ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время средств массовой информации достаточно много – это телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет. У всех этих средств есть свои достоинства и недостатки, свои отличия, приводящие слушателей и рекламодателей к выбору того или иного из них в зависимости от преследуемых ими целей. Радио является наиболее демократичным средством информации. В Законе Республики Беларусь «О средствах массовой информации», указывается, что радио обеспечивает «распространение в радио-телепередачах заявлений и обращений Президента Республики Беларусь, иных лиц, занимающих высшие государственные должности Республики, а также информации о других общественно значимых фактах, о деятельности государственных органов и иных государственных организаций» [22].
Радио является вторым по времени появления средством массовой коммуникации после печати. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или – при передаче на очень большие расстояния – с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.
Актуальность темы курсовой работы «Радио ка специфическое средство массовой информации» определяется тем, что в современное время существует достаточное количество технических возможностей, которые позволяют транслировать радиопрограммы в любом уголке земного шара. Радио, в свою очередь, обладает именно такими свойствами, которые позволяют передавать информацию за рубеж, а благодаря сотрудничеству в сфере культуры, искусства, туризма, многие государства мира ведут информационную деятельность на международном уровне.
Цель работы: рассмотрение основных направлений и форм работы радиостанций Республики Беларусь, позволяющих определять радио, как специфическое средство массовой информации.
ГЛАВА 1
СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Становление радио-культуры на территории Республики Беларусь: исторический аспект
Радио называют специфическим средством массовой информации, но оно как и многие СМИ имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества радио над газетами и журналами в том, что его можно слушать постоянно: в машине, и на работе, и дома. На современном этапе выбор радиопрограмм достаточно большой, благодаря чему радо становится популярным в Республике Беларусь.
Специфика радио многих стран, в том числе и в Республике Беларусь, заключается еще и в том, что его можно транслировать не только на всю страну, но на ближайших соседей и дальнее зарубежье. К тому же с появлением интернета и его связями с радио, вообще границы вещания стерты.
Радиовещание в Беларуси началось еще в 1962 году и до сих по его границы все расширяются. В программах белорусских радиостанций выпуски новостей, информационно-аналитические выпуски, различные радиовстречи, передачи про культуру, историю, духовные ценности белорусского народа. В музыкальных предпочтениях идет популяризация современной, классической белорусской музыки. Вещание осуществляется не только на белорусском языке, а также на русском, немецком, английском, польском, французском и испанском языках [9].
Можно еще отметить в белорусском радиовещании Первый Национальный канал, который начал свое вещание в 1925 году и успешно вещает на территории всей Белоруссии по сей день. Уже в 1962 году канал начал свою трансляцию за рубеж и отличается высоким рейтингом среди электронных СМИ на современном этапе. Вещание доступно для любого слушателя, и идет на ультракоротких, коротких, средних и длинных волнах, через интернет. В настоящее время Первый национальный канал Белорусского радио проводит трансляции своих передач помимо Белоруссии в Польше, России, Украине, Латвии и Литве. На данном канале развито информационное, общественно-политическое, социально-экономическое, литературно-художественное и музыкальное вещание [9].
Обратимся к истории белорусского радиовещания в хронологическом порядке (таблица 1.1).
ГЛАВА 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДИОСТАНЦИИ «БЕЛАРУСЬ»
2.1 Структура и особенности вещания радиоканала «Беларусь
Радио «Беларусь» является структурным подразделением Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь.
| | Позывные Радио «Беларусь» на коротких волнах звучат в международном эфире с 11 мая 1962 года. Первоначально передачи выходили в эфир только на белорусском языке. С 1985 года началось вещание на немецком языке, а в 1998 году радио услышали на русском и английском языках. |
В состав радиостанции входит около 30 штатных и около 20 внештатных сотрудников.
Требования, предъявляемые при устройстве на работу в компанию, довольно высокие: высшее образование, основные учебные заведения: Минский Государственный лингвистический университет, журналистский и филологический факультеты БГУ; необходимо отличное владение двумя государственными языками и одним иностранным из списка тех, на которых вещает радиостанция. По мнению кампании ВВС качество подаваемой информации радиостанции «Беларусь» соответствует самым высоким международным критериям.
Внештатными сотрудниками канала являются видные культурные, политические, экономические деятели нашей страны и зарубежья, которые видят в деятельности радиостанции возможность (рупор) донести свой опыт до самых широких слоев общественности.
С 2006 года радио начало вещание на польском языке. С 2010 года в эфир стали выходить программы на французском и испанском языках, с 2012 – на китайском.
По данным отчета о деятельности Международного радио «Беларусь» в 2015-2016 г.г., общий объем вещания радио составляет 26 часов в сутки на восьми языках (белорусском, русском, английском, немецком, польском, французском, испанском и китайском). 16 часов вещания через спутники и в FM-диапазоне и 10 часов Интернет-вещания.
Целевая аудитория – люди социально активного возраста, журналисты, представители научных, творческих, деловых кругов, учащаяся молодежь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура радиовещания Беларуси имеет достаточно богатую историю развития. На сегодняшний день, наряду с различными средствами информации, важное значение имеет деятельность радиостанций. По состоянию на 1 ноября 2015 года в Республике Беларусь в Государственном реестре средств массовой информации зарегистрировано 172 радиопрограмм, из них 145 государственных и 27 негосударственных.
Международное радиовещание специфическим средством, которым наделено радио, как СМИ. На современном этапе приоритетными направлениями деятельности большинства международных радиостанций являются: освещение политической, экономической и общественной жизни страны-вещания; популяризация образа жизни, традиций, культуры; создания позитивного имиджа страны; донесение независимого мнения со стороны, всестороннее освещение событий и фактов; поддержка связи с эмигрантами; помощь в скорейшей адаптации для иммигрантов.
Радио «Беларусь» является структурным подразделением Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь.
Позывные Радио «Беларусь» на коротких волнах звучат в международном эфире с 11 мая 1962 года. Первоначально передачи выходили в эфир только на белорусском языке. С 1985 года началось вещание на немецком языке, а в 1998 году радио услышали на русском и английском языках. С 2006 года радио начало вещание на польском языке. С 2010 года в эфир стали выходить программы на французском и испанском языках, с 2012 – на китайском. Вещательная сетка радио сегодня – это 16 часов эфирного вещания на восьми языках, и 22 часа интернет-вещания в режиме реального времени ежедневно.
1. Аб культуре ў Рэспублiцы Беларусь. Закон Респ. Беларусь. 4 чэрвеня 1991 г. № 832-XII у рэд. Закона Респ. Беларусь ад 23 красавiка 2014 г. №132-З [Электронный ресурс] // Нац. Правовой Интернет-портал Респ. Беларусь – Минск, 2014 – Режим доступа: http.//www. pravo.by/ main.aspx?guid–3871&p0–V19100832&p2–%7BNRPA%7D. Дата доступа: 11.11.2016
2. Аб дзейнасцi Галоўнай дырэкцыi замежнага вяшчання (радыёстанцыя «Беларусь») Беларускага радыё на прапагандзе беларускай культуры i мастацтва / Н. Гальпяровiч // Беларускае радыё: гiсторыя, сучаснасць, перспектывы развiцця: матэр. рэспубл. навук.-практ. канф. прысвечанай 80-годдзю Беларускага радыё / рэдкал.: С.В. Дубовiк (адк. рэд.) [i iнш.] – Мiнск, 2005. – С. 22.
3. Барабаш, В.В. Радио как институт культуры: теория, история, практика / В.В. Барабаш. – М.: Права человека, 2007. – 324 с.
4. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.big-soviet.ru. – Дата доступа: 11.11.2016
5. Бубукин, А.В. Эфирные тайны / А.В. Бубукин. – Новосибирск: FM-реклама, 2003. – 148 с.
6. Информация о проекте «Концертный зал» [Электронный ресурс] // Белтелерадиокомпания. – Режим доступа: http.//www.tvr.by/radio/kanal-kultradio-proekte-koncertnij-zal/. – Дата доступа: 11.11.2016
7. Информация о радиостанции «Голос Америки» [Электронный ресурс] // Информационный Интернет-ресурс. Голос Америки на русском языке. – Режим доступа: http.//www.golos-ameriki.ru. – Дата доступа: 11.11.2016.
8. Исаенко, Е.В. Организация и планирование рекламной деятельности: Учеб. Пособие / Е.В. Исаенко, А.Г. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 252 с.
9. История белорусского радио [Электронный ресурс] // Первый национальный канал Белорусского радио – Режим доступа: http.//www.radio i. tvr.by. by/o-kanale/istoria-veshchaniyn/istoriya/2. – Дата доступа: 11.11.2016
10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. –11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.
11. Канал «Культура» [Электронный ресурс] // Белтелерадиокомпания – Режим доступа: http.//www. tvr.by/radio/kanal-kultura/?PAGEN_I=2 – Дата доступа: 11.11.2016
12. Кийт, М. Радиостанция / М. Кийт: пер. с англ. А.И. Филекина. – М.: Мир, 2001 – 462 с.
13. Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: учебник / А.Г. Киселев. – М.: КНОРУС, 2009. – С. 12-96.
14. Курков, И.Н. Мир живого эфира / И.Н. Курков. – Минск: Медиафакт, 2012. – С. 5-12.
15. Лебедева, Т.В. Жанры радиожурналистики: учеб. пособие / Т.В. Лебедева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 224 с.
16. Лебедева, А.Л. От радиостанции «Крыница» к современным белорусским FМ-станциям: информационно-коммуникативные особенности новостного вещания // Веснiк Беларускага дзяржаўнага ўнiверсiтэта. Серыя 4. Фiлалогiя. Журналiстыка. Педагогiка. – Мiнск, 2013. – №3. – С. 45-68.
17. Медиасфера Беларуси. Социологический аспект / под об. ред. В.О. Дашкевича. – Минск: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2014. – С. 57-68.
18. Новости Содружества [Электронный ресурс] // Ради «Мир» Беларусь. – Режим: http://radiomir.by/programs/program-cis-news. – Дата доступа: 11.11.2016
19. О проекте Радиомост [Электронный ресурс] // http://www.radiorus.ru/brand/about/id/58102/ – Дата доступа: 11.11.2016
20. О «Радио Свобода» [Электронный ресурс] // http://www.svoboda.org/info/about_us/328.html – Дата доступа: 11.11.2016
21. О радиостанции «Мир» [Электронный ресурс] // Белорусское Национальное Представительство Межгосударственной телекомпании «Мир» – Режим доступа: http://radiomir.by/about – Дата доступа: 11.11.2016
22. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N427-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sovrep.gov.by. – Дата доступа: 11.11.2016
23. Об организации БелОД [Электронный ресурс] // Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами. – Режим доступа: http://www.friendshipsociety.by/index.php?s=chronicle – Дата доступа: 11.11.2016
24. Первый канал белорусского радио [Электронный ресурс] // Белтелерадиокомпания. – Режим доступа: http://radio1.by/o-kanale/ – Дата доступа: 11.11.2016
25. Пименов, П.А. Основы рекламы: Учебное пособие / П.А. Пименов – М.: Гардарики, 2005. – 399 с.
26. Пра радыё «Сталiца» [Электронный ресурс] // Радыё Сталiца. – Режим доступа: http://www.tvr.by/radio/radio-stalitsa/ – Дата доступа: 11.11.2016
27. Радиотелеэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2005. – 239 с.
28. Радио «Беларусь» [Электронный ресурс] // Белтелерадиокомпания. – Режим доступа: http://www.tvr.by/radio/radio-belarus4205/ – Дата доступа: 11.11.2016
29. Радио в Интернете: типология и структура сайтов / А. Градюшко // Беларускае радыё: гiсторыя, сучаснасць, перспективы развiцця: матэр. рэспубл. навук.-практ. канф., прысвечанай 80-годдзю Беларускага радыё. / рэдкал.: С.В. Дубовiк – Мiнск, 2011. – С. 23-25.
30. Радио: музыкальное, новостное, общественно: сборник лекций / под ред. В.А. Сухаревой, А.А. Аллахвердова. – М., 2001. – 224 с.
31. Радиожурналистика: учеб. пособие [Электронный ресурс] // Д.С. Барабаш и др.; под ред. А.А. Шерель. – М., 2000. – Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/radiozhur.htm – Дата доступа: 11.11.2016
32. Радиоканалы [Электронный ресурс] // Белтелерадиокомпания – Режим доступа: http://www.tvr.by/ – Дата доступа: 11.11.2016
33. Радиостанции Минска [Электронный ресурс] // Википедия. Электронная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Радиостанции _Минска – Дата доступа: 11.11.2016
34. Радкевiч, Я.Р. Беларускае радыё: гiсторыя, перспектывы развiцця / Я.Р. Радкевiч. – Мiнск: БДУ iмя У.I. Ленiна, 1983 – 197 с.
35. Раскатова, Е.Р. Типологические подходы к исследованию радиовещания: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2005.
36. Россия сегодня (радиостанция) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.radiorus.ru/pr/about/ – Дата доступа: 11.11.2016
37. Сведения о Radio BA International [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://radiofm-online.ru/news/radio_ba_international_belarus_48kbit_ s/2013-03-12-137 – Дата доступа: 11.11.2016
38. Словарь радиотехнических терминов / Под ред. А.С. Углокова. – Ростов Н/Д: ТЕХНИКА, 2005. – 1039 с.
39. Смирнов, А.В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм: учебное пособие для вузов / А.В. Смирнов. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 203 с.
40. Современная структура Белорусского радио: поиск оптимальной модели / А. Курейчик // Беларускае радыё: гiсторыя, сучаснасць, перспектывы развiцця: матэр. рэсп. навук.-практ. канф., прысвечанай 80-годдзю Беларускага радыё. / рэдкал.: С.В. Дубовiк – Мiнск, 2005. – С. 37-39.
41. Статкевич, Е.А. Речевые стратегии и тактики современной радиорекламы // Е.А. Статкевич Омский научный вестник. – 2011. – №95. – С. 212-215.
42. Телерадиокомпании «Гомель FM» – официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tvrgomel.by. – Дата доступа: 11.11.2016
43. Телерадиоэфир. История и современность / под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2005. – 239 с.
44. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций / Ф.И. Шарков – М., «РиП-холдинг», 2013. – 246 с.
45. Шарков, Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. – №8. – 2011. – 202 с.
46. Щепилова, Г.Г. Критерии классификации радиорекламы / Г.Г. Щепилова. – Медиаскоп. М., 2010. – №1. – С. 2-20.
47. Шерель, А. А. Там, на невидимых подмостках. Радиоискусство: проблемы истории и теории., 1922-1941. – М., 1993. – С. 52.
48. Электронные СМИ [Электронный ресурс] // Министерство информации Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mininform.gov.by/rus/smi/elek/. – Дата доступа: 11.11.2016
49. RFI на 12 языках [Электронный ресурс] // RFI: Режим доступа: http://ru.rfi.fr/12-yazykakh/ – Дата доступа: 11.11.2016
50. Светлана Дрига. Социальный дейксис дискурса массовой коммуникации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 140 с.