ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня особенно остро стоит проблема распада семьи в первые годы совместной жизни супругов. Зачастую данная тенденция обусловлена действием такого защитного механизма, как идеализация. Для каждого человека характерно стремление к созданию идеальных образцов в разных областях социального существования. Вступающие в брак молодые люди, часто обладают неосознаваемыми идеализированными, нереалистичными представлениями о будущей семье. В то же время совместная жизнь требует от супругов способности реалистично оценивать семейные отношения, готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу. Именно поэтому изучение у молодежи представлений об идеальном партнере является актуальным направлением в психологии.
В настоящее время изменяется процесс выбора супруга и отношение к браку в целом:
– вступление в брак не рассматривается молодыми людьми как необходимость, возрастает число молодых людей, сознательно избирающих одинокий образ жизни, а также установки на сознательно бездетный брак;
– уменьшается влияние родителей на выбор супруга;
– возрастают ожидания и требования, которые предъявляются молодыми людьми к партнеру и семейной жизни;
– выбор всё чаще основывается на основе личных качеств, а не социальных характеристик.
Добрачный период представляет собой важнейший этап становления стабильной семьи, в которой каждый из партнеров удовлетворен отношениями. Каждый человек при создании семьи имеет некоторые ожидания, которые могут отличаться от ожиданий его партнера. Все люди воспитываются в своей семьей по своим особым правилам и традициям, присущим конкретной семье. В молодом возрасте существует множество факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность отношениями. Зачастую модели семьи, стиль поведения и взаимоотношений в ней в молодых парах не совпадают.
Важную роль в будущей семейной жизни юноши и девушки играет соответствие образа идеального и реального партнёра. Эти образы являются источником стабилизации будущей молодой семьи и оказывают влияние на психологический климат в отношениях.
Необходимость изучения предбрачного поведения молодежи обусловлена тем, что именно юношеский возраст представляет собой сензитивный период развития семейных ценностей. В юношеском возрасте формируется психологическая готовность к семейной жизни, которая проявляется в
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО ПАРТНЕРА КАК ФАКТОРА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯМИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема изучения образа партнера в добрачных отношениях
Проблема образа партнера в добрачных отношениях в психологии рассматривается в контексте теорий выбора брачного партнера. В современной литературе принято выделять в рамках данной проблемы идеальный и реальный образ партнера.
Понятие идеального партнера практически не изучено в научной литературе. Многие авторы (Дж. Адамс, Б. Мурштейн, А. Обозова, Р. Уинч, Р. Сентерс, Мак-Гоулдрик, и др.) рассматривают образ брачного партнера, который тесно переплетается с образом идеала.
С.Л. Рубинштейн писал о том, что идеал является совокупностью норм поведения; это образ, который воплощает наиболее ценные и в данном смысле привлекательные черты, образ, который служит образцом. Идеал – это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать [16, с. 53].
А.А. Бодалев подчеркивал, что процесс формирования образа другого человека всегда является результатом межличностного взаимодействия. Образ «Другого» включает в себя следующие компоненты [6, с. 115]:
– физические характеристики партнера, которые являются основой для построения предположений о личностных особенностях впервые воспринимаемого человека;
– представления о личностных характеристиках, формирующиеся на основе восприятия поведения;
– представления о намерениях, мотивах, установках, чувствах и т.п.;
– представления об отношениях, которые представляют собой связующее звено для объединения и сближения партнеров.
Представления о партнере и будущем супруге возникают довольно рано, еще в детском возрасте. По мнению И.Г. Станиславской и М.В. Захаровой, уже у 10-летних девочек имеются представления о будущем муже, которые считали, что он должен быть добрым, внимательным, общительным и умным. При этом большая часть их них оценивали и представляли будущего супруга или партнера более похожим на близких друзей, чем на своего отца. В подростковом и юношеском возрасте, по данным В.Е. Кагана, образ будущих супругов был еще недостаточно дифференцированным [19, с. 254].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯМИ И СООТВЕТСТВИЕМ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО ПАРТНЕРА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь между удовлетворенностью отношениями и соответствием образа идеального и реального партнёра в юношеском возрасте.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) организационный этап – подбор диагностических методик исследования, формирование выборки испытуемых;
2) исследовательский этап – проведение исследования;
3) аналитический этап – сравнительный и корреляционный анализ данных, полученных при помощи методов математической обработки, формулирование выводов.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить уровень удовлетворенности отношениями в юношеском возрасте;
2) определить соответствие образа идеального и реального партнёра;
3) выявить взаимосвязь между уровнем удовлетворенности отношениями в юношеском возрасте и соответствием образа идеального и реального партнёра.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем удовлетворенности отношениями в юношеском возрасте и соответствием образа идеального и реального партнёра.
Выборка исследования: исследование проводилось на базе Белорусского государственного университета им. М. Танка. В исследовании приняли участие 30 юношей и девушек в возрасте 18-19 лет.
Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием следующих диагностических методик:
1. Методика «Межличностное восприятие в добрачной паре» (Г.М. Андреева, В.С. Агеев). Методика позволяет изучить следующие характеристики добрачных отношений партнеров: а) удовлетворенность отношениями (Уп); б) косвенный показатель удовлетворенности отношениями (Ук); в) показатель позитивности отношений в паре (П). Обработка результатов опросника сводится к подсчету баллов по данным показателям (от 1 до 4 баллов). Чем ниже балл, тем выше удовлетворенность отношениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа установлено, что проблема образа партнера в добрачных отношениях рассматривается в контексте теорий выбора брачного партнера. Образ идеального партнера – это картина желаемого человека с определенной совокупностью качеств, сложившаяся в сознании индивида. В зарубежных концепциях преимущественно рассматривается механизм создания идеального образа. В отечественной психологии проблема образа партнера анализируется в контексте брачно-семейных представлений и добрачного поведения. В работе М.А. Абалакиной обоснована теоретическая модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений. В работах С.В. Ковалева подчеркивается особая важность формирования адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек.
На удовлетворенность отношениями между партнерами в юношеском возрасте оказывают влияние такие факторы как эмоционально-психологические потребности, продолжительность добрачного периода, совпадение ценностных ориентаций, наличие удовлетворенности в сфере интимных отношений, соответствие образа партнера образу идеального мужа/жены. Юношеский возраст отличается тем, что удовлетворенность отношениями обусловлена максимализмом, наличием необоснованно завышенных ожиданий, предъявляемых к партнеру и к взаимодействию с ним, а также таким искажением восприятия как идеализация партнера.
Эмпирическое исследование соответствия образа идеального и реального партнёра как фактора удовлетворенности отношениями в юношеском возрасте позволило установить следующее:
– юноши воспринимают своих партнеров с преобладанием таких личностных качеств как дружелюбие и альтруизм, юноши воспринимают своих партнеров с преобладанием таких личностных качеств как авторитарность и дружелюбие;
– юноши представляют рядом с собой менее авторитарную и менее эгоистичную партнершу. Девушки представляют рядом с собой менее эгоистичного, менее агрессивного и более дружелюбного партнера;
– в юношеском возрасте обнаруживается несоответствие между реальным и идеальным партнером. Так, у 73% юношей и 60% девушек отмечается соответствие между реальным и идеальным партнером, у 23% юношей и 40% девушек. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства молодых людей в юношеском возрасте наблюдается соответствие между реальным и идеальным партнером;
1. Абалакина, М.А. Межличностное восприятие и динамика предбрачных отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / М.А. Абалакина. – М., 1987. – 20 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2010. – 672 с.
3. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 2000. – 410 с.
4. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
5. Астащенко, А.И. Гендерные особенности удовлетворённости добрачными отношениями в юношеском возрасте / А.И. Астащенко // Концепт. – 2017. – Т. 12. – С. 5–9.
6. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А.Бодалев. – М.: Академия, 1983. – 272 с.
7. Карташова, Т.Е. Динамика и структура брачно-семейных установок современной молодежи / Т.Е. Карташова // Известия РГПУ. – 2011. – № 132. – С. 134-138.
8. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
9. Корнеев, Р.К. Половозрастные особенности ценности семьи современной молодежи / Р.К. Корнеев, С.В. Мерзлякова // Вестник МГПУ. – 2010. – № 3. – С. 38–47.
10. Коростелева, Т.А. Проблематика изучения образа партнера в добрачных отношениях юношей и девушек / Т.А. Коростелева // Молодой ученый. – 2014. – № 7. – С. 266–270.
11. Левкович, В.П. Особенности добрачного периода жизни супругов как одна из причин стабилизации и дестабилизации молодой семьи / В.П. Левкович // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 1. – С. 158–163.
12. Левкович, В.П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В.П. Левкович // Психологический журнал. – 1985. – № 3. – С. 126-137.
13. Малимонов, И.В. Проблема брачного партнера студенческой молодежи / И.В. Малимонов, Л.Г. Король. – 2015. – № 1 (54). – С. 115–119.
14. Овсянникова, Е.А. Образ семьи в раннем юношеском возрасте как фактор формирования психологической готовности к семье и браку / Е.А. Овсянникова, Е.И. Зиборова // Вестник университета. – 2014. – № 9. – С. 279-282.
15. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
16. Панкова, Л.М. У порога семейной жизни / Л.М. Панкова. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
17. Приходько, А.Ю. Гендерные различия в представлениях об идеальном партнере у молодежи / А.Ю. Приходько // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 9. – С. 98–104.
18. Фещенко, Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи / Е.М. Фещенко // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2012. – № 1-2. – С. 172–175.
19. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.