ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Теоретические основы исследования
1.2. Специфика деятельности творческого коллектива в сфере культуры
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СТАНОВЛЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Особенности деятельности творческих коллективов в учреждениях культуры в Республике Беларусь
2.2. Становление и перспективы развития хореографического коллектива «Golden» государственного учреждения образования «Козенская детская школа искусств Мозырского района»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Начало XXI века можно охарактеризовать как время научно-технических и культурных открытий, на данном этапе решаются важнейшие проблемы в области науки, культуры и искусства. Главная же роль в этих процессах отводится человеку с гуманистическими ценностями и развитой творческой активностью.
Политические и социальные преобразования в нашей стране влекут за собой изменения в сознании и поведении общества, изменились и требования, предъявляемые обществом к современному человеку. Возрастает спрос на творческую, инициативную личность, воплощающую в жизнь новые идеи и замыслы.
В настоящее время наука достигла крайне высоких результатов. Научные исследования, открытия и изобретения предъявляет к человеку ряд особых исключительных требований. Одной из наиболее крайне важных их составляющих является творчество и самоактуализация личности.
Творчество относиться не просто к врожденным способностям человека. Его используют в повседневных действиях, применяют для мотивационных действий личности. В основе творчества заложен ценностный приоритет, способность к саморазвитию, конструктивности, оригинального подхода к решению проблем в социально-культурной сфере.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что огромным потенциалом творческого развития и воспитания личности обладают творческие коллективы в сфере искусства, обеспечивающие сохранение и пропаганду творческого наследия мировой культуры. Именно поэтом представляется важным разобраться в вопросах становления и перспектив развития творческих коллективов Республики Беларусь.
Цель курсовой работы: выявить особенности становления и перспективы развития творческого коллектива в сфере культуры.
Задачи исследования:
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Теоретические основы исследования
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества.
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям [18, c. 111].
Проблемой творчества занимались античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон). Так, Платон различал творчество божественное, или то, что творится божественным искусством и приписывают природе, а также то, что создается людьми – человеческое творчество. При этом «...все, что вызывает переход из небытия в бытие, – творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их – творцами» [4, с. 115].
Вообще, в истории философии, например, художественное творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как отличительную черту гения (И. Кант), как проявление инстинктов (3. Фрейд), как мистическую интуицию (А. Бергсон), как продукт коллективного бессознательного (К. Юнг) [4, с. 120].
В научной литературе творчество рассматривается сразу в нескольких аспектах – как атрибут материи, проявление культуры, вершина человеческой деятельности по преобразованию себя и мира, наконец, как тот или иной вид искусства (творчество художественное, техническое,
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СТАНОВЛЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Особенности деятельности творческих коллективов в учреждениях культуры в Республике Беларусь
Учреждениями культуры можно назвать культурные организации, которые выполняют определенные культурные миссии. Особенности и задачи таких заведений различны и обусловлены их принадлежностью к конкретной области культуры. Основными видами культурных учреждений можно назвать следующие заведения:
· театры
· кинотеатры
· библиотеки
· музеи
· дворцы и дома культуры
· школы искусств
· клубные учреждения [15, c. 67].
Уточним, что клубные учреждения – это сельские клубы, Дома культуры и Дворцы культуры, клубы воинских частей, клубы учебных заведений. Принципиальной разницы между ними нет, отличия заключаются в объеме, масштабах работы и возможностях, которыми они располагают (кадры, материально-техническая база, масштаб аудитории клуба) [13, c. 72].
Согласно «Палажэнню аб клубнай установе ў Рэспублiцы Беларусь» клубное учреждение является юридическим лицом, создается в форме учреждения, имеет самостоятельный баланс, счета (в том числе расчетный и валютный) в банках, печать соответствующего образца, штампы, собственную символику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы:
Творческий коллектив – это организованная группа людей, объединенная общими творческими целями, интересами, отношениями ответственности и зависимости, ценностными ориентациями и совместной художественно-творческой деятельностью в области искусства.
Творческие коллективы в сфере культуры – это сложное явление, которое, несмотря на недостаточную на сегодняшний день теоретическую и методологическую разработанность, как с позиции психологии, так и педагогики, остается актуальным для многих исследователей в силу стремительно меняющихся условий жизни людей, требований к функционированию коллективов, меняющемся мировоззрении людей, входящих в коллективы и выстраивающих свои отношения в контексте новых ценностей, установок и потребностей.
Творческие коллективы, по своей сути, имеют одну цель – это создание культурных ценностей и их интерпретация.
Основными принципами культурной деятельности в Республике Беларусь, на них и опирается работа творческих коллективов в сфере культуры, являются:
· свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плюрализм направлений и стилей в творчестве, отказ от монополизма в культуре;
· защита интеллектуальной собственности;
· общедоступность духовных ценностей;
· право на беспрепятственную культуротворческую деятельность на территории Республики Беларусь для всех национальных сообществ;
· приоритет условий для развития белорусской национальной культуры;
1. Адаменко, Ю.И. Управление в творческих коллективах / Ю.И. Адаменко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. – №17 – С. 199-203.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга / Л.А. Акимов. – М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2003. – 123 с.
3. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: учеб пособие / Н.К. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2003. – 222 с.
4. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры / Н.К. Бакланов. – М.: МГУКИ, 2001. – 382 с.
5. Жаркова, Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л.С. Жаркова. – М.: Изд. дом МГУКИ, 2010. – 396 с.
6. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности одарённости / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2009. – 379 с.
7. Корнеева, С.М. Как зажигают «звезды». Технологии музыкального продюсирования / С.М. Корнеева. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
8. Макарова, Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента: науч.-метод. пособие / Е.А. Макарова. – Минск: ГУО «Институт культуры Беларуси», 2013. – 131 c.
9. Мочалов, Д.В. Развитие творческой личности в самодеятельном хореографическом коллективе / Д.В. Мочалов // Вестник Казанского технологического университета, 2012. – №7 – С. 257-262.
10. О культуре: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 года №832-XII; с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 23 апреля 2014 г. № 132-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 18.10.2016.
11. Переверзев, М. Менеджмент в сфере Культуры и Искусства / М. Переверзев, П. Костцов. – М.: Инфо-М, 2007. – 410 с.
12. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: учеб. пособ. для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Пуртова, А.Н. Буликова, О.В. Кветная. - М. : Владос, 2003. – 256 с.
13. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с.
14. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебн. Пособ / В.И. Смирнов. – М., 2003. – 390 с.
15. Смирнова С.С. Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования: учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара : ПГСГА, 2014. – 189 с.
16. Смирнова, С.С. Нравственно-психологический климат творческого студенческого коллектива: теория и диагностика: монография / С.С. Смирнова. – Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2013. – 153 с.
17. Смирнова, С.С. Творческий коллектив: понятие, классификация, структура / С.С. Смирнова // МНКО, 2014. – №4 (47) – С. 218-221.
18. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2003. – 209 с.
19. Стукалова, О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства: монография / О.В. Стукалова. – М.: Издательство «ИХО РАО», 2011. – 280 с.
20. Тихонов, М.Ю. Управление деятельностью творческих коллективов (на примере студий озвучивания): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / М.Ю. Тихонов. – М., 2006. – 160 с.
21. Чижиков, В.М. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382 с.