ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТА
1.1 Характеристика предпринимательских способностей
1.2 Особенности формирования предпринимательских способностей у студентов
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования предпринимательских способностей у студентов
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается растущий престиж предпринимательства, открываются перспективы его развития, интерес к которому все чаще начинают проявлять студенты. Наличие предпринимательских способностей позволяет человеку находить и использовать наилучшее сочетание ресурсов в процессе производства, создавать и применять новации, идти на риск, который для выполнения намеченной цели. Предпринимательские способности развиваются в ходе жизни человека, изменяются с изменением объективных условий, поэтому являются воспитуемыми и преобразуемыми.
Подготовка к предпринимательской деятельности в настоящее время становится частью образовательного ценза современного человека. Результатом такой подготовки является постепенное формирование рационального образа мышления у студентов, что является основой получения навыков ориентации в информационном потоке, в принятии решений и в условиях стандартного выбора, и в условиях неопределенности.
Готовность и подготовленность к предпринимательской деятельности молодых людей способствует решению комплекса социально-экономических проблем общества, среди которых не только насыщение рынка различными образовательными услугами для разных групп населения, но и создание рабочих мест, обеспечение занятости и самозанятости работоспособного населения, повышение качества жизни.
Современные требования к специалисту диктуют и новые задачи образования, одна из которых – формировать у студентов качества предпринимателя. Зарубежные и отечественные специалисты указывают на то, что эффективность предпринимательства в большей степени зависит от предпринимательских способностей индивида – индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих успешную инициативную, самостоятельную деятельность, связанную с реализацией новых идей.
Формирование предпринимательских способностей у студента на современном этапе рассматривается в контексте проблемы развития предпринимательских компетенций (И.А. Ревин, Д.Л. Цыблевская), которые, в свою очередь, являются инструментом достижения успеха (Ю. А. Безруких, О. Б. Лобанова).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема формирования предпринимательских способностей у студентов остается недостаточно освещенной. Открытым остается вопрос о факторах формирования предпринимательских способностей у студентов. Вместе с тем
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТА
1.1 Характеристика предпринимательских способностей
Под способностями в современной психологии понимаются свойства личности, которые обусловливают возможность осуществления и уровень успешности деятельности. Способности рассматриваются как внутренние условия его развития, которые, как и прочие внутренние условия, формируются под воздействием внешних – в процессе взаимодействия человека с внешним миром [14, с. 54].
Способности человека принято разделять на две группы:
– актуальные – это способности, которые реализуются и развиваются в тех или иных конкретных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и которые реализуются в настоящем, в условиях конкретного, специального вида деятельности;
– потенциальные – это способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при изменении условий протекания деятельности [14, с. 54].
Способности также могут быть общими и специальными. Одним из видов специальных способностей являются предпринимательские способности, которые формируются в условиях предпринимательской деятельности. Предпринимательство представляет собой особый тип профессиональной деятельности, где на первый план выходит личность конкретного человека, от активности которой зависит развитие предпринимательства. Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность лиц и их объединений, направленную на получение прибыли [13, с. 49].
Предпринимательская деятельность характеризуется следующими признаками:
– самостоятельность, которая предполагает, что действия человек совершает добровольно, самостоятельно принимает решение действовать, а также возлагает на себя риски и ответственность. Осуществляя действия, связанные с риском, предприниматель принимает на себя управление собственным делом;
– свобода быть владельцем своего собственного дела, которая опирается на свободу рационального выбора предпринимателями как сферы полезной и востребованной рынком деятельности взамен труда по найму. Именно благодаря свободе рационального выбора собственного дела предприниматели выдвигают и отстаивают инициативы в интересах этого дела;
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме формирования предпринимательских способностей у студента позволяет сделать следующие выводы:
1. Под предпринимательскими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешную инициативную, самостоятельную деятельность, которая связана с реализацией новых идей. Предпринимательские способности являются специальными способностями, которые формируются в условиях предпринимательской деятельности, в процессе подготовки к ней. Содержание предпринимательских способностей включает в себя: инициаторские способности, способности к принятию самостоятельных и рациональных решений, способность нести за них ответственность, рисковать в условиях неопределенной рыночной среды
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления предпринимательских способностей у студентов нами было проведено эмпирически исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление предпринимательских способностей у студентов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия в предпринимательских способностях у юношей и девушек, в частности: юноши имеют высокий уровень лидерских способностей, средний уровень коммуникативных и организаторских способностей, не умеют строго придерживаться выработанного распорядка в работе; девушки имеют средний уровень лидерских способностей, высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей, доводят дело до конца.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». Всего в исследовании приняли участие 30 студентов 4 курса. Выборку исследования составили 15 юношей и 15 девушек. Возраст испытуемых – 19-20 лет.
Методики исследования:
1. Тест «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого [10].
Назначение методики: оценка способности быть лидером.
Опросник включает 50 высказываний, на которые необходимо дать ответ «да» или «нет». Сумма баллов за ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику. Оценка результатов:
- сумма баллов до 25 – качества лидера выражены слабо (низкий уровень развития лидерских способностей);
- сумма баллов от 26 до 35 – качества лидера выражены средне (средний уровень развития лидерских способностей);
- сумма баллов от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно (высокий уровень развития лидерских способностей);
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проведенное эмпирическое исследование предпринимательских способностей у студентов позволило выявить следующее:
1. Уровень лидерских способностей достоверно выше у юношей, ему у девушек. Юноши преимущественно имеют высокий уровень лидерских способностей – у них такие качества, как: настойчивость, инициативность, критичность, решительность, самостоятельность решений, приспосабливаемость к новым условиям, гибкость поведения выражены весьма сильно. Они обладают совокупностью психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой сверстников, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций, в полной мере. Большая часть девушек имеют средний уровень лидерских способностей – у них эти способности выражены в средней степени.
2. Уровень коммуникативных и организаторских способностей достоверно выше у девушек, ему у юношей. Юноши преимущественно имеют средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей – они стремятся контактам с людьми, не ограничивая круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме формирования предпринимательских способностей у студентов. Под предпринимательскими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешную инициативную, самостоятельную деятельность, которая связана с реализацией новых идей. Предпринимательские способности являются специальными способностями, которые формируются в условиях предпринимательской деятельности, в процессе подготовки к ней. Содержание предпринимательских способностей включает в себя: инициаторские способности, способности к принятию самостоятельных и рациональных решений, способность нести за них ответственность, рисковать в условиях неопределенной рыночной среды, лидерские способности, организаторские и коммуникативные способности. Формирование предпринимательских способностей у студентов возможно в специально организованной продуктивной деятельности под влиянием обучения и воспитания. При формировании предпринимательских способностей у студентов важно учитывать предпринимательский потенциал, отражающий потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей студента, включающий ряд деловых и личностных качеств. Процесс формирования предпринимательских способностей у студентов возможен в условиях вуза, при их включении в совместную с преподавателями творческую деятельность, организации личностно-ориентированного взаимодействия, а также поддержке лидерских проявлений студентами. Формирование организаторских умений у студентов предполагает развитие организаторских умений, навыков общения и влияния на других, включение в совместную деятельность студентов.
Эмпирическим путем определены уровень лидерских, коммуникативных и организаторских способностей у студентов. Юноши преимущественно имеют высокий уровень лидерских способностей – у них такие качества, как: настойчивость, инициативность, критичность, решительность, самостоятельность решений, приспосабливаемость к новым условиям, гибкость поведения выражены весьма сильно, в отличие от девушек, обладающих средним уровнем лидерских способностей. Девушки имеют высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей – они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях, в отличие от юношей, обладающих средним уровнем коммуникативных и организаторских способностей.
1. Акаева, Н. Ш. Психологическая характеристика коммуникативных свойств личности предпринимателя / Н. Ш. Акаева // Российский психологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 71–73.
2. Безруких, Ю. А. Предпринимательские компетенции как инструмент достижения успеха / Ю. А. Безруких, О. Б. Лобанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 7. – С. 11–17.
3. Беляева, С. С. Разработка системы формирования предпринимательских способностей / С. С. Беляева // Креативная экономика. – 2009. – № 9. – С. 11–18.
4. Бильчак, Е. В. Развитие мотивационных принципов предпринимательства / Е. В. Бильчак, Л. В. Пурыжова // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2009. – № 3. – С. 75–83.
5. Вержибок, Г. В. Социально-психологические контексты лидерства у студентов / Г. В. Вержибок // Наука. – 2014. – № 1. – С. 9–18.
6. Власова, О. В. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной система педагогического вуза / О. В. Власова, А. О. Оболдина // Экономика, социология и право. – 2017. – № 1. – С. 33–37.
7. Волошина, Т. А. Формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. А. Волошина. – Санкт-Пеетрбург, 2010. – 22 с.
8. Девяткин, Е. А. Роль вузов в развитии предпринимательских компетенций студентов / Е.А. Девяткин, С. В. Ласковец // Статистика и Экономика. – 2014. – № 6. – С. 3–8.
9. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М, 2002. – C. 263–265.
10. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М, 2002. – C. 316–320.
11. Дулина, Г. С. Социально-психологические аспекты личностного потенциала предпринимателей : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / Г. С. Дулина. – Ярославль, 2004. – 21 с.
12. Зорина, А. В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / А. В. Зорина. – Нижний Новгород, 2009. – 21 с.
13. Колиниченко, И. А. Психология предпринимательства : учебное пособие / И. А. Колиниченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 425 с.
14. Косенкова, И. В. Способности личности как психолого-педагогическая проблема / И. В. Косенкова, В. Н. Морозова // Гаудеамус. – 2012. – № 19, Т. 1. – С. 68–74.
15. Куюмджи, О. А. Развитие предпринимательских способностей у студентов / О. А. Куюмджи // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 3. – С. 67–69.
16. Мокрецова, Л. А. Практико-ориентированная подготовка студентов к инновационной предпринимательской деятельности в гуманитарном вузе / Л. А. Мокренцова, Е. Б. Мурзина, Е.В. Дудышева // Современне проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – 963–970.
17. Никулина, И. В. Формирование лидерских качеств у студентов / И. В. Никулина // Самарский научный вестник. – 2016. – № 4. – С. 206–211.
18. Новик, В. Ю. Формирование организаторских умений студентов педагогических вузов : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / В. Ю. Новик. – Нижний Новгород, 2011. – 20 с.
19. Пономарева, М. А. Формирование предпринимательской компетентности у будущих руководителей / М. А. Пономарева // Инновационное развитие экономики: предпринимательство, образование, наука : сб. науч. ст. – Минск, 2013. – С. 300–301.
20. Ревин, И. А. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза / И. А. Ревин, Д. Л. Цыбулевская // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 514–518.
21. Сидорова, М. В. Предпринимательские способности и стиль обучения будущих специалистов экономического профиля / М. В. Сидорова // Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. статей. – Минск: РИВШ, 2018. – С. 40–46.
22. Терентьева, Е. А. Разработка модели формирования предпринимательских компетенций студентов / Е. А. Терентьева // Образование. Карьера. Общество. – 2014. – № 3. – С. 15–18.
23. Тест темперамента Г. Айзенка (EPI) // Учебная деятельность студента : психологические факторы успешности / А. Д. Ишков. – М. : Издательство АСВ, 2004. – С. 164–167.
24. Трусова, Л. А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03. – М., 2012. – 23 с.
25. Ферейра, Р. Формирование предпринимательских компетенций выпускника вуза в условиях перехода к университетам третьего поколения / Р. Ферейра, В.Г. Лизунков, Е.В. Полицинская // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Том 7, № 6. – 195–211.
26. Фролов, Е. Н. К проблеме исследования предпринимательских способностей учащихся учебного заведения / Е.Н. Фролов // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. ст. по мат. междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2018. – № 12. – С. 1–8.
27. Ханова, З. Г. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения предпринимателей / З. Г. Ханова // Вестник Университета. – 2014. – № 17. – С. 341–346.