ВВЕДЕНИЕ
Современные условия предъявляют повышенные требования к руководителю, его деятельность весьма сложна и многообразна. Составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе управленец. Хорошо известно, что наиболее частой причиной внезапного падения производственных показателей предприятия является смена руководителя и, как следствие, изменение стиля руководства в коллективе.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Актуальность исследования. Успех и эффективность организации напрямую зависит от руководителя, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства
В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, их достоинства и недостатки. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития предприятия. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие стиля управления
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле [16, с. 21].
Стиль руководства – это совокупность принципов и методов управления, чаще всего применяются, или такая манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, что выражается в том, какими способами руководитель выполняет свои функции, как он поощряет коллектив к творческому и инициативного выполнения задач, как контролирует деятельность подчиненных [10, с. 189].
Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Стиль руководства в контексте управления – это привычная мера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера [11, с. 169].
Различают следующие факторы, определяющие объективность формирования стиля руководства:
– закономерность управления;
– особенности сферы деятельности предприятия;
– уровень иерархии в управлении;
– социально-психологические особенности подчиненных;
– стиль работы руководителей высшего звена. Индивидуальными факторами являются:
– степень владения руководителя знаниями современного научного менеджмента;
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГУК «ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ г. БАРАНОВИЧИ»)
2.1 Организация и методики исследования
Базой нашего исследования было выбрано ГУК «Городской дом культуры г.Барановичи». В исследовании приняли участие 26 работников учреждения культуры.
ГУК «Городской Дом культуры г. Барановичи» открыт 25 февраля 1954 года. Вот уже полвека коллектив ГДК находится в постоянном творческом поиске.
Дом культуры – центр досуга с большим диапазоном форм работы, направленных на развитие духовности и общей культуры населения.
В 29 коллективах художественной самодеятельности ГДК занято более 700 участников. Ежегодно силами творческих коллективов ГДК проводится около 700 концертов, спектаклей, шоу-программ, вечеров отдыха и других культурно-массовых мероприятий.
Сегодня ГДК – это мобильная система по организации и проведению концертных программ, народных гуляний, торжественных митингов и юбилеев, своеобразный центр праздничной жизни города.
По итогам труда за 2002 год коллектив городского Дома культуры стал победителем областного смотра-конкурса среди ГДК и РДК по культурному обслуживанию населения и был награжден управлением культуры Брестского облисполкома дипломом 1 степени. По итогам труда за 2003 год награжден дипломам «Лучшее учреждение клубного типа»
В городском Доме культуры проводятся культурно-массовые мероприятия, кружковая работа, работа художественных коллективов.
В 28 коллективах художественной самодеятельности ГДК занято более 762 участников. Ежегодно силами творческих коллективов ГДК проводится около 700 концертов, спектаклей, шоу-программ, вечеров отдыха и других культурно-массовых мероприятий. В ГДК действует клубы по интересам, объединяющих более 200 участников.
Директор Городского Дома культуры – Станевич Владимир Григорьевич.
Владимир Григорьевич работает в должности директора первый год, но уже боле 20 лет является работником культуры. С детства был связан с кружковой деятельностью – сначала как участник, затем – руководитель. Коллективы под его руководством добивались признания, получали звания «образцовый» и «народный». В г.Барановичи руководил оркестром духовых инструментов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие стиля руководства формировалось на протяжении долгого времени. В настоящее время стиль руководства определяют как совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму и средства исполнения этих методов. Руководство может быть определено, как желание человека доминировать в той области, где он чувствует себя наиболее уверенно. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству.
Стиль управления или руководства – важнейший фактор успешного управления организацией. Правильно определенный стиль позволяет наиболее полно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.
Классификация стилей руководства достаточно разнообразна и развивалась на протяжении долгого времени. Классическая и самая распространенная классификация предполагает разделение стилей на авторитарный, демократический, либеральный, смешанный. Далее данная классификация модифицировалась многими учеными. Была создана классификация стилей на эксплуататорско-авторитарный, благожелательно-авторитарный, консультативный и группового участия. Сегодня стиль руководства предопределяется особенностями организации, существующим в ней порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами.
Все стили руководства имеют свойственные только им характеристики. Авторитарный стиль характеризуется отдачей подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности. Руководитель поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить. Демократический стиль характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а успех служит вознаграждением. Суть либерального стиля состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для работы, определяет ее правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции
1. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев Культура организации: проблемы формирования и управления / проблемы формирования и управления / А. М. Асаул, П.Ю Асаул, М.П. Ерофеев. – СПб.: Гуманистика, 2006. – 203 с.
2. Атаманчук, Г.В. Управление – фактор развития. Размышления об управленческой деятельности./Г.В. Атаманчук. – М.: Экономика, 2009. – 120 с.
3. Базарова, Т.Ю., Еремина, Б.Л.. Управление персоналом./Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. – М.: Юнити. – 2001. – 45 с.
4. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 296 с.
5. Дебольский, М. Психология делового общения./М.Дебольский. – М.: ЭКСМО, 2009. 218 с.
6. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов./О.Ю. Ермолаев. – М.: Юнити, 2002. – 112 с.
7. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие./ Н.И. Кабушкин. – Мн.: Новое знание, 2008. – 336 с.
8. Кузибецкий А. Управленческая культура: лидер и его команда/А.Кузибецкий, Н.Рождественская//Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 50 - 64.
9. Марков, М. Технология и эффективность социального управления / М. Марков; пер. с болг.: Л. Хитрова ; под.ред. и с предисл. Т. В. Керимова. – М. : ЮНИТИ, 2009 . – 145 с.
10. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение./Е.Б. Моргунов. – М.: Управление персоналом, 2007. – 550 с.
11. Огарков, А.А. Управление организацией: учебник / А.А.Огарков. – М.: ЭКСМО, 2006. – 512 с.
12. Осеев, А.А. Социально-психологический портрет руководителя./А.А. Осеев. –М.: ЭКСМО. – 2007. – 56 с.
13. Осипова, И. Этика и культура управления: Учебное пособие./ И.Осипова. – М.: Высшая школа. – 2007. – 295 с.
14. Парфенова, З.Ф. Организационная культура. Учебно-методический комплекс./ З.Ф. Парфёнова. – Новосибирск: СибАГС, 2007. – 144 с.
15. Пашаева, М.Р. Социологическая характеристика руководителей учреждений культуры и искусства/М.Р.Пашаева//Вестник СГТУ. – 2014. – № 3. – С. 195– 198.
16. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: Учебник/В.П. Пугачёв. –М: Аспект Пресс, 2001. – 48 с.
17. Раздорожный, А.А. Управление организацией (предприятием)./ А.А. Раздорожный. – М.: Экзамен, 2009. – 637 с.
18. Резник, С.Д. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. Пособие/С.Д.Резник. – М.: Наука, 2009. – 221 с.
19. Словарь-справочник менеджера / Ред. М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА–М, 1996. – 608 с.
20. Томилов, В.В. Культурная социально-управленческая компетенция и развитие персонала/ В.В. Томилов// Маркетинг. – 2009. – № 11. – С.16 –19.
21. Травин, В.В. Памятка руководителю о стиле и методах руководства./В.В. Травин. – М.: Наука, 2008. – 48 с.
22. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 367 с.
23. Федосеев, В.Н., Капустин, С.Н., Управление персоналом организации./В.Н.Федосеев, С.Н. Капустин. – М.: Экзамен, 2008. – 368 с.
24. Черкесов, В.В. Управленческая деятельность менеджера. Основы менеджмента./В.В. Черкесов. – Киев: Ваклер, 2008. – 267 с.
25. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации./ С.В. Шекшня. – М.: Интел-Синтез, 2009. – 368 с.
26. Шипунов, В.Г., Кишель, Е.Н. Основы управленческой деятельности./ В.Г. Шипунов, Е.Н Кишень. – М.: Высшая школа, 2009. – 250 с.
27. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент: Учебник./В.М. Цветаев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 146 с.