Биография писателя и ее проекция в художественном тексте
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Биография писателя и ее проекция в художественном тексте»
по дисциплине: «Литература»
2021
45.00 BYN
Биография писателя и ее проекция в художественном тексте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Литература
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Биографический и психологический методы в литературоведении
1.2 Биографические элементы как часть нарратива
ГЛАВА 2. ПРОЕКЦИЯ АВТОРСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЗЕ ДЖОЗЕФА КОНРАДА
2.1 Биографические элементы в романе «Сердце тьмы»
2.2 Проблема идентичности в романе «Сердце тьмы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена исследованию способов отражения элементов биографии британского писателя польского происхождения Джозефа Конрада в его романах о морских путешествиях в экзотические страны.
Многие исследователи окрестили Джозефа Конрада польским гением с далекого края Англии, что отражает всю парадоксальность автора как романиста: кем себя ощущал Джозеф Конрад - поляком или англичанином? Отсюда возникает самосознание, часть личности не только самого Конрада, но и любого другого писателя. Важно потому, что в его произведениях освещаются проблемы верности и отчуждения, личные переживания важнее общественных.
Конрада можно описать как человека сильного в своих нравственных исканий и воображения, его натура полностью пропитана творчеством, при этом он не мог отринуть мысль о путях самовыражения. Его самовыражением стало литературное поприще. Плавание давало пищу для писательских идей и размышлений, которые стали основой его произведений.
Учитывая многообразные детали, нюансы, характеристики и образы, можно сделать вывод, что Джозеф Конрад – писатель с рациональными взглядами, для которого идея была важнее всего.
Актуальность исследования. Несмотря на интерес к творчеству писателя в зарубежном литературоведении, количество работ отечественных ученых, посвященных Джозефу Конраду, невелико.
Методы исследования. Методологическое обоснование данного исследования непосредственно связано с его тематической составляющей, поэтому требует особого внимания. Под понятием методология понимается совокупность наук, их исторической и хронологической сущности, социальной подосновы, оценочной направленности. Другими словами, методология носит общефилософский, системный, общенаучный характер: она объединяет литературоведческие науки с другими науками и со сферой познания вообще. Методология в контексте литературоведения определяется как познавательная деятельность человека по отношению к себе самому и к миру в широком понимании. Далее же вырастает сам метод, который просто нельзя привнести в исследуемое явление и сделать универсальной категорией. Выбор метода осуществляется произведением, задачами исследования, возможностями и знаниями исследователя.
С другой стороны, разочарование в преобразующих мир познавательных возможностях человека во второй половине ХХ в. привело некоторых учёных к разочарованию в методологической основе и самих методов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Биографический и психологический методы в литературоведении
Если говорить о биографическом или психологическом методах, то мы должны помнить, что каждый из методов входит в большой пласт литературной критики. Соответственно, начиная анализировать биографический метод, мы можем дать ему иную именую форму – биографическая критика.
По своей природе биографический метод несет универсальный и всеобъемлющий характер. С другой стороны, мы можем трактовать данный метод, как процесс понимания и интерпретации опыта через национальные, культурные и традиционные границы для лучшего понимания индивидуальных аспектов и участия в жизни общества. Например, мы можем открыть какую-нибудь биографию не знаменитого человека, который жил при Людовике XI. Что из себя будет представлять данная биография: а) подтверждение истории; б) личный опыт/часть коллективного; в) биография как носитель национальных черт.
Сама по себе биография может перейти на дополнительный уровень сложности за счет личных и индивидуальных характеристик. Под этими характеристиками можно включить не только какие-то личные размышления, но, и наличие дневников, личных рассказов и записей, которые будут считаться частью биографии.
Интересной составляющей биографии является контекст. Под контекстом (в этом контексте) следует понимать определенные способы описания или набор описаний, придающие смысл его собственными временными и пространственными рамками, а также рамками исследователя и интерпретатора. Безусловно, мы можем рассматривать контекст с точки зрения времени, обстановки, места действия, социальных структур; во втором значении, контекст включает в себя биографическое время.
Биографическая критика - это метод, который использует личные данные, особенности и характеристики об авторе с целью понимания его произведений. Биографическая критика предполагает влияние жизни на литературное творчество автора. Знание фактов из его жизни может помочь читателям и критикам лучше понять его работы. Жизнь автора может отражать литературные тенденции его эпохи. Зная об эпохе, в которой жил и творил автор, читатель может лучше понять определенные слова, аллюзии, темы и персонажей его произведений. Кроме того, мы можем составить представление об аудитории, для которой автор писал свои книги.
ГЛАВА 2 ПРОЕКЦИЯ АВТОРСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЗЕ ДЖОЗЕФА КОНРАДА
2.1 Биографические элементы в романе «Сердце тьмы»
Роман по праву содержит правдивую информацию о собственном авторе и о времени, когда он был написан. Ряд достоверных фактов могли быть созданы намеренно или просто случайно, когда его автор выразил свои идеи словами. Как один из романов, о котором больше всего говорят в прошлом и в настоящем, «Сердце тьмы» имеет в некоторой степени биографические элементы. Несмотря на вымышленное содержание, произведение отражает пережитое автором, и те исторические события, свидетелем которых он стал в Конго в то время.
Джозеф Конрад отправился в Конго в 1890 году (теперь его название - Демократическая Республика Конго, ранее это был Заир), чтобы служить капитаном на пароходе, плывущем по реке Конго. Основная причина, по которой Конрад приехал туда, - осуществить свою детскую мечту, отправиться на африканский континент. По совпадению, он прибыл туда на пятом году правления бельгийского короля Леопольда II. Его годичный опыт работы там глубоко изменил его взгляды на человечество и философию белых людей в отношении «отсталых людей» или конголезцев. Он поддержал Европу (Брюссель) в 1891 году как совершенно другой человек по сравнению с годом ранее. Соответственно, некоторые события из жизни автора легли в основу романа.
Чтобы поехать в Конго, Конраду пришлось прибегнуть к помощи тети, которая по призванию писала романы. Благодаря ее влиянию Конрад получил работу в торговой компании капитаном парохода, который должен был отправиться в исследовательскую экспедицию под руководством Александра Делкоммуна в место под названием Катанга в Конго. Конрад был очень доволен перспективой посетить регион своей детской мечты. Однако удовольствие Конрада было сильно омрачено ссорой, которую он имел с братом Александра Делкоммуна, который работал менеджером в той же торговой компании на торговой станции по дороге. Конрад сформировал очень отрицательное мнение об этом менеджере, которого он обвинял во многих вещах, которые пошли не так с его путешествием по реке Конго, особенно в задержке его прибытия в пункт назначения. У Конрада было много других неприятных событий. Большинство переживаний Конрада во время этого визита были записаны им в дневник, который он назвал «Дневник Конго» (который будет упомянут и дальше). Одна запись в этом дневнике сообщает нам, что едва ли шестьдесят процентов европейских сотрудников компании оставались в Конго более шести месяцев из-за перенесенных ими болезней. Едва ли семь процентов европейцев могли противостоять климату Конго более трех лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведенного анализа можно сделать вывод: роман «Сердце тьмы» отражает многочисленные биографические события из жизни самого Джозефа Конрада:
1. В романе «Сердце тьмы» придуманный персонаж автором Марлоу точно так же рассказывает своим друзьям на палубе, что в детстве его очень привлекала африканская страна, известная как Конго, и что река Конго, протекающая через эту страну, произвела на него особое очарование. Этот же факт мы находим в биографии Джозефа Конрада, который был устремлен путешествовать по африканскому континенту.
2. Более подробные детали мы находим в биографии писателя, когда тому пришлось прибегнуть к помощи тети, которая по призванию писала романы. Благодаря ее влиянию Конрад получил работу в торговой компании капитаном парохода, который должен был отправиться в исследовательскую экспедицию под руководством Александра Делкоммуна в место под названием Катанга в Конго. Конрад был очень доволен перспективой посетить регион своей детской мечты. Однако удовольствие Конрада было сильно разрушено ссорой, которую он имел с братом Александра Делкоммуна, который работал менеджером в той же торговой компании на торговой станции по пути. В романе «Сердце тьмы» брат Алексендра Делкоммуна становится менеджером. Марлоу очень негативно отзывается о так называемом менеджере, потому что у Конрада сложилось отрицательное мнение о брате Алексендре Делкоммуне, с которым Конрад поссорился. Марлоу также получает работу капитана парохода благодаря влиянию своей тети.
3. Следующей знаковой чертой и этапом в биографии автора становится обязанность на пароходе самого Конрада. Ему необходимо было привезти одного из агентов компании, здоровье которого ухудшалось. Имя этого агента было Кляйн. Впоследствии он умер на борту парохода Конрада, на котором его доставили. Именно этот агент по имени Кляйн превратился в мистера Курца в «Сердце тьмы».
4. Во время своего визита в Конго у Конрада было много неприятных переживаний, которые он записал в дневник, который назвал «Дневник Конго». Марлоу также отмечает катастрофические последствия климата Конго для белых торговцев и агентов, посланных бельгийскими компаниями в этот регион.
1. Автономова, Н. Открытая структура / Н. Автономова. – М., 2009.
2. Джонс, Э. Гамлет и Эдип / пер. с англ. А. В. Белых. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. – 216 с.
3. Жеромский, C. Встречи с Конрадом / C.Жеромский, − Новая Польша, Варшава, 2018. – 73 с.
4. Жирмунский, В.М. Биография писателя / В.М. Жирмунский. – СПб: Изд-во СПбГУ, 1996. – 438 с.
5. Лихачев, Д. Внутренний мир художественного произведения / Д.Лихачев – Вопросы литературы. № 8. – 1968.
6. Сент-Бев, Литературные портреты. Критические очерки /Ш.Сент-Бев. -Издательство «Художественная литература» Москва, 1970.
7. Тамарченко, Н.Д. Теория литературы / Н.Д. Тамарченко, - М.: 2004. Т.2 - 368с.
8. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация /С.Г.Тер-Минасова. – М., 2000.
9. Тимофеев, Л. И. Словарь литературоведческих терминов/ редакторы - составители, С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, - Издательство «Просвещение» Москва, 1974. - 675 с.
10. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / Под ред. М.Г. Ярошенко. – М., 1989.
11. Хьюитт, K. Джозеф Конрад: проблема двойственности / К. Хьюитт. - "Иностранная литература" 2000, №7.
12. Эдель, Л. Биография Генри Джеймса / Л. Эдель, - Нью-Йорк, 1953-1972. – 545 с.
13. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин– М., 1977.
14. Allen, J. The sea years of Joseph Conrad / J. Allen, - New York: Doubleday, Doran & Company, 1965.
15. Benton, M. Literary biography: The Cinderella of literary studies / M. Benton, - Journal of Aesthetic Education,39(3), 2005. - 44-57.
16. Conrad, J. Heart of Darkness/ J. Conrad, - Anthology of English Literature, W. W. Norton, 1993.
17. Crunden, R. M. Freud, Erikson, and the historian: A bibliographical survey/ R. M. Crunden, - Canadian Review of American studies, 4(1), 1973. - 48-64.
18. Watts, C. Joseph Conrad: A literary life / C. Watts, - London: The Macmillan Press, 1989.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты