ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
1.1 Понятие и особенности жизнестойкости подростков
1.2 Понятие и структурно-содержательная характеристика родительского отношения
1.3 Основные стили родительского воспитания их влияние на формирование личности подростка
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей детско-родительских отношений у подростков с разным уровнем жизнестойкости
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст ̶ один из сложных этапов в жизни ребенка, вхождение его во взрослый мир новых прав и обязанностей, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Проблема взаимосвязи детско-родительских отношений и образа «Я» подростков актуальна не только неоднозначностью подросткового возраста, его физиологической и психологической перестройки для личности подростка, но и родительскими установками, стилем воспитания, другими вопросами родительского воспитания как формированием условий развития для ребенка. Многочисленные психологические исследования, рассматривающие фактор влияния семьи на формирование личности ребенка показывают, что семья является базой для развития личности ребенка, которая может, как предупредить, так и допустить всевозможные девиации в развитии ребенка, что особенно сказывается в период подросткового возраста.
Нарушение детско-родительских взаимоотношений является одной из частых проблем, с которой встречаются психологи и педагоги. Ввиду низкого уровня педагогической грамотности родителей, негативные родительские установки формируют негативные черты у подростков, что отрицательно сказывается на развитии личности, и может выражаться в дальнейшем повторными проблемами в воспитании, образовывая тем самым замкнутый круг проблем, из которого уже бывает сложно выбраться семье без педагогической и психологической помощи.
Поэтому важно изначально формировать положительное и адекватное отношение родителей к детям, развивать способность к саморегуляции поведения, работая тем самым на профилактику и недопущение деформации личностных качеств ребенка, на формирование самостоятельной активной и жизнестойкой личности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
1.1 Понятие и особенности жизнестойкости подростков
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Феномен жизнестойкости является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека. По словам В. П. Зинченко, «личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия» [12, с. 33].
Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Термин hardiness, введенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость» [18]. Жизнестойкость, согласно С. Мадди, включает в себя 3 компонента (аттитюда):
1) вовлеченность, которая предполагает принятие на себя безусловных обязательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действие и с его результатом.
2) контроль, который обеспечивает действия субъекта, способного совладать со стрессом и жизненными трудностями. Даже в случае возникновения травматических событий, люди осознанно снижают их значимость, что позволяет снизить также их негативное влияние на личность и ее психическое здоровье. В таком случае человек воспринимает стрессовые жизненные обстоятельства не как «удар судьбы», а как неизбежность, с которой необходимо справиться. Это способствует формированию уверенности в себе, поиску возможности извлечь пользу из сложившейся ситуации.
3) «принятие риска» или «вызов» (challenge), направлена на то, чтобы человек воспринимал опасные события как сложные задачи, требующие решения. В свою очередь это является фактором личностного роста и самосовершенствования [1, c. 85].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
В ходе работы было проведено исследование особенностей детско-родительских отношений у подростков с разным уровнем жизнестойкости, в котором приняли участие 30 подростков. Анализ производился во всей выборке в целом.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений у подростков с разным уровнем жизнестойкости.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости подростков и детско-родительскими отношениями.
В ходе исследования были применены 2 авторские методики.
1. Тест жизнестойкости С. Мадди (Приложение 1) представляет собой адаптацию Д.А. Леонтьевым опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Методика содержит 45 утверждений. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту, и безопасности, обедняющим жизнь личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнестойкость представляет собой комплекс взаимосвязанных характеристик и качеств личности, а также умений и навыков, которые способствуют активизации внутренних сил, направленных на преобразование трудностей в возможности. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Подростковый возраст является одним из наиболее благоприятных периодов для развития жизнестойких черт личности, что может способствовать повышению уровня физического и психического здоровья подростков, помочь в процессе преодоления различных жизненных трудностей, а также в последующей реализации себя в качестве специалиста.
Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Проявление родительского отношения осуществляется в виде различных форм и способов поддержания контактов с подростком, сопровождающихся определенным эмоциональным фоном и оказывает существенное влияние на его психическое развитие.
Характер и степень влияния на ребенка обусловлены многими различными факторами и, прежде всего, личность самого родителя как субъекта взаимодействия. Одним из основных психолого-педагогических понятий для определения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения или стиль воспитания. В работах исследователей родительское отношение анализируется как стабильное, не зависящее от возраста подростка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода, тем не менее, специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку.
В ходе работы было проведено исследование особенностей детско-родительских отношений у подростков с разным уровнем жизнестойкости, в котором приняли участие 30 подростков.
1. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М. . Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2004. – С. 82-90.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
3. Баумринд, Д. Практическая психология / Д. Баумринд. – М., 1995. – 411 с.
4. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.
5. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения / А.Я. Варга. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 32 с.
6. Варга, А.Я. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания / А.Я. Варга. – М.: «Прагматика культуры», 2006. – 640 с.
7. Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта / В.И. Гарбузов. – СПб.: КАРО, 2015. – 296 с.
8. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2005. – 176 с.
9. Евтушенко, Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – №60. – С. 72-78.
10. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
11. Захаров, А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей / А.И. Захаров. – Л.: Изд-во ЛПМИ, 1976. – 154 с.
12. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. – М. : Гардарики, 2012. – 432 с.
13. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании: уч. пособие для студ. высш. и средн. пед. уч. завед / П.Ф. Каптерев. – М.: Изд-во «СКТ», 2010. – 168 с.
14. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. – Самара: СИПКРО, 2011. – 132 с.
15. Ковалев, Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 13-19.
16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2010. – 742 с.
17. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 65 с.
18. Мадди, С.Р. Теории личности: сравнительный анализ / С.Р. Мадди. Пер. с англ. – СПб., 2012. – 567 с.
19. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 308 с.
20. Макушина, О.П. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей : учебное пособие для вузов / О.П. Макушина, В.А. Тенькова. – Воронеж, 2008. – 78 с.
21. Матейчек, З. Родители и дети. Книга для учителя / З. Матейчек. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для вузов / С.В. Мухина. –11-е изд., перераб., доп. – М.:Академия, 2007. – 640 с.
23. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Москва: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1998. – 362 с.
24. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. – 414.
25. Саготовская, Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л.Г. Саготовская. – Томск, 1971. – 64 с.
26. 2002. – 324 с.
27. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
28. Смирнова, Е.О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) / Е.О. Смирнова, Р. Радева // Вопросы психологии. – 2005. – №1. – С. 105-110.
29. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спиваковская // Семья и формирование личности. – 2001. – №3. – С. 38-44.
30. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М.: 1986. – 261 с.
31. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности : монография / А.Н. Фоминова. – Москва : МПГУ : Прометей, 2012. – 151 с.
32. Фром, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Высшая школа, 2012. – 272 с.
33. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.
34. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 1996. – 312 с.
35. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 98 с.