ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Особенности дизартрии как речевого нарушения
1.2 Познавательная деятельность младших школьников с дизартрией
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Методы и формы коррекционной работы по развитию познавательной деятельности младших школьников с дизартрией
2.2 Комплекс упражнений по развитию познавательной деятельности младших школьников с дизартрией
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В исследованиях, которые посвящены изучению состояния мыслительных операций у детей с речевой патологией отмечается, что часто можно наблюдать сложные сочетания нарушения речи и познавательной деятельности (исследования И.Т. Власенко, Л.С. Волковой, В.В. Ковалева, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, А. Гермаковска, Е.М. Мастюковой, Ю.Т. Матасова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой и др.). Основная часть исследований касается детей, у которых есть тяжелые нарушения речи. При этом, на сегодняшний день ученые не пришли к единому мнению о состоянии речемыслительной деятельности у детей с нарушением речи.
Так, Р.А. Белова-Давид, М.В. Богданов-Березовский полагают, что мышление у детей с тяжелой речевой патологией нарушено «первично» и представляет собой причину расстройства формирования языковых способностей. Зарубежные исследования К.С. Лешли, Р. Эфрона также отрицают причинно-следственное влияние нарушений речи у детей с «афазией развития» на уровень их интеллектуального развития и признают «первичность» нарушения интегративной познавательной структуры, который связан с характером общей патологии и является причиной речевого расстройства.
Другую точку зрения представляют педагоги и исследователи, среди которых Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун, Е.М. Мастюкова, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская и др., которые определяют особенность мышления у таких детей в непосредственной зависимости от речевой патологии [6, c. 115].
В частности, Р.Е. Левина при исследовании и анализе нарушенных и сохранных предпосылок речевых и неречевых психических функций у детей с алалией говорит о том, что на раннем этапе формирования речи такого ребенка первично преобладает одна какая-либо недостаточность в определенном звене структуры психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном). Такая недостаточность закономерно определяет характер не только речевого нарушения, но и вторичного недоразвития познавательных возможностей. Проходя такое же системное патологическое изменение, как и сам речевой процесс, только на более высоком функциональном уровне, вторичное недоразвитие высших психических функций по своей внутренней структуре зависит изначально от первичного дефекта, который вызвал системное речевое недоразвитие.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Особенности дизартрии как речевого нарушения
Дизартрия является сложным речевым дефектом, который интенсивно изучается и освещается в отечественной и зарубежной практике, разрабатываются различные способы, приемы диагностики и коррекции дизартрии, данная тема остается актуальной логопедии довольно долгое время. Л.С. Волкова отмечает, что дизартрия в качестве специфического нарушения звукопроизносительной стороны речи вызывается недостаточной иннервацией артикуляционного, голосового и дыхательного аппаратов [13, c. 56].
Научный подход к исследованию проблемы дизартрии впервые применил немецкий невролог Литтлем. При изучении этого нарушения у детей, он описал речевые расстройства, которые характерны для дизартрии. Непосредственно термин «дизартрия» впервые ввел А. Куссмауль. Этим термином он обозначал все нарушения фонетической стороны речи у детей, а также взрослых. И только в середине прошлого века дизартрию ученые стали изучать именно как сложный речевой дефект, при котором наблюдаются нарушения не только фонетической, но и просодической сторон речи [6].
Дизартрические нарушения речи возникают при различных органических поражениях головного мозга, которые образуются под влиянием неблагоприятных факторов в сензитивном периоде развития мозга ребенка. К таким неблагоприятным факторам развития нервной системы относят патологию беременности:
- наличие хронических эндогенных заболеваний беременной женщины;
- радиационное излучение;
- негативное влияние алкоголизма;
- травма плода во время, или после родов;
и ряд других патогенных факторов.
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Методы и формы коррекционной работы по развитию познавательной деятельности младших школьников с дизартрией
Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физическом и социальном отношении, должен характеризоваться определенным уровнем умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающей действительности, сформированности элементарных понятий. Младший школьник должен в полной мере оперировать мыслительными опциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Кроме того, учебная деятельность требует наличия важных навыков речевого общения, развитой мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации [20, c. 67].
При коррекционной работе по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с дизартрией необходимо применять различные методы и приемы. Важным критерием в данном случае является взаимодополняемость методов. Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями существует в группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. В эту группу входят следующие подгруппы методов:
- перспективные (методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные; практические методы);
- логические (индуктивный и дедуктивный);
- гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дизартрия представляет собой вид речевого дизонтогенеза, который проявлен в нарушении моторики речевой реализации. Понятие дизартрии исследователи рассматривают в клиническом, логопедическом, психологическом и лингвистическом аспектах. На сегодняшний день в логопедической науке описана структура речевого дефекта, разработаны классификации и определены приоритетные направления дальнейшего изучения данной проблемы.
У детей с речевыми нарушениями, в том числе и с дизартрией, заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими. Дети часто забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, могут опускать некоторые их элементы, менять последовательность предложенных заданий. Часто ошибаются в дублировании при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченной возможностью развития познавательной деятельности. Для детей с дизартрией в большей степени характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость комбинаторных функций воображения, а также более низкий уровень пространственного оперирования образами. Имеющееся у детей недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словарного запаса, несформированности фразовой речи и т.д. в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создают определенные препятствия для словесного творчества детей.
При коррекционной работе по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с дизартрией необходимо применять различные методы и приемы. Важным критерием в данном случае является взаимодополняемость методов. Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями существует в группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Общим правилом проведения коррекционно-развивающей по формированию навыков познавательной деятельности младших школьников с дизартрией является доброжелательный настрой. От эмоциональной обстановки, в которой проводится работа, во многом зависит ее эффективность. Особенно это важно на начальных этапах занятий.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие - М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодо¬лению стертой дизартрии у детей - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с.
3. Бабина Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия»: Учебно-методическое пособие – М.: Прометей, 2012.- 104с.
4. Баль, Н.Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу спец. образования на уровне дошкольного образования / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. — Минск: Народная асвета, 2015. — с. 110
5. Башмакова, С. Б., Станилеско, И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818–822. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46339.htm.
6. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 287с.
7. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи - М.: Книголюб, 2004. – 56с.
8. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО» Национальный книжный центр», 2016. – 112 с.
9. Галкина В.Б., Хомутова, Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- Дефектология 1999,№3.
10. Деева Ю.П. Коррекция нарушений голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией на музыкальных занятиях // Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. – 2014. - №5. – С. 299-304.
11. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.- М: Просвещение, 1996. – 224 с.
12. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2011. - №4. – С.169-172.
13. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703с.
14. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
15. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с.
16. Мохотаева М.В. Акустические характеристики голоса детей с церебральным параличом // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - №2. – С.440-448.
17. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. – 2010. - №2. - С. 68-81.
18. Приходько О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. – 2010. - № 3. – С. 82-87.
19. Речицкая Е.Г., Гущина Т.К. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 133 с.
20. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии – М.: Эксмо, 2015. – 320с.