Введение
Раздел 1 Теоретические аспекты фандрайзинга
1.1 Понятие и сущность фандрайзинга
1.2 Фандрайзинг в Республике Беларусь
Раздел 2 Фандрайзинг музыкального фестиваля
2.1 Основы фестивального движения
2.2 Основы фандрайзинга музыкального фестиваля
Заключение
Список использованных источников
Введение
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества.
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
В последние годы проблемам культуры уделяется много внимания. Более того, на самом высшем уровне подчеркивается важность использования стратегического ресурса культуры в контексте формирования инновационной экономики.
Государственные организации, проекты, учреждения в сфере культуры в Республике Беларусь находятся на постоянном, так называемом, бюджетном финансировании. И поскольку их основной целью является не получение прибыли, а создание культурного продукта и удовлетворение эстетических потребностей людей, этих средств недостаточно.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в настоящее время приходится констатировать, что государство не ставит приоритетными развитие культурной сферы. Так, если в начале девяностых годов, организации в культурной сфере находились на полном государственном обеспечении, то сейчас финансирование со стороны государства в процентном соотношении уменьшилось в несколько раз. В связи с этим актуальной проблемой становится поиск альтернативных источников финансирования, фандрайзинг.
Исследованием фандрайзинга занимались такие ученые как А. Бельзецкий, Т.Д. Бурменко, Г.Б. Поляк, В.В. Кузьминов и др.
Раздел 1 Теоретические аспекты фандрайзинга
1.1 Понятие и сущность фандрайзинга
Финансовая устойчивость – это ключевой элемент эффективной деятельности некоммерческих организации. Путь к финансовой устойчивости лежит через трудоемкий и сложный процесс сбора средств – фандрайзинг.
В широком смысле к фандрайзингу относится деятельность по поиску финансовых средств, человеческих ресурсов (времени, всевозможных услуг, оборудования) и т.д., требуемых для обеспечения какой-либо деятельности. В узком смысле под фандрайзингом понимается поиск средств из альтернативных источников для формирования денежных фондов, который еще уже сводится к поиску инвесторов. Следует отметить, что последних в основном привлекают под проекты, конечной целью которых является извлечение прибыли. Отличительной же особенностью фандрайзинга вообще, а в сфере культуры в частности является то, что средства привлекаются под некоммерческие проекты, которыми призваны заниматься различные виды некоммерческих организаций [4, c. 26].
Вопрос извлечения прибыли для них отходит на второй план и основной целью становится не формирование основных фондов, а обеспечение деятельности, и прежде всего деятельности в сфере культуры.
Понятие фандрайзинга пришло к нам из США, где оно употребляется в секторе некоммерческих негосударственных организаций, выполняющих задачи, на которые частный и государственный сектора экономики не обращают внимания. Изначально сфера некоммерческой деятельности некоммерческих негосударственных организаций была крайне узка, однако со второй половины XX в. общее количество занятых в этой сфере начинает возрастать буквально в геометрической прогрессии [12, c. 34].
К началу 1980-х гг. финансовый кризис в США привел к существенному снижению государственного финансирования социально-культурных проектов.
Раздел 2 Фандрайзинг музыкального фестиваля
2.1 Основы фестивального движения
Фестиваль как важная часть общей структуры культуры в целом – это уникальная возможность мотивации молодежного творчества и приобщения к тем или иным культурным ценностям [2, с. 59].
В словаре Ожегова фестиваль определяется как «общественное празднество, сопровождающееся показом различных искусств и конкурсов». Само слово происходит от лат. Festivus – «праздничный» и означает массовое празднество, показ (смотр) достижений (плодов) какого-либо вида деятельности людей [2, c. 61].
Фестиваль появился сравнительно недавно, а в отечественную культуру проник менее ста лет назад. Взятые нами хронологические рамки – это, с одной стороны, момент возникновения данного явления, с другой – период его бытования в советской культуре. Фестиваль в СССР значительно изменился в период перестройки и в своем современном виде заслуживает отдельного анализа [7, c. 112].
Принципиальные изменения в формах, характере и функционировании праздничной культуры произошли в XIX – начале XX века в пределах всего европейского культурного ареала, что было связано с процветавшими в то время идеями модернизма и авангардизма, заключавшимися в порывании «с соответствующими нормами и традициями предшествующей эпохи» Причиной, вызвавшей появление таких новых течений в художественной культуре, явились кардинальные перемены в привычном укладе жизни и во всем мировоззрении европейского общества. Они были обусловлены революциями в Германии, Франции, Венгрии и борьбой за независимость в других европейских странах, завершением промышленного переворота, достижениями во всех отраслях научного знания и т. д. Философ и культуролог В. Г. Торосян говорит об этом так: «Революция в естествознании происходила в условиях
Заключение
В ходе проведенного исследования были сделанные следующие выводы:
1. Фандрайзинг – это процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом. Понятие фандрайзинга происходит из США, где он употребляется в секторе негосударственных некоммерческих организаций. Термин фандрайзинг происходит от английских слов (fund – средства, финансирование, raise – нахождение, сбор).
2. Благодаря принятию нормативного акта «Об утверждении Положения о попечительском совете организации культуры», в Республике Беларусь стало возможным оказание содействия в поддержке отдельных работников организаций культуры и иных физических лиц, внесших вклад в создание и (или) исполнение произведений литературы и искусства, а также в улучшении условий труда и медицинского обслуживания, повышении уровня социальной защищенности работников организаций культуры и иных физических лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений литературы и искусства. Эти направление пока только развиваются, и серьезного опыта по созданию попечительских советов в Беларуси нет. Для начала стоит собрать надежных людей, которые искренне заинтересованы в поддержке культуры и понимают, что спонсирование культурных проектов положительно влияет на их имидж. И только после этого выходить на уровень совета опекунов. Учреждение культуры должно быть по-настоящему живым, с нестандартными программами, конкурсами, концертами. Стать масштабным мультикультурным центром. Как мне кажется, только такое учреждения будет интересно не только публике, но и потенциальным меценатам.
3. Фестива́ль (фр. festival, от лат. Festivus – праздничный) – это массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.
1. Артемьева, Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т.В. Артемьева, Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. – 284 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
2. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сборник научных статей / Под. ред. С.Б. Мойсейчук, А.И. Степанцова. – Мн., 2011. – 178 с.
3. Бельзецкий, А. Финансовый менеджмент: учеб-метод.комплекс /А. Бельзецкий, К. Денисова, И. Осипов. – Минск: МИУ, 2009. – 210 с.
4. Бурменко, Т.Д. Сфера услуг в современном обществе: экономика, менеджмент, маркетинг: курс лекций / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко. – М.: Кнорус, 2004. – 322 с.
5. Векслер, А.Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность / А.Ф. Векслер, Г.Л. Тульчинский. – Н.Новгород, 2012. – 390 с.
6. Государственная программа «Культура Беларуси на 2011-2015 гг.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 23.10.2016.
7. Жданова, Е.И. Основы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е. И. Жданова, А. К. Акчурина. – М., 2002. – 320 с.
8. Касьянов, В.В. Социология массовой коммуникации / В.В. Касьянов. – М.: Феникс, 2009. – 384 с.
9. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник/ Т.Г. Киселева, Ю.Д Красильников – М.: МГУКИ, 2011. – 539 с.
10. Корнеева, С.М. Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюсирования / С. М. Корнеева. – СПб., 2004. – 530 с.
11. Кузьминов, В.В. Финансовый менеджмент / В.В. Кузьминов. – Минск: Издатель И.П. Логвинов, 2011. – 108 с.
12. Куликова, Ю.П. Фандрейзинг в сфере культуры [Текст] / Ю.П. Куликова// Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2012. – №4 (8) – С. 33-39.
13. Маклюэн, Г.М. Понимание медиа. Внешнее расширение человека / пер. с англ. В. Николаева; закл.ст. М. Вавилова. – 2-е изд. – М., Гиперболея, 2007. – 464 с.
14. Морозова, Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы [Текст]: учебное пособие/ Е.Я Морозова, Э.Д. Тихонова – Спб: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 318 с.
15. Оформление площадки фестиваля «JazzMay» (г. Пенза) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://boomstarter.ru. – Дата доступа: 07.11.2016.
16. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 413 с.
17. Предпринимательство: учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. – М.: Издательство: Юнити-Дана, 2012. – 687 с.
18. Современные технологии социально-культурной деятельности / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – 504 с.
19. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 528 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
20. Устюжанина, Л.В. Проблема формирования и регулирования рыночных отношений в сфере культуры и досуга [Текст] / Л. Устюжанина // Культура: управление, экономика, право, 2003. – № 1. – С. 27-29.
21. Фестиваль [Текст] //Словарь иностранных слов для школьников и студентов // под. ред. Е. Грубер. М.: Издательство «Локид- Пресс» Современное слово, 2010. – 765 с.
22. Филюшина, К.Э. Управление рисками при реализации инвестиционно-строительных проектов в регионе на основе государственно-частного партнерства (на примере Томской области) [Текст]: монография / К.Э. Филюшина. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2013. – 94 с.
23. Хренов, Н. А. Публика в фокусе истории и теории коммуникации / Н.А. Хренов // Историческая психология и социология истории. – М. – 2010. – Том 3. – № 1. – С. 6-10.
24. Шадурский, В. Внешняя культурная политика Беларуси: поиск оптимальной модели / В. Шадурский // Материалы VIII Междунар. науч. конф., посвящ. 88-летию Белорус. гос. ун-та, Минск, 30 окт. 2009 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск: БГУ, 2009. – С. 62-65.
25. XVIII Фестиваль камерной музыки «Возвращение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://planeta.ru/campaigns/10586. – Дата доступа: 07.11.2016.