Актуальность темы исследования обусловлена изменениями социально-экономической ситуации, которые привели к распространению негативные тенденций в межличностном общении конфликтов, к сложностям при установлении контактов и восприятии людьми друг друга. Затруднения при знакомстве, отрицательные эмоции, возникающие в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность обусловлены функционированием такого феномена, как застенчивость. Особо негативно застенчивость влияет на личность в процессе взросления, когда формируются подлинная самостоятельность, аутентичность, способность нести ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом [20, с. 3].
Выдающийся вклад в изучение застенчивости сделал Ф. Зимбардо
[13, с. 152], который говорил о том, что застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений‒ от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека. Преодолевая свою застенчивость, человек открывает в себе скрытые силы, способность общаться, жить и т.д.
Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений, поскольку порожденные ею трудности общения становятся одной из главных психологических проблем личности. Изучение застенчивости как свойства личности в зарубежной психологии занимает одно из ведущих мест среди проблем межличностного общения, однако в отечественной психологии изучению застенчивости посвящено достаточно мало работ.
Застенчивость как психологический феномен исследовали такие авторы как А. Б. Белоусова [1], Л.Н. Галигузова [9], А.А. Голубниченко [10], Зимбардо [13], И. Изард [14], И.С. Кон [17], Л.В. Краснова [19], И.А. Ральникова [25], А.В. Тихомиров [27] и другие.
Застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях, поэтому происхождение этой особенности, как и большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство [9].
По мнению К. Изарда [14, с. 67], застенчивость играют большую роль в человеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности. Проблема идентификации себя с определенным полом является особенно актуальной в настоящее время, когда, с одной стороны, мужские и женские роли уже не так четко обозначены и давление общества на индивида ослабевает, обеспечивая большую свободу выбора.
С другой стороны, меняющийся общественный идеал мужчины и женщины может идти вразрез с образцами, усваиваемыми в семейном кругу, и тем самым затруднять приспособление ребенка к требованиям окружающего мира. Осознание своего личностного несоответствия каким-то
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие гендерной идентичности в современной психологии
Проблемой изучения гендерной идентичности занимались такие исследователи как С. Бем [2], Т.В. Бендас [3], Ш. Берд [4], А.А. Голубниченко [10], И.С. Клецина [16], Н. Ю. Флотская [28] и другие.
Гендер – это социокультурный аспект различий между мужчиной и женщиной; совокупность культурных характеристик, определяющих социальное поведение и психологические особенности женщины и мужчины, формирующиеся в процессе социализации и гендерной идентификации.
Появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э. Эриксона [30, с. 46], который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. По мнению Э. Эриксона, это субъективное ощущение тождества и целостности своей личности, возникает спонтанно, неожиданно, как узнавание своей сущности.
Впервые понятие «гендерная идентичность» было заявлено в 80-х гг. XX в. в рамках теории социальной идентичности Г. Тэджфела - Дж. Тернера [12]. В настоящее время термин «идентичность» определяют двояко. С одной стороны, идентичность определяют в качестве тождественности человека самому себе, выражающейся в субъективном ощущении целостности Я−образа в разнообразных ситуациях и в любое время. Этот образ возникает в рамках выделения и субъективного восприятия индивидом в общении и взаимодействии некоторых индивидуальных характеристик, которые позволяют ему подчеркнуть отличие от других или сходство с другими.
Современные исследования характеризуются разнообразием определений понятия «гендерная идентичность» и указывают на сложный характер этого личностного образования. Следует отметить, что до последнего времени в педагогических работах в качестве синонимов термина «гендерная идентичность» употребляются такие, как «половая идентичность», «полоролевая идентичность», что, на наш взгляд, вносит определенные затруднения в его понимание.
Анализ содержания обозначенных понятий дает основание говорить о том, что они не вполне тождественны. Половая идентичность описывается исследователями с точки зрения биологических половозрастных особенностей самовосприятия и самопредставления человека, обозначаемых в качестве характеристик индивидуального существования в контексте его полового поведения. В феномене полоролевой идентичности, наряду с биологическими основаниями, свою значимость приобретают ролевые и поведенческие проявления личности как индикаторы мужского и женского в
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь особенностей проявления застенчивости и гендерной идентичности у юношей и девушек.
Эмпирические задачи исследования:
1. Выявить типы гендерной идентичности у юношей и девушек.
2. Определить проявления застенчивости у юношей и девушек.
3. Выявить взаимосвязь между проявлениями застенчивости и гендерной идентичности у юношей и девушек.
Гипотеза исследования: существует связь между проявлениями застенчивости и гендерной идентичности у юношей и девушек.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа № 132 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 11-х классов – 20 юношей и 20 девушек в возрасте 16-17 лет. Выборка исследования представлена в приложении А.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Опросника маскулинности – феминности личности С. Бем. Опросник С. Бем представляет собой инструмент для измерения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера. Этот вопросник позволяет выявить три типа гендерной идентичности: маскулинный, феминный, андрогинный. Опросник исследования маскулинности – феминности личности содержит 60 утверждений (качеств), среди которых респонденту предлагается выбрать присущие ему (приложение Б).
2. Методика изучения застенчивости (модификация Е.П. Ильина).
Опросник содержит 26 вопросов и 4 варианта ответов. Испытуемым предлагается ряд утверждений, которые помогут определить некоторые свойства личности. В результате можно определить высокий, средний и низкий уровень застенчивости, а также осуществить качественный анализ проявлений застенчивости (приложение Б).
3. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с использование критерия линейной корреляции r-Спирмена – непараметрического метода, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. Чем ближе модуль коэффициента корреляции к единице, тем более сильной является связь между измеряемыми величинами. В связи с тем, что коэффициент является методом
1. Теоретический анализ литературы показал, что гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Эта внутренняя структура, создаваемая в процессе социализации и развития, позволяет человеку организовать образ «Я» и социально функционировать в соответствии с воспринимаемым полом и гендером. Индивид может обладать определенным набором маскулинных и феминных качеств, которые определяют его тип гендерной идентичности (маскулинный, феминный, андрогинный). Гендерная идентичность как система включает когнитивную составляющую, отражающую собственное представление о соответствии определенной модели маскулинности или феминности; эмоциональную, отражающую переживание такого соответствия или несоответствия гендерной норме; волевую составляющую, предполагающую готовность к действиям реализации модели своего гендерного поведения.
2. Охарактеризована застенчивость как психологический феномен. Застенчивость – это свойство личности, которое связано с переживанием нервно-психического напряжения и психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением, повышенной сенситивностью в контактах. Застенчивость может быть процессом, свойством и состоянием. Как внутренний страх перед людьми застенчивость обусловливает трудности в межличностном общении. Проявления застенчивости весьма разнообразны: это внешнее поведение человека, сигнализирующее о застенчивости, внутренние ощущения и ранимость интеллектуальных функций.
3. Раскрыты особенности проявлений застенчивости в юношеском возрасте. Юношеская застенчивость – это возрастное явление, зачастую проходящее с появлением опыта межличностных контактов, которая возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Застенчивые юноши испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. Застенчивость создает социальные проблемы, трудности в общении, в установлении устойчивых дружеских отношений, в частности, с противоположным полом.
4. С целью выявления взаимосвязи между проявлениями застенчивости и гендерной идентичности у юношей и девушек было проведено эмпирическое исследование, которое показало:
1. Белоусова, А. Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / А. Б. Белоусова. Казань: ИПППО, 2004. – 19 с.
2. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем // Пер. с англ. − М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
3. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер. – 431 с.
4. Берд, Ш. Теоретизируя маскулинности: современные тенденции в социальных науках / Ш. Берд // Гендерные исследования. – 2000. – № 14. – С. 5-33.
5. Большой толковый социологический словарь / Пер. с англ.– М. : АСТ, 2001. – Т.1. – С. 208.
6. Бубнова, И. С. Особенности проявления тревожности у подростков-сирот с несформированным типом гендерной идентичности / И. С. Бубнова // Казанский пед. журнал. – 2016. – № 2-1 (115). – С. 176-178.
7. Васильева, С. Л. Проявление застенчивости в студенческом возрасте / С.Л. Васильева, А. З. Минахметова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 1. – С. 143-144.
8. Величко, В. Н. Психологические закономерности личности в юношеском возрасте / В. Н. Величко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2007. – № 11. – С. 107-111.
9. Галигузова, Л. Н. Психологический анализ феноменологии детской застенчивости / Л. Н. Галигузова, Б. Г. Мещярикова. // Вопросы психологии. 2000. – № 5. – С. 21-26.
10. Голубниченко, А. А. Психологические детерминанты диффузности личностного самоопределения у застенчивых старшеклассников / А. А. Голубниченко // Вестник ЛГУ. – 2016. – № 2. – С. 9-20.
11. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М., 2001. – 736 с.
12. Дресвянина, А. В. Понятие «Гендерная идентичность» : сущность и основные исследовательские подходы / А. В. Дресвянина // Вестник Северного фед. ун-а. – 2009. – № 4. – С. 154-157.
13. Зимбардо, Ф. Застенчивость : что это такое и как с ней справляться? / Пер. С. Степанов. – М. : Педагогика, 1991. – 452 с.
14. Изард, К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. – СПб. : Питер, 2000. – 536 с.
15. Каменева, Г. Н. Гендерная идентичность как социокультурная детерминанта застенчивости / Г. Н. Каменева, М. Радоев // Вестник РУДН. – 2014. – № 2. – С. 50-53.
16. Клецина, И. С. Гендерная социализация / И. С. Клецина. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. – 228 с.
17. Кон, И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 525 с.
18. Кондратьева, К. С. Психологический анализ феномена застенчивости / К. С. Кондратьева // Сибирский педагогический журнал (практическое издание). – 2009. – № 9. – С. 11-18.
19. Краснова, Л. В. Психологическая характеристика застенчивости в юношеском возрасте / Л. В. Краснова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 7. – С. 1-3.
20. Краснова, Л. В. Психологические особенности застенчивости на этапе ранней юности : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00. 13 / Л. В. Краснова. – Ростов н/Д. : Южный фед. ун-т, 2007. – 18 с.
21. Куницина, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 540 с.
22. Курочкина, И. А. Развитие гендерной идентичности подростков учреждений государственного воспитания / И. А. Курочкина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9. – С. 1357-1363.
23. Пашукова, Т. И. Теоретический анализ становления понятий генлера и гендерной идентичности в психологии / Т. И. Пашукова, А. С. Теракопова // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 7 (640). – С. 26-32.
24. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб .: Питер, 2003. – С. 277-280.
25. Ральникова, И. А. Застенчивость: проектирование жизненных перспектив на юношеском этапе социализации / И. А. Ральникова // Известия Алтайского гос. ун-а. – 2011. – № 3-3. – С. 59-63.
26. Романовская, В. С. Гендерная идентичность и гендерные стереотипы / В. С. Романовская // Теория и практика общественного развития. – 2005. – № 2. – С. 63-66.
27. Тихомиров, А. В. Психология застенчивости : метод. пособие / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург : Дворец молодежи, 1998. – 395 с.
28. Флотская, Н. Ю. Психологические особенности развития половой идентичности в период молодости / Н. Ю. Флотская // Вестник Северного фед. у-а. – 2012. – № 1. – С. 1-6.
29. Шишлова, Е. Э. Трансформация гендерной идентичности: социально-психологический аспект / Е. Э. Шишлова // Вестник МГИМО университета. – 2012. – № 1. – С. 205-209.
30. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. А.В. Толстых. – М. : Флинта, 2006. – 532 с.