ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты изучения стилей управления
1.1 Лидерство и руководство. Понятие стиля управления
1.2 Виды стилей управления, их достоинства и недостатки
1.3 Эффективность стилей управления в учреждениях культуры и искусства
2 Эмпирическое изучение стилей управления (на примере ГУК «Городской дом культуры г.Барановичи»)
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Мероприятия по совершенствованию стиля руководства в учреждении культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия предъявляют повышенные требования к руководителю, его деятельность весьма сложна и многообразна. Составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе управленец. Хорошо известно, что наиболее частой причиной внезапного падения производственных показателей предприятия является смена руководителя и, как следствие, изменение стиля руководства в коллективе.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Актуальность исследования. Успех и эффективность организации напрямую зависит от руководителя, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства
В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, их достоинства и недостатки. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития предприятия. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Лидерство и руководство. Понятие стиля управления
Лидерство и руководство рассматриваются как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Лидерство и руководство – это два разных понятия.
Руководитель – это лицо в организации, официально наделенное правом принимать и реализовывать обязательные для исполнения управленческие решения.
Лидер – это лицо в неформальной или формальной организации, обладающее влиянием, необходимым для реализации принимаемых им решений.
Как показывает управленческая практика, эффективный руководитель является одновременно и лидером организации. В этом смысле можно говорить о лидерстве как об одной из основных управленческих технологий, которой должен владеть эффективный руководитель [14, с. 71].
Различия между лидером и руководителем:
1. Руководитель назначается официально, лидер выдвигается неофициально.
2. Руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство. Лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства.
3. Руководителю права и полномочия даны законом. Лидер не обладает подобными правами и полномочиями.
4. Руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер, он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции.
5. Руководитель входит в макросреду, его сфера деятельности шире. Лидер является представителем своей группы, ее членом, выступает как элемент микросреды, сфера деятельности лидера ограничивается рамками данной группы.
6. Руководитель регулирует формальные отношения. Деятельность лидера ограничивается рамками межличностных отношений.
7. Для принятия решений руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений руководителем осуществляется опосредованно, а лидером – непосредственно.
8. Руководитель несет внешнюю персональную ответственность за деятельность группы и ее результаты, в том числе перед законом. Лидер не несет подобной ответственности за работу группы и за все, что в ней происходит (если, конечно, группа в своей деятельности не нарушает закон).
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГУК «ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ г. БАРАНОВИЧИ»)
2.1 Организация и методики исследования
Базой нашего исследования было выбрано ГУК «Городской дом культуры г.Барановичи». В исследовании приняли участие 26 работников учреждения культуры.
ГУК «Городской Дом культуры г. Барановичи» открыт 25 февраля 1954 года. Вот уже полвека коллектив ГДК находится в постоянном творческом поиске.
Дом культуры – центр досуга с большим диапазоном форм работы, направленных на развитие духовности и общей культуры населения.
В 29 коллективах художественной самодеятельности ГДК занято более 700 участников. Ежегодно силами творческих коллективов ГДК проводится около 700 концертов, спектаклей, шоу-программ, вечеров отдыха и других культурно-массовых мероприятий.
Сегодня ГДК – это мобильная система по организации и проведению концертных программ, народных гуляний, торжественных митингов и юбилеев, своеобразный центр праздничной жизни города.
По итогам труда за 2002 год коллектив городского Дома культуры стал победителем областного смотра-конкурса среди ГДК и РДК по культурному обслуживанию населения и был награжден управлением культуры Брестского облисполкома дипломом 1 степени. По итогам труда за 2003 год награжден дипломам «Лучшее учреждение клубного типа»
В городском Доме культуры проводятся культурно-массовые мероприятия, кружковая работа, работа художественных коллективов.
В 28 коллективах художественной самодеятельности ГДК занято более 762 участников. Ежегодно силами творческих коллективов ГДК проводится около 700 концертов, спектаклей, шоу-программ, вечеров отдыха и других культурно-массовых мероприятий. В ГДК действует клубы по интересам, объединяющих более 200 участников.
Директор Городского Дома культуры – Станевич Владимир Григорьевич.
Владимир Григорьевич работает в должности директора первый год, но уже боле 20 лет является работником культуры. С детства был связан с кружковой деятельностью – сначала как участник, затем – руководитель. Коллективы под его
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие стиля руководства формировалось на протяжении долгого времени. В настоящее время стиль руководства определяют как совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму и средства исполнения этих методов. Руководство может быть определено, как желание человека доминировать в той области, где он чувствует себя наиболее уверенно. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству.
Стиль управления или руководства – важнейший фактор успешного управления организацией. Правильно определенный стиль позволяет наиболее полно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.
Классификация стилей руководства достаточно разнообразна и развивалась на протяжении долгого времени. Классическая и самая распространенная классификация предполагает разделение стилей на авторитарный, демократический, либеральный, смешанный. Далее данная классификация модифицировалась многими учеными. Была создана классификация стилей на эксплуататорско-авторитарный, благожелательно-авторитарный, консультативный и группового участия. Сегодня стиль руководства предопределяется особенностями организации, существующим в ней порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами.
Все стили руководства имеют свойственные только им характеристики. Авторитарный стиль характеризуется отдачей подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности. Руководитель поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить. Демократический стиль характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а успех служит вознаграждением. Суть либерального стиля состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для работы, определяет ее правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции
1. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев Культура организации: проблемы формирования и управления / проблемы формирования и управления / А. М. Асаул, П.Ю Асаул, М.П. Ерофеев. – СПб.: Гуманистика, 2006. – 203 с.
2. Атаманчук, Г.В. Управление – фактор развития. Размышления об управленческой деятельности./Г.В. Атаманчук. – М.: Экономика, 2009. – 120 с.
3. Базарова, Т.Ю., Еремина, Б.Л.. Управление персоналом./Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. – М.: Юнити. – 2001. – 45 с.
4. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 296 с.
5. Дебольский, М. Психология делового общения./М.Дебольский. – М.: ЭКСМО, 2009. 218 с.
6. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов./О.Ю. Ермолаев. – М.: Юнити, 2002. – 112 с.
7. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие./ Н.И. Кабушкин. – Мн.: Новое знание, 2008. – 336 с.
8. Кузибецкий А. Управленческая культура: лидер и его команда/А.Кузибецкий, Н.Рождественская//Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 50 - 64.
9. Марков, М. Технология и эффективность социального управления / М. Марков; пер. с болг.: Л. Хитрова ; под.ред. и с предисл. Т. В. Керимова. – М. : ЮНИТИ, 2009 . – 145 с.
10. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение./Е.Б. Моргунов. – М.: Управление персоналом, 2007. – 550 с.
11. Огарков, А.А. Управление организацией: учебник / А.А.Огарков. – М.: ЭКСМО, 2006. – 512 с.
12. Осеев, А.А. Социально-психологический портрет руководителя./А.А. Осеев. –М.: ЭКСМО. – 2007. – 56 с.
13. Осипова, И. Этика и культура управления: Учебное пособие./ И.Осипова. – М.: Высшая школа. – 2007. – 295 с.
14. Парфенова, З.Ф. Организационная культура. Учебно-методический комплекс./ З.Ф. Парфёнова. – Новосибирск: СибАГС, 2007. – 144 с.
15. Пашаева, М.Р. Социологическая характеристика руководителей учреждений культуры и искусства/М.Р.Пашаева//Вестник СГТУ. – 2014. – № 3. – С. 195– 198.
16. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: Учебник/В.П. Пугачёв. –М: Аспект Пресс, 2001. – 48 с.
17. Раздорожный, А.А. Управление организацией (предприятием)./ А.А. Раздорожный. – М.: Экзамен, 2009. – 637 с.
18. Резник, С.Д. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. Пособие/С.Д.Резник. – М.: Наука, 2009. – 221 с.
19. Словарь-справочник менеджера / Ред. М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА–М, 1996. – 608 с.
20. Томилов, В.В. Культурная социально-управленческая компетенция и развитие персонала/ В.В. Томилов// Маркетинг. – 2009. – № 11. – С.16 –19.
21. Травин, В.В. Памятка руководителю о стиле и методах руководства./В.В. Травин. – М.: Наука, 2008. – 48 с.
22. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 367 с.
23. Федосеев, В.Н., Капустин, С.Н., Управление персоналом организации./В.Н.Федосеев, С.Н. Капустин. – М.: Экзамен, 2008. – 368 с.
24. Черкесов, В.В. Управленческая деятельность менеджера. Основы менеджмента./В.В. Черкесов. – Киев: Ваклер, 2008. – 267 с.
25. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации./ С.В. Шекшня. – М.: Интел-Синтез, 2009. – 368 с.
26. Шипунов, В.Г., Кишель, Е.Н. Основы управленческой деятельности./ В.Г. Шипунов, Е.Н Кишень. – М.: Высшая школа, 2009. – 250 с.
27. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент: Учебник./В.М. Цветаев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 146 с.