ВВЕДЕНИЕ
Произошедшие социально-экономические трансформации белорусского общества привели к изменениям не только внешней стороны жизни людей, но и их внутренних социально-психологических параметров: психологического состояния, ценностей, потребностей, ожиданий. Социальное самочувствие человека напрямую зависит от субъективно воспринимаемого (ощущаемого) качества жизни, а важнейшим внутренним фактором, определяющим социальную адаптированность, социальную активность человека, самоотношение и особенности отношений с другими людьми, является удовлетворенностьжизнью. Принимая во внимание эти данные, становится очевидной актуальность исследований особенностей восприятия людьми разных возрастных и социальных групп качества своей жизни и состояния удовлетворенности разными ее сферами.
Также необходимо принимать во внимание, что современный этап развития общества характеризуется большими скоростями жизни и огромными объемами информации, постоянной нехваткой времени. В такой ситуации проблема удовлетворенностью жизни является особо острой и дискуссионной.
Важную роль в работе современного психолога играет тренинг. Именно он напрямую направлен на коррекцию тех или иных сфер жизни человека.
Цель исследования – разработать и апробировать тренинг на повышенние удовлетворенности жизнью.
Объект исследования –уровень удовлетворенности.
Предмет исследования – коррекция уровня удовлетворенности жизнью посредством психологического тренинга.
Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи работы:
- раскрыть теоретические аспекты удовлетворенности жизнью ;
- выявить теоретические основы изучения ценностно-мотивационной сферы;
- изучить результаты выборки, исследования, понятие тренинг;
- разработать тренинг «Качество жизни»;
- апробировать тренинг «Качество жизни»;
- проанализировать результаты тренинга.
Гипотеза исследования: использование тренинга «Качество жизни» способствует увеличению уровня удовлетворенностью жизнью.
Методологическая основа исследования: основные теории и концепции средней взрослости возраста; отечественные и зарубежные подходы к изучению удовлетворенности жизнью.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
1.1. Теоретические основы изучения уровня удовлетворенностью жизнью в средней взрослости
Явление удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью определяет очень многие стороны жизни субъекта, его поступки, различные виды его деятельности и такие стороны поведения как: бытовая сфера, экономическое и политическое поведение. Эти переживания нередко выступают значимыми факторами состояния общественного сознания, отношений в обществе, а так же групповых настроений и ожиданий. Без их учета практически невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление и планирование.
Большое влияние степень удовлетворенности жизнью оказывает на такие стороны жизни как психическое состояние, настроение и психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознается в науке. Однако, во многих научных публикациях явление удовлетворенности жизнью трактуется как довольно простой феномен, являющийся некоторой оценкой, которую использует человек для характеризации своей текущей жизненной ситуации. Не подвергая сомнению возможность получения такой оценки от респондента в ситуациях психологического или социального тестирования, важно отметить, что за ней стоит широкий спектр различных переживаний субъективного ощущения благополучия личности. Однако, различные аспекты субъективного благополучия и внутренняя картина этого переживания редко выступали предметом конкретного психологического исследования.
Р.М. Шамионов рассматривает удовлетворенность жизнью как «сложное, постоянно изменяющееся социально-психологическое образование, основанное на единении познавательных и эмоционально-волевых процессов, характеризующееся субъективным эмоционально-оценочным отношением и обладающее побудительной силой, сподвигающей к действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами» [21, с. 51]
Среди факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность жизнью, в основном, выделяют: здоровье, пол, возраст, уверенность в себе, оптимизм, психологическую устойчивость, личную и семейную безопасность, отношения в семье, эффективные социальные контакты (отношения с друзьями, межличностное доверие, частота проведения времени с людьми, возможности душевного общения), плодотворный досуг, творческую самореализацию
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА НА ПОВЫШЕННИЕ УДОЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ
2.1. Пояснительная записка
В современном обществе, с развитием цивилизации всё больше на задний план уходит проблема выживания. Комфортная условия труда, отдыха и быта становятся нормой, и всё большее значение и ценность для большинства людей приобретают эмоциональный комфорт, счастье и удовлетворённость.
Неудовлетворённый жизнью человек убеждён, что в мире гораздо больше плохого, чем хорошего, его судьба, по сути, зависит от случая, и повлиять на ход событий невозможно. О себе и окружающих он невысокого мнения, считает, что люди по своей природе недружелюбны, злы, равнодушны и т.п., а значит цинизм, враждебность и агрессия оправданы по отношению к ним. Его рассуждения и интерпретации часто иррациональны, есть тенденция преувеличивать негативные последствия происходящих с ним событий, он склонен к генерализованным, обобщённым оценкам себя и других, считает, что мир и другие люди должны соответствовать его представлениям и взглядам, к себе он также предъявляет повышенные требования.
В основе мировоззрения удовлетворённого жизнью, счастливого взрослого человека лежат следующие когниции. Он уверен, что в мире больше добра, чем зла, мир полон смысла, события, происходящие с нами не случайны, а подчиняются определённым законам и эти законы справедливы, у нас есть возможность влиять на ход событий. Такой человек убеждён в ценности собственного «Я», считает, что может контролировать своё поведение, и если он будет вести себя правильно, к нему придёт удача и благополучие. Представление о других людях у счастливого человека в целом позитивное, а, следовательно, для враждебности и агрессии нет серьёзных оснований, в мире больше добрых людей, чем злонамеренных, да и оценивает он себя и других скорее не в целом, а за конкретные качества и поступки. Его мировоззрение более рационально, он не склонен расценивать неблагоприятные события как катастрофу, не предъявляет к другим и к себе слишком высоких требований.
Таким образом, удовлетворённость жизнью является значимой составляющей психологического и психического здоровья личности, что делает исследования по данной теме значимыми и актуальными. Кроме того, на индивидуальном уровне проблема удовлетворённости жизнью и поиска счастья будет являться актуальной в разные периоды жизни для многих поколений людей.
Тренинг "Качество жизни" состоит из 4 занятий, каждое затрагивает определенную часть нашей жизни и направлено на улучшение ее качества,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раскрывая психологическую характеристику ценностно-мотивационной сферы и уровня удовлетворенности жизнью в средней взрослости, нами были сделаны следующие выводы:
1. На настоящий момент комплексной и многоаспектной проблеме удовлетворенности жизнью посвящено большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Тем не менее их анализ показывает, что единой точки зрения на трактовку понятия «удовлетворенность жизнью» и его структуры в настоящее время не существует. Как и не существует четкого разграничения схожих, но не идентичных понятий. Так, в социально-психологических трудах, посвященных проблеме исследования особенностей оценивания человеком в целом своей жизни, наряду с термином «удовлетворенность жизнью» используются такие понятия, как «счастье», «благополучие», «субъективное благополучие», «качество жизни, «субъективное качество жизни» и другие.
2. Ценностно-мотивационные установки как важнейшие компоненты структуры личности являются объектом многочисленных исследований. Ценности являются социально-психологическими образованиями и выполняют роль регуляторов поведения, тем самым проявляясь во всех областях деятельности человека.
На систему ценностей индивида оказывают влияние возрастные, половые и психологические особенности, социальный, экономический, политический, профессиональный, национальный, этнический статус.
Ценности являются социальным феноменом, существующим в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Им присущ двойственный характер, они социальны и индивидуальны, так как сосредотачивают в себе опыт конкретного субъекта.
3. Исходя из полученных в исследовании данных, нами была составлена психологическая характеристика ценностно-мотивационной сферы и уровня удовлетворенности жизнью в средней взрослости, а также определены различия данных характеристик у мужчин и женщин. Одной из форм групповой работы является психологический тренинг. Данная форма работы дает возможность за короткий срок решить конкретные проблемы, приобрести недостающие навыки и умения, избавиться от личных проблем, разобраться в себе и отношениях с окружающими.
4. Тренинг "Качество жизни" состоит из серии занятий, каждое затрагивает определенную часть нашей жизни и направлено на улучшение ее качества, путем осознания, взятия ответственности и выбора. Человек – хозяин