ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА Ч. ДИККЕНСА
1.1 Художественные особенности произведений Ч. Диккенса
1.2 Оригинальность художественных приемов и средств в произведениях Ч. Диккенса
Выводы по Главе 1
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОМАНА Ч. ДИККЕНСА «ХОЛОДНЫЙ ДОМ»
2.1 Место романа «Холодный дом» в творчестве Ч. Диккенса
2.2 Художественные приемы и средства в романе Ч. Диккенса «Холодный дом»
2.3 Специфика творчества Ч. Диккенса
Выводы по Главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Влияние Чарльза Диккенса, великого английского писателя, на мировую литературу не подлежит сомнению. Еще при жизни Ч. Диккенс завоевал репутацию выдающегося новеллиста, тонкого сатирика и убежденного гуманиста. Литературное наследие Ч. Диккенса не было предано забвению и востребовано по сей день за счет художественной ценности и актуальности поднятых проблем, поэтому Ч. Диккенс остается известным писателем, имя которого сегодня на слуху даже у тех, кто не читал его произведения.
О творчестве Ч. Диккенса пишут исследователи Великобритании, США, Австралии, Японии, Китая, Индии, России, Германии, Франции, Италии и других стран мира. Среди зарубежных ученых можно назвать работы таких исследователей, как Э. Уилсон, Ф. Р. Ливис, Б. Харди, Э. Сэндерс, Э. Эйгнер, К. Томалин, П. Акройд, М. Эндрюс.
Кроме того, о Ч. Диккенсе высказывались и его коллеги по творческому цеху, такие писатели как Э. По, Д. Гиссинг, Г. Уэллс, Б. Шоу, П. Акройд. В России XIX века о нем оставили проницательные суждения В. Белинский, Н. Некрасов, Ф. Достоевский, Л. Толстой. Значительный вклад в «диккенсоведение» внесли такие исследователи, как А. Аникст, В. Ивашева, Т. Сильман, М. Тугушева, Д. Урнов, Н. Соловьева и др.
Несмотря на большее количество работ, посвящённых творчеству Ч. Диккенса, литературоведы до сих пор пересматривают, заново критически оценивают и дополняют существующие исследования, что свидетельствует об актуальности нашей работы.
Объектом нашего исследования является роман Ч. Диккенса «Холодный дом».
Предметом изучения проблематика романа Ч. Диккенса «Холодный дом».
Целью данного исследования является анализ романа Ч. Диккенса «Холодный дом». Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести анализ художественных особенностей произведений Ч. Диккенса.
2. Определить оригинальность художественных приемов и средств в произведениях Ч. Диккенса.
3. Определить место романа «Холодный дом» в творчестве Ч. Диккенса.
ГЛАВА 1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА Ч. ДИККЕНСА
1.1 Художественные особенности произведений Ч. Диккенса
В 30-е гг. XIX века в английской литературе наступает переход от романтизма к реализму, пик которого приходится на 40‑е гг. О переходных периодах в литературе как об источниках возникновения новых жанровых структур писал Тамарченко: «Новые жанры чаще всего рождаются на пересечении новых литературных направлений, вызванных вступлением общества в новый этап своей истории, и литературных традиций. Тогда происходит скрещивание традиционных форм (в том числе и жанровых) с новыми общественными и художественными задачами наступающей эпохи» [15, с. 260]. Именно в этот переходный период писал Чарльз Диккенс, пытаясь отобразить реальную картину происходящего, он скрещивает в своем творчестве романтизм и реализм, что подтверждают многие критики [4, с. 130].
К середине XIX века в Англии завершается промышленный переворот, который кроме того, что положил конец ручному труду, также поделил страну на ярко выраженные социальные слои: олигархия (в руках которой сосредоточена власть), буржуазия и пролетариат. Зарождается движение чартизма, творчество чартистов оказало большое влияние на Диккенса, и хоть он и не разделял их взглядов, однако в его негодовании против общественного неравенства и страстной защите простого народа просматривается подъем общественного сознания, вызванный именно чартистским движением. «Величайшая заслуга английского критического реализма состоит в том, что он в лучших своих творениях сумел откликнуться на существенные вопросы, выдвинутые основным конфликтом эпохи – конфликтом между пролетариатом и буржуазией» [2, с. 9].
Написание социальных романов Чарльза Диккенса приходится на период зарождения и последующего расцвета реализма в литературе, который раскрывает глубину социальных противоречий в обществе [9, с. 123]. Диккенс одним из первых начинает описывать «теневые стороны» жизни «процветающей» Англии. До него воры, разбойники и взломщики изображались скорее как положительные герои: «славные ребята (большей частью любезные), одеты безукоризненно, кошелек туго набит, знатоки лошадей, держат себя весьма самоуверенно, преуспевают в галантных интригах, мастера петь песни, распить бутылку, сыграть в карты или кости – прекрасное общество для самых достойных» [5, с. 5].
Выводы по Главе 1
1. По настоящее время не сложилось единого мнения относительно творчества Ч. Диккенса.
2. Написание его социальных романов приходится на период зарождения и последующего расцвета реализма в литературе.
3. Диккенс одним из первых начинает описывать социальные проблемы Англии того времени.
4. Тексты Диккенса отличаются высоким уровнем эмоционального напряжения, действия героев и все события по ходу развития сюжета получают явно выраженную авторскую оценку.
5. Особое значение для передачи состояния персонажей и оценки ситуации приобретают у Чарльза Диккенса описания быта, который сопровождает действующих лиц.
6. Особенностью творчества Диккенса является его любовь к использованию юмора, а в частности иронии в качестве инструмента обличения персонажей. В своих произведениях он высмеивал недостатки общественного строя в надежде что-то изменить.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОМАНА Ч. ДИККЕНСА «ХОЛОДНЫЙ ДОМ»
2.1 Место романа «Холодный дом» в творчестве Ч. Диккенса
Знаменитый английский писатель Чарлз Диккенс родился в семье портового чиновника, но детство его прошло в нищете, так как отец разорился и попал в долговую тюрьму. Юный Чарлз не смог получить образование, еще будучи мальчиком он помогал семье и заботился о собственном пропитании. В молодости Диккенс работал парламентским стенографом и газетным репортером. Его писательская карьера началась в 1833 г. с публикации нравоописательных очерков, эссе и рассказов в периодических изданиях, а первое большое произведение в этом жанре - «Очерки Боза» (1836).
Всего Диккенс написал 15 романов, несколько книг очерков, повестей и рассказов и ряд пьес. Его перу принадлежат такие романы, как «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837), «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Лавка древностей» (1841), «Мартин Чезлвит» (1844), «Домби и сын» (1848), «Холодный дом» (1853), «Крошка Доррит» (1857), «Большие ожидания» (1861) и др. Это авантюрно-приключенческие, социально-проблемные, социально-психологические и исторические романы.
Первые же романы стали основой для материального благополучия писателя. Он жил в Лондоне и в загородном доме с многочисленным семейством, издавал два литературно-художественных журнала - «Домашнее чтение» и «Круглый год» («Household Words», «All the Year Round»). Обладая актерским талантом, Диккенс «постоянно участвовал в любительских спектаклях и разъезжал по стране с чтением своих сочинений».
Роман «Холодный дом» вышел в 1853 году. Диккенс нарисовал как общественную, так и частную жизнь английской буржуазии. Мрачным, «холодным домом» представляется писателю его родина, где господствующие общественные законы гнетут и калечат души людей, и он заглядывает в самые темные уголки этого большого дома.
В «Холодном доме» три основные темы:
1. Тема Канцлерского суда, разворачивающаяся вокруг отчаянно скучного процесса «Джарндисы против Джарндисов», ее символизирует лондонский туман и сидящие в клетке птички мисс Флайт. Она представлена адвокатами и безумными участниками тяжбы.
Выводы по Главе 2
1. Диккенс написал 15 романов, несколько книг очерков, повестей и рассказов и ряд пьес. В своих произведениях он поднимает тему противоречий между бедностью и богатством.
2. Роман «Холодный дом» вышел в 1853 году. Его основные темы: тема Канцлерского суда, тема несчастных детей, тема тайны.
3. Роману характерно множество персонажей и несколько переплетающихся сюжетными линиями.
4. Для достижения наибольшего эффекта Ч. Диккенс использует в романе большое количество художественных троп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ч. Диккенс по праву входит в плеяду великих писателей Англии, он оказал огромное влияние, как на литературу своего времени, будучи еще при жизни признанным современниками, так и на последующие поколения писателей. Как все великие художники Диккенс заставляет нас пересматривать наше отношение к искусству, что, по сути, и является мерой его величия. Его творчество стало отражением положения народных масс в данное время, чем обуславливается принадлежность к реализму, но наряду с этим в его произведениях, особенно в описаниях героев, просматриваются характерные черты романтизма.
Палитра используемых писателем языковых средств отличается уникальным разнообразием и включает множество образной лексики и фразеологических выражений. В своих произведениях автор использует большое количество художественных приемов: иронию, метафору, повторы, эпитеты, сравнения, синонимический повтор, гиперболу, олицетворение. Что позволяет ему в большей степени воздействовать на читателя, описать эмоциональное состояние героев и их окружение.
Своеобразие писательской манеры Диккенса с большой отчетливостью выступает в его романе «Холодный дом». Вещи и явления обретают у него самостоятельную жизнь. Они знают тайну каждого из героев и предугадывают его судьбу. Творческий замысел Диккенса раскрывается не только через мысли и поступки героев, но и через весь образный строй романа. В реалистической символике Диккенса воссоздается все сложное переплетение человеческих судеб, внутреннее развитие сюжета, раскрывая огромную правду о жизни «холодного дома».
Проанализировав романа «Холодный дом», мы обнаружили следующие художественные приемы: сравнения, метафоры, повторы, риторические вопросы и ответы, аллитерация, ассонанс, косвенная передача речи, метонимия и синекдоха. Данные стилистические приемы служат важным средством связи между членами предложения, отдельными предложениями, абзацами, а иногда и целыми главами произведения. Они позволяют автору передать значительную дополнительную информацию эмоциональности, экспрессивности и стилизации, что помогает автору создать реалистичную картину жизни английского общества того времени.
1. Аникст, А. История английской литературы / Аникст А. – М., 1956. – 483 с.
2. Анисимова, И. История английской литературы / Анисимова И., Елистратова А. , Иващенко А. – М. : Академии Наук СССР, 1955. – 446 с.
3. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа / Л. Г. Бабенко. – М., 2004. – 464 с.
4. Васильковская, А. А. Переход от романтизма к реализму / А. А. Васильковская // Современные аспекты гуманитарного знания : материалы II Международной научно-практической конференции, Воронеж, 31 марта 2017 г. / Научно-информационный центр «Интернум» - Воронеж, 2017. – С. 129–134.
5. Диккенс, Ч. Собрание сочинений : в 20 т. / Ч. Диккенс. : – М.: ТЕРРА – Кн. клуб, 1999. – Т. 5 : Приключения Оливера Твиста. – 431 с.
6. Диккенс, Ч. Холодный дом / Ч. Диккенс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://royallib.com/book/dikkens_charlz/holodniy_dom.html.
7. Ивашева, В. В. Творчество Диккенса / В. В. Ивашева. – М., 1954. – 472 с.
8. Катарский, И. М. Диккенс / И. М. Катарский. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 272 с.
9. Михальская, Н. П. История английской литературы : учебник для гуманитарных факультетов вузов / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин. – М. : Академия, 1998. – 516 с.
10. Михальская, Н. П. Чарльз Диккенс / Н. П. Михальская. – М., 1987. – 128 с.
11. Набоков, В. В. Лекция о Диккенсе / В. В. Набоков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-notabene.ru/fil/article_119.html.
12. Нерсесова, М. А. Творчество Чарльза Диккенса / М. А. Нерсесова. – М., 1957. – 32 с.
13. Пирсон, X. Диккенс / Х. Пирсон. – М. : Молодая гвардия, 1963. – 512 с.
14. Сильман, Т. И. Диккенс / Т. И. Сильман. – Ленинград, 1970. – 376 с.
15. Тамарченко, Г. Е. Чернышевский – романист / Г. Е. Тамарченко. – Л. : Худ. лит., 1976. – 450 c.
16. Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса / Э. Уилсон. – М. : Прогресс, 1975. – 318 с.
17. Dickens, Ch. Bleak House / G. P. Landow [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.literaturepage.com/read/dickens-bleak-house.html.
18. Dickens, Ch. David Copperfield / Ch. Dickens. – London : Penguin Group, 2013. – 985 p.
19. Landow, G. P. Publishing in Parts, Periodicals, and Dickens’s Working methods / G. P. Landow [Electronic resource]. – Mode of access: http: // victorianweb.org/authors/dickens/parts.