Введение
1.2 Культурно–образовательные технологии: характеристика и их применение в деятельности учреждений и организации культуры
1.3 Творческая мастерская по ИЗО и ДПИ как субъект организации культурно–образовательной деятельности
Введение
Культура – поистине уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальной является деятельность по вовлечению различных аудиторий в процесс ее развития. Культура, как известно, обладает огромным потенциалом для преодоления духовно–нравственных и нравственных проблем общества.
В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передача методов работы, а не конкретных знаний – очень сложная задача для учителя. Однако, тем более благодарны результаты, выраженные в овладении творческими способностями учащихся, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию [1, c. 14].
Проблема досуговых культурно–образовательных технологий заслуживает пристального внимания.
В отечественной педагогической практике накоплен серьезный фонд разработок мастерских по разным учебным предметам и направлениям (С.П. Акутина, Ж.О. Андреева, Н.К. Антонова, Т.Н. Антонова, Е.О. Галицких, Е.К. Гапочко, Т.Я. Еремина, Т.Б. Казачкова, Т.С. Клецко, И.А. Мухина, Т.Г. Назина, О.В. Орлова, О.И. Рудина, Г.В. Степанова, В.А. Степихова, О.С. Тагеева, И.В. Французова и др.). В исследованиях обнаружено сходство и различие мастерской и проблемного урока; мастерской и традиционного урока, мастерской и игры (М.Б. Багте, Н.И. Белова, М.Г. Ермолаева, А.А. Окунев, Л.Д. Фураева). Обобщение описанных в педагогической литературе представлений о мастерской дано в работах Г.К. Селевко и Д.Г. Левитеса.
1.2 Культурно–образовательные технологии: характеристика и их применение в деятельности учреждений и организации культуры
Термин "культурно–образовательная технология", родившийся более тридцати лет назад в США, быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе термин "культурно–образовательная технология", или "технология обучения", изначально был связан с идеей технического перевооружения образовательного процесса, сторонники которого рассматривали широкое использование технических средств обучения в качестве основного средства повышения эффективности образовательного процесса.
В 1970–е годы в педагогике в достаточной степени сформировалась идея полной управляемости образовательного процесса, что вскоре привело к следующему отношению в педагогической практике: решение образовательных проблем возможно через управление образовательным процессом с четко определенными целями, достижение которых должно быть четко описано и определено [2].
В результате во многих международных публикациях появляется новая интерпретация сущности технологии. Технология – это совокупность методов, используемых в любой деятельности, мастерстве или искусстве [3, c. 18].
Культурно–педагогическая технология – это совокупность психолого– педагогических установок, определяющих особый набор и расположение форм, методов, приемов, методов обучения и средств обучения; это совокупность организационно–методических средств педагогического процесса (Б.Т. Лихачев) [4, c. 36].
Культурно–образовательная технология является существенной техникой реализации образовательного процесса (В.П. Беспалько) [5]. Культурно–образовательная технология – это описание процесса достижения запланированных результатов обучения (И.П. Волков) [6, c. 74].
1.3 Творческая мастерская по ИЗО и ДПИ как субъект организации культурно–образовательной деятельности
Современные социальные и культурные изменения вызвали изменения в понимании сути и содержания досуга. Поэтому его основной задачей является создание механизмов социально–психологической стабилизации и адаптации человека, предоставление ему возможности для творческой деятельности, и прежде всего – формирование социальной и культурной среды, защищающей от негативного воздействия, которое чревато социальными, экономическими и экологическими ситуациями в современном обществе.
Досуговая деятельность подрастающего поколения является актуальной проблемой для многих ученых. Его изучают культурологи, философы, социологи, психологи, учителя. Этот интерес неслучаен, так как в настоящее время существует ряд нерешенных проблем, особенно в изучении рекреационной деятельности подрастающего поколения.
Смаргович И.Л. отмечает, что детский возраст – 11–12 лет. Культурно–досуговая деятельность оказывает большое влияние на процесс личностного развития ребенка, создает условия для духовного развития учащегося и воспитанника, укрепления морального и физического здоровья, развития творческих способностей ребенка, его саморазвития и совершенствования. Ведь именно культурно–досуговая деятельность охватывает внутренние ценности современной культуры, выражает интересы современного человека и реализует человеческое отношение общества к обеспечению прав и свобод человека [26, c. 64–65].
1. Акутина, С.П. Воспитание будущего педагога в период педпрактики //Высшее образование в России. 2008. № 10. с. 148–150.
2. Акутина, С.П. Проектирование успешного взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС// Социосфера, № 1, 2014. – с. 203–207.
3. Андреева, Ю. Мастер–класс как форма практико–ориентированного обучения специалистов в области рекламы / Ю. Андреева // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2005. – №11. – С. 31–34.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно–воспитательного процесса. – М.: Искусство, 1982. – С. 53. 9. Зубова, Н.И. Творческие мастерские / Н.И. Зубова // Профессиональное образование. – 2006. – №6. – С. 21.
5. Белова, Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских: Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004. – 224 с.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Знание, 1989. – С. 85.
7. Боровиков, Л. Что такое Мастер–класс // Электронный ресурс: http://image.websib.ru
8. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики (Материалы для обсуждения) // Вопросы образования. – 2008. – №1. – С. 32–65.
9. Волков, И.П. Много ли в школе талантов. – М.: Знание, 1989. – Сер. Педагогика и психология. – №5. – С. 104.
10. Гусева, Т.А. Технология творческой мастерской в профессиональной подготовке будущих педагогов и психологов [Текст] / Т. А.Гусева // Материалы XVI Всероссийской научно–практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018 г.) / Отв.редактор Л. А. Мокрецова–Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. – 283 с.
11. Дубинина, В.Л. Изучение и обобщение передового педагогического опыта как фактор становления учителя–исследователя / В.Л. Дубинина // Педагогическое образование и наука, 2009. – №9. – С. 11–18.
12. Загороднева О.Л., Стрельникова Н.А. Использование мастер–класса по здоровьесберегающим образовательным технологиям как формы профессионального обучения педагогов на муниципальном уровне // Электронный ресурс: http:// festival.1september.ru/2004_2005/
13. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. – М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 318 с.
14. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (анализ зарубежного опыта). – Рига: Эксперимент, 1998. – 180 с.
15. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие / Б.Т. Лихачев.– 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. – М, 2001. – 607 с.
16. Мейчик, Г.А. Реализация педагогической технологии мастерских в вузе – дис. канд. пед. наук. – г. Санкт–Петербург, 2005. – 196 с.
17. Монахов, В. М. Введение в теорию педагогических технологий [Текст]: монография / В.М. Монахов; М–во науки и образования РФ, Федер. агентство по образованию, Межвуз. центр дистанц. образования МГОПУ им. М. А. Шолохова, Волгоград. гос. пед. ун–т. – Волгоград: Перемена, 2006. – 318 с.
18. Образование и духовность в современном российском обществе монография/ [Гончарук Алексей Юрьевич и др.]; науч. ред. С.П. Акутина. – Москва, 2012.
19. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.–корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20–е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1988.– 750 с.
20. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
21. Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие / А.П. Панфилова. – 2–е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
22. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
23. Петрова, Г.Б. Современные технологии в обучении литературе [Текст]: учебно–методическое пособие к спецкурсу / Г. Б. Петрова. М–во образования и науки Российской Федерации, – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 201 с.
24. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
25. Скробот, И. Мастер–класс как форма профессионального образования / Ирина Скробот // Библиотека. – 2008. – №1. – С. 26–27.
26. Смаргович, И.Л. Основы культурно–досуговой деятельности: учебно–методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1–21 04 01–02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
27. Шепель, В.М. Социально–психологические проблемы воспитания / В.М. Шепель. – М.: Моск. рабочий, 1987. – 240 с.