Введение
Глава 1. Особенности творчества Уильяма Шекспира
1.1. Общая характеристика творчества У. Шекспира
1.2. Характерные черты произведений У. Шекспира
Глава 2. Сюжеты и женские образы в комедиях Уильяма Шекспира
2.1. Сюжеты в комедиях У. Шекспира
2.2. Женские образы в комедиях Уильяма Шекспира
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Национальное единство, духовный подъем, насыщение культурной жизни – такова была ситуация, в которой на рубеже XVI-XVII вв. развернул творчество Уильяма Шекспира (1564-1616). Это богатство во многом объясняет выдвижение блестяще одаренного человека из народа, который, очевидно, не окончив провинциального приходского училища, приехал в столицу и всего за несколько лет стал крупнейшим литературным и театральным деятелем. Способность Шекспира была отмечена из его первых работ. Он нашел поддержку в творческой среде, во главе с автором и директором самой популярной театральной труппы того времени, по мнению некоторых современников, восторженное поклонение окружало его. Тот же современник, объективность которого подтверждается его полемическим отношением к «идолопоклонству» перед Шекспиром. Хотя следующая эпоха английской литературы в лице ее величайшего представителя, республиканского поэта Джона Мильтона, приняла и развила эту оценку, но с началом английской буржуазной революции XVII века. Драма Шекспира потеряла доступ к широкой аудитории, когда театры были закрыты. Возрождение Шекспира, имевшее место на рубеже XVII и XVIII веков, несло признаки значительных, в том числе необратимых, потерь.
Многие легенды о Шекспире, начиная с историй о его браконьерстве, содержат, по словам авторитетных шекспировских ученых, частички правды. Но в то же время от биографии к биографии происходят колебания между «богемным» и «буржуазным» Шекспиром.
Из века в век восприятие Шекспира менялось, но в то же время существует и преемственность, определяемая целостностью творений Шекспира. Мы понимаем растерянность Гамлета по-своему, но само состояние растерянности, а также шок, пережитый Лира, и творения Шекспира, которые на самом деле столь же неизолимы, как фигуры Микеланджело, хотя скульптура, в свою очередь, по-разному воспринимается разными эпохами.
Именно этим обусловлен выбор темы и актуальность исследования.
Объект исследования: творчество У. Шекспира, а предмет – женские образы в комедиях Уильяма Шекспира.
Цель исследования: охарактеризовать женские образы в комедиях Уильяма Шекспира.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности творчества и произведений Уильяма Шекспира.
2. Определить сюжеты и художественное своеобразие женских образов в комедиях У. Шекспира.
Методы исследования: описательный, сравнительный, ретроспективный анализ научно-методической литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА
1.1. Общая характеристика творчества У. Шекспира
Характерная черта Шекспира – счастливый конец не случайное совпадение. Завершает долгий и активный поиск. Люди должны искать свое собственное счастье – лейтмотив, который позже прозвучит не раз в Шекспире. Здесь, на самом деле, он также апеллирует к идеалам гармонии – но гармония – это именно то состояние, которое он видит в победе монархии над средневековой феодальной розней. В финале спектакля хорошие победы. Таким образом, в первый период творчества Шекспира возникает идея – достижение гармонии и гуманистических идеалов. Однако в первый период вышли две пьесы, в которых есть предвестник будущих шекспировских трагедий – «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». В них впервые слышны нотки сомнения в том, что универсальная гармония может стать реальностью [4, с. 17].
Второй период творчества Шекспира 1601-1607 гг. – посвящен в основном трагедиям. Именно в этот период драматург достиг пика своей работы – «Гамлет», «Отелло», «Кароль Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра». У них больше нет следов гармоничного чувства мира, здесь будут обнаружены вечные и непреодолимые конфликты. Здесь трагедия складывается не только из столкновения личности и общества, но и из внутренних противоречий в душе героя. Проблема доведена до общего философского уровня, и персонажи остаются необычайно многогранными и психологически объемными. Основной акцент, как и прежде, делается на лице героя, который строит свою судьбу и судьбы других с помощью реальности [2, с. 311].
Несравненная всемирная популярность пьес Шекспира облегчается благодаря превосходному знанию театра о драматургах. Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, а с 1599 года – с театром «Глобус», одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно здесь труппа Р. Бербеджа «Слуги лорда-камергера» переехала в недавно отстроенное здание как раз в то время, когда Шекспир стал одним из акционеров труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 года - по крайней мере, после этого времени нет упоминаний о его участии в спектаклях. Видимо, актер Шекспир был не очень популярен – есть свидетельства того, что он играл второстепенные и эпизодические роли. Однако сценическая школа была пройдена – работа на сцене помогла Шекспиру лучше понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты успеха у зрителей. Успех зрителей был очень важен для Шекспира и как театральный акционер, и как драматург – и после 1603 года он оставался тесно связанным с «Глобусом», на сцене которого были поставлены практически все пьесы, которые он написал. Устройство зала «Глобус» предопределило объединение зрителей разных социальных и имущественных слоев в одном спектакле, в то время как театр вмещал не менее 1500 зрителей. Драматург и актеры столкнулись с самой сложной задачей - привлечь внимание разнообразной аудитории.
ГЛАВА 2. СЮЖЕТЫ И ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В КОМЕДИЯХ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА
2.1. Сюжеты в комедиях У. Шекспира
Основной сюжет комедии Шекспира является приоритетом природной жизни. Общественная жизнь, столь важная в летописях, уступает место личной жизни, человеческим чувствам, среди которых главное – дружба и любовь. Вместо естественного создания Времени, отмеченного в хрониках, в комедиях на внешнем уровне происходит празднование счастливого совпадения, игра недоразумений, неожиданностей, которые щедро даются природой. Полнота ощущения жизни рождает веселый смех, характерный для комедий Шекспира (сатира почти отсутствует), образует яркую лирическую линию на их сюжетах и изображениях персонажей. В системе образов причудливая игра о природе отражается, например, в появлении среди персонажей близнецов, невообразимых в хрониках, а тем более в трагедиях. Близнецы порождают много юмористических недоразумений, веселого замешательства. Драма, грусть в комедиях мимолетны и только подчеркивают чувство счастья, торжество жизни, которое неизбежно приходит в финал. Развитие «Комедии ошибок» и «Укрощения строптивой» до «Сна в летнюю ночь» и «Двенадцатой ночи» следует по пути отказа от внешних комических трюков. Таким образом, в «Комедии ошибок» сюжет основан на путанице, создаваемой двумя парами близнецов (хозяев-близнецов и близнецов, которые находятся на их службе). Двенадцатая ночь также имеет близнецов, но недоразумения, порожденные их сходством, не определяют природу комического, а только дополняют ощущение жизни как праздника. Если в ранней комедии «Обуздание недисциплинированного» унижения, которым Петруччи подвергает Кэтрин, оправдываются концепцией «Единой цепочки бытия», требующей господства в семье мужа, то в постоянной комедии «Много шума из ничего» в дуэте Беатрис и Бенедикт. В дуэте Геры и Клавдии никто не лидирует, и все определяется чувством взаимной любви [1, с. 504-50].
Драматические повороты действия, приближающие комедию к трагедии, появляются в «Венецианских купцах» (образ еврея Шейлока и соответствующая сюжетная линия) и «Много шума из ничего» (линия дона Хуана и связанная с ним интрига почти разрушили любовь Геры)). Тенденция драматизации приводит к появлению «темных комедий» третьего периода. Шекспир странным образом совмещал трагические и комические начала, и их союз пронизывает многие его произведения: трагическое присутствует в комедиях, а комическое –в трагедиях, причем оба начала уравновешиваются в более поздних драмах-утопиях.
Лучшие из комедий Шекспира, которые поражают нас своей живостью и ярким остроумием, были написаны им в первый период его карьеры. «Сон в летнюю ночь» (1595), «Венецианский купец» (1596), «Много шума из ничего» (1598), «Как вам это понравится» (1599), «Двенадцатая ночь» (1600), «Веселые кумушки» («Винздорские насмешницы») и др. [3, с. 31].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Характерная черта для Шекспира – счастливая развязка не является слепой случайностью. Она завершает долгие и деятельные поиски. Люди должны сами добиваться своего счастья. Он обращается к идеалам гармонии – но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро. Таким образом, в первый период творчества Шекспира присутствует идея – достижение гармонии и гуманистических идеалов. В трагедиях У. Шекспира нет и следа гармоничного ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих реальностью. В комедиях У. Шекспира можно найти целый ряд оттенков комизма – от тонкого юмора до балаганных, иногда грубоватых, но всегда ярких и забавных острот. Пьесы Шекспира пользовались успехом у зрителей всех категорий. Пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня – от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому способствуют запутанная интрига, философия, различные сценические эпизоды, включение музыкальных номеров и т.д. появление женщин-актрис привело к обновленной трактовке женских образов Шекспира, в частности в комедиях значительно более акцентировались эротические мотивы.
2. Главный сюжет шекспировской комедии – приоритет естественной жизни. Социальная жизнь уступает место частной жизни, чувствам человека, среди которых главные – дружба и любовь. На смену закономерной поступи Времени, в комедиях приходит торжество счастливой случайности, игра недоразумений, неожиданностей, которые щедро дарит природа. Шекспир поразительно соединил в себе трагическое и комическое начала, и их союз проходит через многие его произведения: трагическое присутствует в комедиях, а комическое — в трагедиях, оба начала уравновешиваются в поздних драмах-утопиях. Лучшие из комедий Шекспира, были написаны им в первый период его творчества – «Сон в летнюю ночь» (1595), «Венецианский купец» (1596), «Много шума из ничего» (1598), «Как вам это понравится» (1599), «Двенадцатая ночь» (1600), «Веселые кумушки» («Винздорские насмешницы»).
1. Акройд, П. Шекспир. Биография / П. Акройд. – Москва: Колибри, 2009. – 736 с.
2. Аникст, А. Творчество Шекспира / А. Аникст. – Москва: Гослитиздат, 1963. – 615 с.
3. Бартошевич, А.В. Поэтика раннего Шекспира / А.В. Бартошевич. – Москва: ГИТИС, 1987. – 55 с.
4. Бачелис, Т. Шекспир и Крэг / Т. Бачелис. – Москва: Наука, 1983. – 351 с.
5. Берджесс, Э. Уильям Шекспир. Гений и его эпоха / Э. Берджесс. – Москва: Центрполиграф, 2001. – 383 с.
6. Бояджиев, Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года / Г.Н. Бояджиев, А.К. Дживелегов. – Ленинград: Государственное издательство «Искусство», 1941. – 615 с.
7. Волков, И.О. И.С. Тургенев и У. Шекспир: поэтика степного пространства / И.О. Волков // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 66-71.
8. Володарская, Э.Ф. Шекспир как явление мировой культуры. Русские переводы Шекспира / Э.Ф. Володарская // Вопросы филологии. – 2009. – № 3. – С.53-80.
9. Гражданская, З.Т. От Шекспира до Шоу / З.Т. Гражданская. – Москва: Просвещение, 1992. – 192 с.
10. Григорай, И.В. «Натуральная» комедия в творчестве Шекспира и русских драматургов 1960-1970-х годов / И.В. Григорай // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 7. – С. 77-83.
11. Захаров, Н. В. Гений на века: Шекспир в европейской культуре / Н.В. Захаров, В.А. Луков. – Москва: ГИТР, 2012. – 504 с.
12. Захаров, Н.В. «Мир Шекспира»: электронная энциклопедия» в сети Интернет / Н.В. Захаров, В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 4. – С. 54-57.
13. Захаров, Н.В. Портретные изображения Шекспира в виртуальной шекспиросфере / Н.В. Захаров // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 1. – С. 263-270.
14. Ищук-Фадеева, Н.И. Категория меры у Шекспира («Венецианский купец» и «Мера за меру») / Н.И. Ищук-Фадеева // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 4. – С. 160-165.
15. Комарова, В.П. Творчество Шекспира / В.П. Комарова. – Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2001. – 256 с.
16. Лобанова, М.П. Тайна личности Шекспира (к 400-летию со дня смерти драматурга) / М.П. Лобанова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. – № 5. – С. 503.
17. Лукинова, М.Ю. К вопросу о переосмыслении творчества В. Шекспира / М.Ю. Лукинова // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. – 2016. – № 3. – С. 56-65.
18. Луков, В.А. Культ Шекспира / В.А. Луков, Н.В. Захаров // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – №1. – С. 132-141.
19. Морозов, М.М. Шекспир / М.М. Морозов. – Москва: Молодая гвардия, 1956. – 214 с.
20. Пинский, Л.Е. Комедии Шекспира /Л.Е. Пинский. – Москва: Советский писатель, 1989. – 214 с.
21. Холлидей, Ф. Е. Шекспир и его мир / Ф.Е. Холлидей. – Москва: Радуга, 1986. – 168 с.
22. Шайтанов, И.О. Шекспир / И.О. Шайтанов. – Москва: Молодая гвардия, 2013. – 474 с.
23. Эрштейн, М.О. Семья Уильяма Шекспира / М.О. Эрштейн // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 146-150.
24. Юзовский, Ю. Образ и эпоха. На шекспировские темы / Ю. Юзовский. – Москва: Советский писатель, 1947. – 192 с.