ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Особенности творческого воображения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Подходы к формированию творческого воображения учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету Изобразительное искусство
2.2 Комплекс игр и упражнений по формированию творческого воображения учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету Изобразительное искусство
2.3 Апробация комплекса игр и упражнений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Воображение как научный феномен давно исследуется различными педагогами и методистами, как за рубежом, так и отечественной наукой. Однако к настоящему времени так и не сложилось однозначного подхода к пониманию данного явления. Различные ученые трактуют данное понятие по разному, и, исходя из этого, сложилось довольно большое количество подходов к его пониманию. Воображение играет существенную роль в жизни человека, она оказывает влияние на другие процессы, а также в целом на весь человеческий организм. Практически вся духовная и материальная жизнь общества является продуктом воображения и творчества поколений.
Все процессы, которые так или иначе связаны с воображением, будь то восприятие, память, мышление, изучены достаточно хорошо, а также ученым известно какое значение данные процессы имеют в жизни человека.
Многие авторы отмечают, что воображение не дано человеку от рождения, а его можно развивать. Именно поэтому актуальность данной работы состоит в том, чтобы изучить развитие воображения ребенка в период младшей школы, а также понять как творческое воображение и связанные с ним механизмы оказывают влияние на развитие ребенка и его особенности.
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творчества в разных видах деятельности: творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.); исследования воображения детей среднего дошкольного возраста (О.М. Дьяченко, Г.Ю. Кириллова, Е.Е. Кравцова, Е.А. Лустина, Н.Н. Палагина, Е.Е. Сапогова и др.).
Объект исследования – формирование творческого воображения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогических исследованиях
Перед началом анализа проблемы, связанной с развитием творческого воображения, необходимо разобрать, что обозначает данное понятие. Довольно-таки часто в повседневном сознании понятие творческого воображения отождествляется со способностями к осуществлению различных видов художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и другими способностями.
Под творческим воображением нужно понимать способность к такой деятельности человека, в результате которой создается нечто новое. Этот новый результат может быть представлен предметом внешнего мира или специфическим построением мышления, которые приводят к новым знаниям о мире. Также это может быть чувство, являющееся отражением нового отношения к действительности [3, c.106].
Творческое воображение является способностью к реализации специфической формы человеческой активности, которая направлена на создание новых, оригинальных, неповторимых и – что особенно важно – социально значимых результатов. Большое количество современных социально-философских концепций признает его особым универсальным способом, с помощью которого может осуществляться самореализации личности. Творческое воображение предполагает наличие глубоких знаний, высокой эрудиции, причем не только в той области, в которой творит или личность, либо же собирается творить, но и в сопряженных с нею сферах. Объясняется это тем, что любой акт творчества предполагает выход за рамки уже устоявшихся стереотипов мыслительной и поведенческой деятельности, но при этом такой выход невозможен при слепом осуществлении. От широты шире круга жизненных духовных интересов человека зависит широта его творческих горизонтов и возможностей.
В наиболее узком смысле творчество являет собой человеческую деятельность, которая порождает что-либо качественно новое, никогда раньше не существовавшее и, конечно же, имеющее общественно-историческую ценность [15, c. 286].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Подходы к формированию творческого воображения учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету Изобразительное искусство
Содержание обучения рисованию учащихся с нарушениями речи направлено на решение следующих задач:
- знакомство с материалами и инструментами, с помощью которых дети учатся получать простые изображения;
- овладение приемами предметной графики;
- научиться выполнять предметные и декоративные рисунки.
Визуальные методы являются основополагающими в обучении детей зрительной деятельности, так как мышление школьников имеет визуальную направленность. Среди иллюстративных методов и приемов можно выделить: наблюдение, осмотр предмета, использование образца, описание, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Продумывая методику проведения занятий, учитель должен учитывать индивидуальные особенности развития графических навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Работа по обучению рисованию школьников с тяжелыми нарушениями речи осуществляется в два этапа: подготовительный и графический.
1. Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
- развитие интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат,
- ознакомление с инструментами и материалами для рисования, в том числе неспецифическими (кусочки поролона, ваты, стеклянные шарики, коктейльные трубочки и т. д.) и способами их использования:
- корректное удержание карандаша, кисти и других инструментов,
- использование кисти (опустите ее в краску, удалите лишнюю краску и воду, очистите ее по краю банки, промойте кисть в воде),
- оставление графического знака на бумаге, стекле, доске и т. д. пальцем, другими частями тела, карандашом, фломастером, кистью, мелом,
- осмотр объекта перед использованием с использованием тактильных, визуальных и кинестетических анализаторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое воображение – это способность к созданию чего-то нового: новые, нестандартные решения в житейских ситуациях, создание новых текстов, рисунков и пр. Особое место в творческой деятельности отведено комбинированию, варьированию уже имеющихся знаний, известных способов действий.
У детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей, затрудняющих общее развитие и развитие речевой деятельности. Они характеризуются отставанием в формировании таких психических процессов как внимание, память, мышление, восприятие, речь. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются отклонения в эмоционально-волевой и двигательной сфере. Особенностями игровой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи являются: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера. Речевая деятельность таких детей характеризуется нарушением организации речи, недостатками звукопроизношения, недоразвитием интонационно-мелодической стороны, нарушениями просодической стороны речи.
Выделены следующие специфические особенности воображения у детей с ТНР: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; скудный запас общей информации о мире; недостаточное внимание к деятельности; несформированные операционные компоненты; сложность создания воображаемой ситуации; недостаточная точность предметных изображений – представлений; хрупкость связей между зрительной и словесной сферами; недостаточное формирование произвольной регуляции образной сферы.
Выделяются следующие технологии и средства по обучению рисования школьников с тяжелыми нарушениями речи по следующим направлениям: использование игрового оборудования; рисование с натуры; сюжетный рисунок; орнамент; использование дидактических игр.
1. Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
2. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c
3. Богоявленская, Д.Б. Особенности творческих способностей: учеб. пособ. для вузов / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
4. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Л. С. Волкова, В.И. Селиверстова. – М. : Владос, 1998. – 560 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 206
6. Глухов В. П. Наши дети учатся сочинять сказки: наглядно дидактический материал по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / В. П. Глухов, Ю. А. Труханова. – М. : Аркти, 2005. – 27 с.
7. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. – М. : Знание, 1996. – 96 с.
8. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб. : Знание, 2008. – 800 с.
9. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
10. Клименко, А. П. Основы теории игровой деятельности / А. П. Клименко, А. Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. – М. : Наука, 1974. – 402 с.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 218 с.
12. Косякова, О. О. Логопсихология / О. О. Косякова – М. : Изд-во «Феникс», 2007. – 148 с.
13. Логопедия : учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
14. Майерс, Д. Социальная психология: учеб. пособие / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2010. – 794 с.
15. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества / В. И. Петрушин. – М. : Академический Проект, 2008. – 496 с.
16. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / А. В. Погодаева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 625-627.
17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Владос, 2003. – 528 с.
18. Сенько, Ю. В. Учебный процесс: сотрудничество педагога ребенка / Ю. В. Сенько // Педагогика. – 1997. – №3. – С. 40.
19. Слинько, О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. – 1992. – № 1. – С. 62-67.
20. Смолярчук, И. В. Развивать творческие способности детей / И. В. Смолярчук // Школьное воспитание. – 1993. – №8. – С.10-12.
21. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 62 -66.
22. Тарасова, С. Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста / С. Е. Тарасова // Символ науки. – 2016. – № 2. – С. 191-194.
23. Теплов, Б. М. Психология и психифизиология индивидуальных различий: избранные психолог. труды: в 2 т. / Б. М. Теплов. – М. : МСПИ, 2009. – 328 с.
24. Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие / О. Н Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
25. Учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для I-V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения – Минск, 2014. – 108 с.
26. Хабарова, С. П. Особенности коммуникативных умений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи : теоретический аспект / С. П. Хабарова // Актуальні питання корекційної освіти, 2015. – № 2. – С. 404-411.
27. Цветкова, И. В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада / И. В. Цветкова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 168-170.