребенка в учебном заведении в значительной степени гарантируется различными видами физических упражнений. Среди них большое значение и место занимают ритмические движения.
Даже в античном мире физические упражнения под музыку использовались для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, в конечном итоге силы, выносливости.
Ритмическая гимнастика – это оздоровительная гимнастика, основными средствами которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно в плавной манере и украшенные танцевальными движениями. Само название этого вида двигательной деятельности указывает на ритмичность движений, и они отражают естественные потребности ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики дети развивают внимание, учатся концентрироваться на том, чему учатся, делают это легко и весело, без особого направления. У них развивается способность к постоянному вниманию и сосредоточенности, которые имеют важное значение для успешного обучения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Психологические особенности формирования и развития личности младшего школьника
В каждом возрасте человеческий организм имеет свои особенности и характеристики психологического и физического развития. На протяжении жизни эти характеристики претерпевают качественные изменения.
По мнению исследователя В.В. Давыдова «младший школьный возраст представляет собой особый период в жизни ребенка, который был выделен учеными сравнительно недавно» [1, с. 257]. По его мнению, это связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного образования, и полного среднего образования.
Однако не все исследователи выделяют младший школьный возраст в отдельный период жизни ребенка. Например, Л.С. Выготский считает, что этот период входит в период «школьного возраста», который начинается в 7 лет и связан с определенным детским кризисом. Отечественный исследователь Д.Б. Эльконин в своих работах отмечает такой период детской жизни, как детство, которое делится на дошкольный и младший школьный возраст. Он считает, что «переход от младенчества к детству характеризуется определенными достижениями и появлением чувства вины» [14, с. 172].
Существует современная возрастная периодизация, согласно которой младший школьный возраст – это период от 6–7 лет до 9–11 лет. Начинается данный период с психологического кризиса ребенка, о котором в своих исследованиях говорит Л.С. Выготский. Этот кризис связан с тем, что в ребенке черты детства сочетаются с начинающими в нем формироваться особенностями школьника.
2 РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ВИД ФИЗКУЛЬТУРНО–СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Характеристика и содержание ритмической гимнастики
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, основной целью которых является укрепление здоровья человека и поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.
Упражнения ритмической гимнастики могут с успехом применяться в различных формах организации физического воспитания, как разминочные, общие или специальные физические упражнения в учебно–тренировочной деятельности различных видов спорта, а также во всех формах организации физического воспитания в школах.
В методической литературе существует множество определений ритмической гимнастики, отражающих специфику этого вида физической активности.
О.А. Иванова и Л.А. Ланцберг определяют ритмическую гимнастику как вид гимнастики, систему упражнений, дающую занимающимся людям бодрость и мышечное наслаждение, а также повышающую тонус нервной системы [13].
Е.Г. Попова определяет ритмическую гимнастику как одно из разновидностей базовой гимнастики, содержание которой разнообразно, просто в технике исполнения, физических упражнений, выполняемых в основном под эмоциональную и ритмическую музыку различного рода.
Ритмическая гимнастика – это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных областей гимнастики.
3 ВОЗДЕЙСТВИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
3.1 Формирование у детей младшего школьного возраста координации движений, чувства ритма, музыкальности и пластичности на занятиях ритмической гимнастикой
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных умений, реализованных в физической активности человека. В этот период устанавливается базовая культура движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения и обучаются новым двигательным навыкам.
Почти все моторные показатели ребенка демонстрируют высокие темпы роста. В этом возрасте развивается моторика, потому что движение – это основная потребность ребенка.
В период от 7 до 12 лет наиболее интенсивный рост наблюдается по показателям координации движений. Естественный прирост координации движений составляет в среднем 63,3% для девочек и 56,2% для мальчиков. По этой причине упражнения по координации движений по праву занимают одно из важнейших мест в процессе физической культуры и спортивных тренировок. Эти упражнения воспитывают у детей способность быстро ориентироваться в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
Разнообразие средств и методов использования координационных упражнений очень важно для повышения эффективности педагогического процесса. Выбор таких упражнений основывается на принципе от простого к сложному.
В этом отношении можно согласиться со многими экспертами, что ритмическая гимнастика может улучшить и усилить координацию движений.
Ритмическая гимнастика относится к тем видам гимнастики, которые улучшают здоровье, основной целью которых является укрепление здоровья человека, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.
ВЫВОДЫ
Ритмическая гимнастика считается одним из видов оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений состоит из общих развивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других простых упражнений.
Особенностью ритмической художественной гимнастики является музыкальное сопровождение.
В художественной гимнастике можно выделить достаточное количество вариантов, которые отличаются друг от друга по содержанию и структуре урока. Оздоровительные направления художественной гимнастики включают классическую аэробику, гимнастику с использованием базовых шагов, танец с использованием различных современных танцевальных стилей и направлений и т.д.
Использование нетрадиционных методов – ритмической гимнастики – помогает завлечь ребенка к физической культуре, сформировать потребность в занятиях ей. А затем привычка самостоятельной физической активности, что привлекает детей к здоровому образу жизни. Отсутствие моторики является одной из причин ослабления организма ребенка. С помощью ритмической гимнастики можно компенсировать недостаточную двигательную активность, которая существует в учреждениях образования.
1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3–е изд. – Москва : Айрис–пресс, 2007. – 144 с.
2. Акбашев, Т.Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни» / Т.Ф. Акбашев. – Москва : Издательство ТОО «Вервия». – 1995. –89 с.
3. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А. Алябьева. – Москва : ТЦ Сфера, 2004. – 88 с.
4. Антропова, М.В. Режим для младшего школьника / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева. – Москва : Вентана – Графф, 2003. – 24 с.
5. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям / С.Г. Арзуманов. – Феникс, 2009
6. Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет / Е.А. Бабенкова, О.М.Федоровская. – Москва : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
7. Батечко, С.А. Двенадцать шагов к здоровью с «Тяньши». Серия «Медицина для вас» / С.А. Батечко, В.С. Бирюков, Е.К. Арийчук, Н.А. Деревянко. – Ростов н / Д : Феникс, 2003. – 480 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б Богоявленская. – Москва : Академия, 2002. – 320 с.
9. Борисова, М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования / М.М. Борисова. – Москва : Обруч, 2014. – 256 с.
10. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр/ В.М. Букатов. – Москва : Московский психолого–социальный институт: Флинта, 2003. – 152 с.
11. Вавилова, Е.Н. Развитие основных движений у детей 3–7 лет. Система работы / Е.Н. Вавилова. – Москва : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
12. Вареник, Е.Н. Физкультурное–оздоровительные занятия с детьми 5–7 лет / Е.Н. Вареник. – Москва : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
13. Власова, З.Н. Физическая культура для всех и для каждого/ З.Н. Власова, Т.В. Забалуева. – 3–е изд. – Москва : Просвещение, 1998. – 140 с.
14. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1991. – 93 с.
15. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленч. – Москва : Просвещение, 1987. – 143 с.
16. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст / Л.Д. Глазырава. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 272 с.
17. Гончарова, Н.И. В мире музыкальных игр / Н.И. Гончарова. – Витебск, 2003 – 136 с.
18. Жук, Л.И. Музыкальные игры и конкурсы / Л.И. Жук. – Минск : Красико–Принт, 2008. – 128 с.
19. Залетаев, И.П. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / И.П. Залетаев, В.П. Шеянов, Б.И. Загорский. – Москва : Высш. шк., 1984. – 287 с.
20. Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки/ Е.И. Зуев, Г.Б. Мейксон. – Москва: Просвещение, 1997. – 192 с.
21. Иова, Е.П. Утренняя гимнастика под музыку / Е.П. Иова, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях. – Москва : Просвещение, 1997. – 112 с.
22. Колодницкий, Г.А. Ритмические упражнения, хореография и игры / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М. : Дрофа, 2004. – 96 с.
23. Матов, В.В. Ритмическая гимнастика для школьников / В.В. Матов., О.А. Иванов, И.Н. Шарабанова : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.– 480 с.
24. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей/ Р.М. Миронова. – Москва : Нар. асвета, 1989. – 176 с.
25. Никашина, Г.И. В мире фантазии и звуков / Г.И. Никашина. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 110 с.
26. Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей / Т.Н. Образцова. – Москва : ООО «Этрол», 2005. – 160 с.
27. Развитие гибкости [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://trenexpert.ru/yoga/razvitie–gibkosti.
28. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / сост. Л.А. Баренбойм. – Москва : Музыка. Ленинградское отделение, 1970. – 160 с.
29. Стендаль Ф. Записные книжки Стендаль / Ф. Стендаль. – Москва : Вагриус, 2008. – 160 с.
30. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе / Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 635 с.