В наши дни проблема музыкального продюсерства приобретает все большую актуальность, что обусловлено активизацией данного явления в постсоветский период, когда оно становится не только многофункциональным, охватывающим колоссальное акустическое пространство, но и социально значимым. Интерес к проблеме продиктован усиливающимся дисбалансом, возникшим в современной звуковой среде фоносфере между академическим музыкальным искусством представляющим глубинную национальную культуру, и поп-артом, выразителем массовой культуры (область эстрадного-искусства).
Продюсирование - многоплановое содержательное явление, обозначающее определенный специфический вид управленческой деятельности, включающей организационно-управленческий, культурологический, информационно-коммуникативный, творческо-исполнительский компоненты, обеспечивающие жизнедеятельность музыкального коллектива.
Цель курсового проекта – разработать фольклорный проект «Купалинка».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проекта.
2. Проанализировать программу проекта.
3. Отметить ресурсное обеспечение проекта.
4. Представить SWOT-анализ проекта.
Объектом исследования является фольклорный проект «Купалинка»
Предмет – создание и обоснование фольклорного проекта «Купалинка». База реализации проекта – Гомельская областная филармония.
Методы проектного исследования – SWOT-анализ, нормативный, программно-целевой, балансовый, прогнозный.
SWOT-анализ – один из самых распространённых методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие проекта.
Нормативный метод – количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов. Норматив – относительный показатель расхода какого-либо ресурса на другие ресурсы.
Программно-целевой метод – увязывание целей с ресурсами через программы действий.
Балансовый метод – согласование между потребностями и возможностями. Балансы могут создаваться по разным видам ресурсов: трудовым, материальным и т. д.
Белорусская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших белорусский народ как единую общность.
Своеобразие белорусской культуры заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности.
Беларусь – удивительная страна, богатая не только природой, но и шедеврами народного творчества.
Ведь на территории Беларуси проживает народ с уникальной самобытной историей, древними обрядами и обычаями.
Рассматривая культуру Беларуси, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны – это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения населения к истокам белорусской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Приобщаясь к народному творчеству, мы тем самым приобщаемся к истории белорусского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники. Именно поэтому стало актуальным разработка музыкального проекта «Купалинка».
В прошлые времена, когда люди еще не имели магнитофонов, деревенская молодежь коротала свободное время на посиделках. Парни и девушки собирались в самом большом в деревне доме, приглашали музыкантов. И начиналось веселье до утра. Создание музыкальной фольклорной группы «Купалинка» сможет доказать, что эта традиция не ушла в небытие вместе с распространением техники. Новая белорусская группа
План мероприятий по созданию и продвижению музыкального проекта
Этап 1.
Подготовительный период.
1. Анализ музыкального рынка, как внешней среды для создаваемого проекта. Сегментирование и мониторинг состояния спроса/предложения по всем видам доходов. Выявление наиболее привлекательных с точки зрения количественных финансовых показателей и сложности продвижения ниш. Определение наиболее перспективной целевой аудитории, изучение ожиданий. Изучение конкурентной среды и возможных угроз. Итог – описание необходимых конкурентных преимуществ проекта. Перечень критериев востребованности и перспективности проекта. Составление задания на проведение п.2
2. Работа согласно поставленных критериев. Планирование бюджета.
Поиск, отбор и прямой заказ музыкального материала. Определение подрядчика по юридическому сопровождению, очистке прав и лицензионной работе. Заключение авторских договоров с композитором и поэтом. Заключение контрактов с вокалистом (музыкантами). Разработка имиджа и коммуникативной стратегии. Заключение договоров с подрядчиками:
а) Стилист, имиджмейкер.
б) Хореограф, вокалист, режиссер-постановщик
в) Найм музыкантов
г) Аренда помещения под репетиционную базу
д) Закупка инструментов и звукового оборудования
е) Аранжировщик
ж) Sound-producer и студия.
з) клипмейкер
SWOT анализ проекта, формирование видения и разработка
стратегии. Постановка финансовых, маркетинговых и менеджерских
целей.
Итог – сформированный проект, стратегия и тактика его
продвижения. Спланирована расходная часть бюджета. Составлен пошаговый план мероприятий.
3. Запись и сведение 4 лучших композиций. Тиражирование демодисков. Рассылка демо-записей по радиостанциям, печатным СМИ.
Организация жесткой ротации на рейтинговых сетевых и городских радиостанциях. Создание информационных поводов и освещение их в СМИ,
Крупные социальные изменения, произошедшие на рубеже ХХ-ХХI, веков оказали культуры и искусства нашей страны, что создало благоприятные условия для становления особых форм творческой деятельности. К ним по праву относится музыкальное продюсирование – организация и профессиональное руководство конкретными художественными проектами, в том числе в области академического искусства. Эта форма органично входит в музыкальный менеджмент - открытую сложную, специфическую социокультурную систему по обеспечению культурных запросов населения.
Имея прямые выходы в художественную практику, открыто и взаимообразно руководствуясь запросами социума, музыкальное продюсерство включает в себя творческий компонент, что непосредственно касается духовной сферы социума. Вместе с тем, именно музыкальное продюсерство может выступать в качестве средства, способного улучшать художественные вкусы публики, повышать ее эстетический потенциал, совершенствовать культурный уровень, реализуя тем самым воспитательную функцию искусства.
В современных условиях, когда сама жизнь и белорусское законодательство заставляет организации исполнительских искусства искать новые формы существования и выживания, продюсерские компании оказываются в выгодных условиях - у них есть возможность быстро и гибко реагировать на изменения в современной социально-культурной ситуации в стране. Именно поэтому, число подобного рода компаний растет в доле белорусского рынка культуры.
Направления деятельности продюсерских компаний очень разнообразны: организация концертов, проведение гастролей театров, прокат антрепризных спектаклей, продвижение собственных проектов (например, выдвижение на культурный рынок собственных артистов) и многое другое.
Сегодня популярно создание и продвижение музыкальных проектов и исполнителей (подбор репертуара, разработка стиля и имиджа артиста, проведение PR-кампаний, создание видеоклипов, ротация аудио и видео, проведение тематических фотосессий).
В данной курсовой работе нами был представлен музыкальный фольклорный проект «Купалинка», который основывается на фольклорных традициях нашего народа, а также являя собой синтез диско и этно музыки. В прошлые времена, когда люди еще не имели магнитофонов, деревенская молодежь коротала свободное время на посиделках. Парни и девушки
1. Войтковский С.Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве. М.: НАМ - ИЗ ДАТ, 2001. – 128с.
2. Галуцкий Г. М. Финансово-экономическая деятельность в учреждениях культуры (стратегия выживания в условиях рыночной экономики). М. : Издательский дом «Галуцкий и С», 2001. – 331 с.
3. Жданова, Е. И. Основы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е.И. Жданова, А.К. Акчурина, Н.В. Кротова. – М.: МГУКИ, 2002. – 81 с.
4. Жданова, Е. И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учебное пособие / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
5. Иванов, Г. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. Учебник для ВУЗов / Г. Иванов – Юнити, М., 2004. – 144 с.
6. Колбер, Ф. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф.Колбер, И.Эврар // Арт-менеджер: журнал для профессионалов.-М.: Холдинговая компания «Блиц-информ», 2002. – No3. – С.3–7.
7. Корнеева, Светлана Михайловна. Как зажигают «звезды». Технологии музыкального продюсирования / Светлана Корнеева. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2004. – 315 с.
8. Корнеева, С. М.. Музыкальный менеджмент : учебное пособие для студентов вузов, бучающихся по специальности «Музыкальный менеджмент» и специальностям культуры и искусств / С. М. Корнеева. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 264-265.
9. Кузнецов, В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М.: Музыка, 2000. – 246 с.
10. Келлисон, Кэтрин. Продюсирование на телевидении = Producing for TV and Video : практический подход / Кэтрин Келлисон ; [пер. с англ. Б. С. Станкевич ; науч. ред. В. Е. Максимков]. - Минск : Гревцов Паблишер, 2008. – 379 с.
11. Макарава А.А. Арт – менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере культуры и искусств. //Вопросы теории и практики современной художественной культуры Беларуси /сб.научных статей. – Мн.:РИВШ, 2011. – С.6 – 17.
12. Менеджмент у сферы музычнай культуры : праграма курса / Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь, Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры ; [распрац. А. А. Макарава ; сярод рэц. В. П. Пракапцова]. - Мінск : УП «ІВЦ Мінфіна», 2004. – 37 с.
13. Новикова, Г. Н. Технология арт-менеджмента / Г.Н. Новикова. – М. : МГУКИ, 2006, – 178 с.
14. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: учебник для вузов/ под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко. – М.:Юнити-Дана, 2003. – 719 с.
15. Страдов, Г. М. Продюсерство на телевидении: учеб. пособие / Г.М. Страдов. – Мн: Соврем. знания, 2007. – 187 с.
16. Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. – СПб.: Питер, 2013. – 352 c.
17. Тэхналогіі прадзюсерства : асновы прадзюсерскай дзейнасці ў сферы музычнай індустрыі :праграма для студэнтаў спецыялізацыі «менеджмент сацыякультурнай сферы» / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры і мастацтваў. - Мінск, 2006. – 25 с.
18. Пособие для вузов искусства и культуры / В. Н. Холопова; Московская гос.консерваторияим. П. И. Чайковского. – СПб: Лань, 2000. – 320 с.
19. Шилова, O.E. Менеджмент в системе деятельности музыкального коллектива // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2006. – No3. – С. 139-141.
20. Щербакова, И. Как стать успешным промоутером. Концертный бизнес в России / И. Щербакова, И. Бортнюк. – СПб: Питер, 2011. – 192 с.