ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОЭКОТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, КАК ВИДА ПЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Индустрия досуга, как предпринимательская деятельность
1.1 Агротуризм, как сегмент индустрии досуга
1.3 Бизнес-планирование в сельском туризме
Бизнес-план
2 БИЗНЕС-ПЛАН ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ АГРОУСАДЬБЫ «МАЛИНОВКА» В ДРОГИЧИНСКОМ РАЙОНЕ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика создаваемой организации и описание продукции (услуг)
2.2 Анализ рынка, план маркетинга
2.3 Финансовый план и оценка рисков проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 2014 году по оценкам Всемирной туристской организации, составил 1 100 млрд. долларов при 660 млн. совершённых международных путешествий.
Проведение отпуска в деревне у славянских народов издавна было одним из распространенных видов отдыха. Даже наши дачные поселки, садово-огородные кооперативы, дома в деревне служат попыткой развить эту идею. Но затем более популярными стали поездки на море, в Грецию, Испанию и другие теплые страны. Все это как-то заслонило привлекательность провинциального отдыха.
С начала 80-х годов ХХ столетия наметился сдвиг в приоритетах путешественников. Вместо жаркого солнца всё чаще предпочтение отдаётся тенистым лесам, а вместо городских громад – поселениям традиционных народностей. Это заставляет говорить о феномене так называемого сельского туризма, особого сектора туристской области.
Неожиданно сельский туризм становится чем-то вроде последнего писка моды, который привлекает миллионы европейцев с весьма устойчивым достатком. Сейчас все большее число людей предпочитает патриархальное спокойствие, первозданность, экологическую чистоту стандартизированной суете и пестроте фешенебельного курорта. Во всяком случае, Австрия, Словакия, Германия, Чехия, Польша интенсивно работают на прием агроэкотуристов.
Беларусь выделяется среди стран Восточной Европы своим природным и культурным богатством и необыкновенным людским потенциалом. Восхищают ее живописные деревеньки с красивейшей традиционной архитектурой, старинные маленькие города, исторические места, уголки, овеянные легендами и поэзией, традиционная народная культура, вкусная и разнообразная кухня, но более всего - гостеприимность и открытость белорусов.
Опыт развития агроэкотуризма в нашей стране показывает, что у нас есть как спрос на агротуристические услуги, так и значительные ресурсы для развития туризма в сельской местности. Одним из основных факторов, способствующих развитию агротуризма в республике, является то, что более 42 % территории страны – сельскохозяйственные земли. По количеству
1 Теоретические основы агроэкотуризма в Республике Беларусь, как вида предпринимательской деятельности
1.1 Индустрия досуга, как предпринимательская деятельность
С середины XX в. массовая культура с помощью новых технических достижений становится одной из самых прибыльных отраслей экономики и получает еще одно название – «индустрия досуга». Возникновению этого нового сектора экономики способствовали процессы интеграции между искусством, промышленностью, наукой и бизнесом. Индустрия досуга (leisure industry) трактуется как термин, все более отражающий яркую тенденцию к проведению досуга с помощью специализированных организаций, предоставляющих право платного доступа к объектам отдыха и развлечений. По мере индустриализации общества предложения различных способов проведения досуга становятся прерогативой специализированных агентств, организаций, компаний, которые являются не просто провайдерами разнообразных культурных и досуговых товаров и услуг, но и составляют элемент современной экономической системы.
Индустрию досуга обозначают как отрасль народного хозяйства, специализирующуюся на производстве товаров и услуг для организованного досуга. В Европе и США наиболее употребляемы понятия «индустрия досуга», «культурные и социальные услуги», «индустрия развлечений и отдыха», «отдых и рекреация вне дома», «культурная индустрия». Такие базовые понятия, как «культурные услуги», «культурный сервис», «индустрия развлечений», употребляются как в отечественной, так и в зарубежной науке. Наиболее целесообразным понятием для обозначения описываемой практики мы считаем понятие «культурно-досуговая индустрия», как наиболее ярко отражающее всю современную систему производства, распространения и продажи культурно-досуговых товаров и услуг [1, c. 216].
Культурно-досуговая индустрия выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. К культурно-досуговой индустрии относятся предприятия (организации, учреждения), основная деятельность которых связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях и отдыхе.
Г. А. Аванесова отмечает, что понятие «индустрия» акцентирует внимание на индустриально-технической, технологической и предпринимательской сущности досуговой деятельности. В этом отношении
2 Бизнес-план проекта по созданию агроусадьбы «Малиновка» в Дрогичинском районе Брестской области
2.1 Характеристика создаваемой организации и описание продукции (услуг)
Агроусадьба «Малиновка» будет открыта в Дрогичинском районе, на территории которого уже имеется шесть агроусадеб, с весьма узким спектром услуг (проживание, питание, баня, охота, рыбалка).
Дрогичинский район – один из живописных и своеобразных уголков Брестского Полесья. Широкую известность в данном районе приобрели государственные биологические заказники «Званец» и «Спорвский», в котором обитают редкие виды птиц и растений, занесенных в Красную книгу. В Дрогичинском районе протекает живописная река Ясельда и судоходный Днепровско-Бугский канал. Находятся чистые и красивые озера Споровское и Белое. На территории района сохранились местные диалекты, песни, легенды, древние обряды, старинные промыслы и ремесла, такие как ткачество, а так же народные традиции, характеризующие богатое историко-культурное наследие не только Дрогичинщины, но и всей Беларуси.
Планируется создать агроусадьбу специализирующейся на приеме иностранных туристов, на базе, которой будут проводиться различные мероприятия по организации досуга. Ключевым моментом в работе предприятия будет организация и проведение экскурсионно-познавательных туристических поездок по территории района, во время которых туристы смогут не только познакомиться с историей, народным творчеством, местным бытом и первозданной природой конкретной местности, но и стать участниками сельской жизни характерной данному региону.
Присутствие на рынке близких по характеру услуг-заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены, так как при наличии сходных услуг потребители весьма чувствительны к их изменению. По этой причине на рынке исключены методы ценовой конкуренции.
Данный проект имеет высокие входные барьеры. Для вступления в отрасль необходимо располагать значительным капиталом, так как строительство и необходимое оборудование для агроусадьбы стоят достаточно дорого. В то же время выход из отросли, практически ничем не ограничен. Агроусадьбу планируется расположить на частной территории и здание, построенное для этих целей, можно использовать в качестве собственного
Заключение
Современное состояние развития туристической отрасли позволяет говорить об активном развитии индустрии агротуризма, проявившего себя в целом ряде различных видов агроэкотуризма, одним из которых является агротуризм в виде отдыха в агроусадьбах, сущность и содержание которого рассмотрим далее.
Агроусадьба – термин, используемый преимущественно в Республике Беларусь, России и Украине для обозначения объектов агротуризма – мест проживания и отдыха агротуристов. Как правило, агроусадьбы – это традиционные сельские дома или выполненные в традиционном стиле современные сооружения. Существует несколько классов агроусадеб, критерием для классификации которых является уровень комфорта. В зависимости от своих личных предпочтений, турист может выбрать агроусадьбу от традиционного деревенского дома до жилого комплекса со всеми удобствами. В агроусадьбах туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной природой, культурой и обычаями с помощью пеших и конных прогулок и общения с местными жителями. В некоторых агроусадьбах предусмотрена возможность активного отдыха. Кроме традиционных видов отдыха, в агроусадьбах туристам может быть предложена сельскохозяйственная работа на общих основаниях с местными жителями.
Агротуризм в Республике Беларусь отличается своей национальной особенностью и демонстрирует высокие темпы развития, чему способствует как наличие законодательной базы, так и относительно стимулирующие подходы к налогообложению и финансированию его развития. Организационно-правовое регулирование развития и организации работы объектов агротуризма (в том числе – агроусадеб) в Республике Беларусь можно охарактеризовать как достаточно приемлемое и упрощенное, что создает удобное поле для развития объектов агротуризма в стране.
В рамках представленной работы был разработан бизнес-план создания агроусадьбы в Брестской области Республики Беларусь.
Наименование предприятия – агроусадьба «Малиновка».
Адрес предприятия: Брестская обл., Дрогичинский р-н, д. Немержа, ул. Гагарина, д. 78.
Агроусадьба будет располагаться на территории частного подворья, на котором ведется подсобное хозяйство, имеются сельскохозяйственные постройки, содержаться домашние животные. На участке планируется построить большой двухэтажный деревянный дом, расположенный на берегу домашнего пруда в лестной местности, а также сеновал, баню, барбекю,
1. Балабанов, И. Т. Экономика туризма / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 319 с.
2. Бизнес-модель: открытие объекта сельского туризма [Электронный ресурс] / Интернет-портал «Комарово». – 2016. – Режим доступа: http://www.komarovo.com/files/bizmodagroturizm.doc. – Дата доступа: 29.09.2016.
3. Великобритания: по-прежнему метрополия в туризме // Турбизнес. – 2013. – № 1. – С.28-31.
4. Восколович, Н. А. Маркетинг туристических услуг: учебник / Н. А.Восколович. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
5. Гайдукевич, Л.М. Международный опыт и перспективы развития сельского туризма в Беларуси / Л.М. Гайдукевич // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2013. – № 4. – С. 86–89.
6. География сельского туризма в зарубежной Европе // Центр международного туризма [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://worldwidetour.ru/content/16/6/. – Дата доступа: 28.09.2016.
7. Горбылева, З.М. Экономика туризма: учеб. пособие / З. М. Горбылева. – Минск: БГЭУ, 2014. – 287 с.
8. Горячкина, Т.В. Страны мира: современный справочник. – М.: ООО «Дом славянской книги», 2014. – 283 с.
9. Гуляев, В.Г. Организация туристической деятельности / В. Г. Гуляев. – М., 2011. – 362 с.
10. Дмитлевский, Ю.Д. Туристические районы мира / Ю. Д. Дмитлевский. –Смоленск: СГУ, 2013. – 224 с.
11. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие. – Минск: Новое знание, 2011. – 238 с.
12. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. – Минск: БГЭУ, 2009. – 219 с.
13. Карпенко Е.М., Драгун Н.П. Планирование на предприятии: Бизнес-планирование: учеб. пособие. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 224 с.
14. Кацубо, СП. Некоторые аспекты развития агроэкотуризма в Республике Беларусь / СП. Кацубо // Организационно-правовые аспекты реформирования АПК: материалы междунар. науч.-практ. конф., Горки, 11-12 нояб. 2014 г.: в 2 ч. / отв. ред. B.C. Обухович. – Горки: БГСХА, 2005. – Ч. 1. – С. 112-115.
15. Клицунова, В. А. Туризм с приставкой «агро» / В. А. Клицунова. – Минск: Беларуская думка, 2012. – 96 с.
16. Клицунова, В.А. Сельский туризм Беларуси: истоки и перспективы / А. А. Клицунова. – Минск: Юнипак, 2014. – 139 с.
17. Лученок, С.А. Агротуризм: мировой опыт и развитие в Республике Беларусь / С. А. Лученок. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2011. – 186 с.
18. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 24 мар. 2011 г., № 373 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 373.
19. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 нояб. 2010 г., № 614 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 288. – 1/12131.
20. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 июня 2006 г., № 372: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь, 26 нояб. 2010 г., № 614 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 288. – 1/12131.
21. О порядке предоставления гостиницами, санаторно-курортными и оздоровительными организациями, физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими оказание услуг в сфере агроэкотуризма, информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства в орган внутренних дел: постановление Министерства внутрен. дел Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 214 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 209. – 8/22708.
22. Об утверждении Типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 818: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь, 30 дек. 2010 г., № 1910 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 11. – 5/33160.
23. Решетников, Д. Г. Факторы формирования конкурентоспособного туристского комплекса Беларуси / Д. Г. Решетников // Белорусский экономический журнал. – 2012. – № 2. – С. 19-23.
24. Тарасенок, А. Виды экологического туризма / А. Тарасенок // Туризм и отдых. – 2010. – № 21. – С. 23-27.
25. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь, 2016: статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. – 90 с.