ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О. УАЙЛЬДА
1.1 Соотношение эстетических деклараций и художественной практики О. Уайльда
1.2 Специфика романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
ГЛАВА 2 ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ
2.1 Роль портрета в сюжете и замысле романа
2.2 Система персонажей
2.3 Анализ кульминационной части романа
2.4 Роман «Портрет Дориана Грея с точки зрения энтропийного времени
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Оскар Уайльд является одним из наиболее известных и почитаемых писателей. "Настоящий художник" (Брюсов), "прирожденный писатель" (Олдингтон) – так отзывались об Оскаре Уайльде литераторы разных стран и разных поколений. Оскар Уайльд является автором необычных парадоксов и ярких эпиграмм. Оскар Уайльд оставил след в мировой литературе в разных ипостасях: как романист, новеллист, сказочник, драматург, как теоретик нового литературного направления – эстетизма. Творчество Уайльда вошло в историю литературы и театра, привлекая не только исследователей, но и читателей и зрителей. В сочинениях писателя достоинства и недостатки соединены и не имеют четких границ между собой. Работы писателя иносказательны, сложны. В них необходимо вчитываться, их глубокий смысл нужно расшифровать. В его произведениях на языке образов передаются сложные проблемы и глубокие мысли.
Система образов персонажей представляет из себя одну из самых интересных, сложных и насыщенных составляющих любого художественного произведения, наиболее трудную для понимания и постижения читателя. Несмотря на это, рассмотрение образной системы персонажей, способов ее языкового воплощения и анализ заложенных в ней авторских идей представляет огромную ценность для лингвистов и литературоведов, т.к. в способах языкового воплощения системы образов находит отражение художественный стиль эпохи, авторский стиль, авторское настроение и мировоззрение.
ГЛАВА 1 ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О. УАЙЛЬДА
1.1 Соотношение эстетических деклараций и художественной практики О. Уайльда
Идеалистическая философия искусства, разработанная Уайльдом в его трактатах, была выражением глубокого упадка буржуазной эстетической мысли. В нее также входила защита «чистого искусства», становление которой Уайльд считал «главной догмой» своей эстетики. Определение искусства как «откровения» [2, с.84] проводило прямую связь с агностицизмом, характерным большинству реакционным буржуазным философиям в конце века.
Ницшеанский культ сильной и независимой личности присутствовал в эстетике Уайльда на одном уровне с идеологией христианского социализма и ярко выраженным декадентским ощущением его времени как периода глубокого кризиса - с побуждением безудержного наслаждения жизнью.
Отстаивая таким образом основной тезис идеалистической эстетики – фактическую независимость искусства от жизни - и призывая к побегу от реальности в иллюзорный мир фантазий, Уайльд утверждал, что искусство по своей природе проявляет антагонистические настроения в отношении реальности, является враждебным для любых социальных и моральных идей. Например, обсуждая силу таланта Мопассана, автор не фокусируется на реалистичной ориентации данного таланта, предпочитая использовать яркие эпитеты, вроде «обнажает гнилые язвы и воспаленные раны жизни».
Решив не отражать в своих произведениях общие социальные положения своего времени, Уайльд ставит своей целью описать характерный упадок многих сфер общества, заменяя и дополняя реалистичные изображения в своих работах импрессионистскими элементами, утверждая при этом, что современное искусство обязано «передавать мгновенное положение, мгновенное появление определенного объекта» [9, с. 24].
ГЛАВА 2 ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ
2.1 Роль портрета в сюжете и замысле романа
20 июля 1890 года «Ежемесячный журнал Липпинкотта» (Lippincott’s Monthly Magazine) опубликовал первое издание «Портрета Дориана Грея». На создание романа у автора ушло чуть больше трех недель, и это был единственный раз, когда работа заняла так много времени.
В апреле следующего 1891 года роман был опубликован отдельным изданием со значительными дополнениями. В новом варианте автор добавил шесть новых глав и краткое предисловие.
На самом деле, в истории о красивом молодом человеке Дориане Грее, который служил моделью для художника Бэзила Холлварда для своего лучшего портрета, а затем стал, под влиянием проповедника-гедониста лорда Генри Уоттона, неисправимым эгоистом и безразличным к морали искателем удовольствий, попавшим на путь порока, вполне правдоподобна в контексте того времени и органично вписывается в рамки подлинности Викторианской эпохи.
Элемент фантастики заключался в том, что человек и портрет, словно поменялись ролями: Дориан Грей в течение восемнадцати лет остается внешне неизменным, а тяжелая функция старения предполагает картина, на которой время, страсти и пороки оставляют свои следы.
Этот сюжетный мотив имеет чётко определенную литературную родословную. Мотив загадочной связи судьбы человека с его портретом мог быть заимствован Уайльдом из знаменитого романа К.Р. Метурина «Мельмот странник». В этом же ряду находятся произведения Э.Т.А. Гофмана, Гете, «Чудесная история о Питере Шлемиеле» А. Шамиссо, роман Б. Дизраэли «Вивьен Грей», «Палм или приключения джентльмена» Э. Бульвер-Литтон и, пожалуй, прежде всего - «Шагреневая кожа» О. Бальзака. Наконец, если мы говорим о влиянии литературных предков на Дориана Грея, следует назвать еще одну книгу - «Ядовитую книгу», которую дает молодой лорд Дориана Генри.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь и творчество Оскара Уайльда, больше, чем любого другого писателя, во многом подтверждают обоснованность высказывания Честерфилда, также великого остроумия и моралиста XVIII века.
О. Уайльд является одной из самых замечательных и противоречивых фигур в английской литературе. И во время его жизни, и после его смерти его имя оставалось крайне известным.
Писательская карьера О. Уайльда развивалась как своего рода калейдоскоп. Репутация ни одного писателя своего поколения не претерпела столько разных трансформаций - от насмешек до обожания, от обожания до славы, от триумфальной славы до бесчестия, позора и презрения; и со временем, посмертно, возвращение к славе и триумфу.
В начале 90-х годов ХIХ века О. Уайльд стремительно завоевал общественное признание и известность в английских литературных кругах как блестящий ум, эксцентричная личность, эстет и писатель, характерной чертой которого являлась красота и элегантность стиля и проницательность.
Каждое его слово было поймано на лету, он казался другим мятежником, носителем беспрецедентной новизны. В его афоризмах, эпиграммах, парадоксах и философских замечаниях можно увидеть отвержение общества с его законами и моралью.
Работа Оскара Уайльда крепко взаимосвязана со многими явлениями не только в английском, но и в западноевропейской литературе в целом. Сам Уайлд подчеркнул эту связь, назвав ряд близких ему имен. Его кумирами были Эдгар По, Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Джон Раскин и Уолтер Пэйтер.
1. Аксельрод, Л.И. Мораль и красота в произведениях О. Уайльда / Под ред. Л.И. Аксельрод - Иваново-Вознесенск, 2018 – 126 с.
2. Акройд, П.В. Последнее завещание Оскара Уайльда / Под ред. П.В. Акройд – Москва, 2019 – 21с.
3. Андреев, Л.Г. Импрессионизм / Под ред. Л.Г. Андреева – Москва, 2017 – 195 с.
4. Аникин, Г.В. История английской литературы / Под ред. Г.В. Аникина – Москва, 2017 – 324 с.
5. Бахтин, М.М. К философским основам гуманитарных наук / Собрание сочинений под ред. Бахтина М.М. – Москва, 2019 – 351 с.
6. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / Учебное пособие под ред. А.Б. Есина - Минск: Издательство «Наука», 2018 - 248 с.
7. Каркарян, Ю.А. Оскар Уайльд и армянская литература / Под ред. Ю.А. Каркарян - Ереван, 2018 – 247 с.
8. Колесник, С.А. «Портрет Дориана Грея» / К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе под ред. С.А. Колесника - Москва, 2017 – 246 с.
9. Ладыгин, М.Б. Эстетические принципы О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» / Под ред. М.Б. Ладыгина - Москва,2017 -172 с.
10. Порфирьева, Т.А. Проблема автора в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» / Под ред. Т.А. Порфирьева – Москва, 2017 – 66 с.
11. Пысина, О.Ю. Экспрессивные средства описания внешности персонажей на материале романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» / Образные и экспрессивные средства языка под ред. О.Ю. Пысина – Москва, 2018 -11 с.
12. Руднев, В.А. Текст и реальность / Направление времени в культуре под ред. В.А. Руднева – Минск, 2019 – 17 с.
13. Руднев, В.А. Морфология реальности / Исследование по «философии текста» под ред. В.А. Руднева – Минск, 2019 – 25 с.
14. Талмацкая, Л.М. Экспрессивно-стилистическая функция членения на абзацы в предисловии к роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» / Прагматико-функциональное исследование языков. Романо-германская филология - Кишинёв, 2017 – 32 с.
15. Тишунина, Н.В. Западноевропейский символизм и русская литература / Под ред. Н.В. Тишунина – Москва, 2018 – 96 с.
16. Фёдоров, А.А. Проза О.Уайльда и проблема творческой личности / Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века под ред. А.А. Фёдорова - Уфа, 2019 -111 с.
17. Фёдоров, А.А. Английский эстетизм: понятие красоты и альтернативы индивидуального сознания / Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы под ред. А.А. Фёдорова - Свердловск, 2018 -144 с.
18. Уайльд Оскар, Портрет Дориана Грея / Собрание сочинений в трёх томах под ред. Оскара Уайльда - Москва, 2016 – 489 с.
19. Уайльд Оскар, Полное собрание сочинений / Под редакцией Оскар Уайльд – Москва, 2017 – 189 с.
20. Уайльд Оскар, Избранные произведения / Под ред. Оскара Уайльда – Москва, 2018 – 202 с.
21. Урнов, М.В. Ужасные дети / На рубеже веков. Очерки английской литературы под ред. М.В. Урнова (конец XIX - начало XX века) – Минск, 2018 -163 с.
22. Wilde, O. The picture of Dorian Grey / O. Wilde. – San Diego: ICON Classics, 2005. – 322 p.