ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ИСПЫТЫВАЕМЫХ РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Анализ социально-психологических проблем, возникающих у родителей в процессе воспитания подростков-инвалидов
1.2 Особенности родительских установок и стилей воспитания в семьях, имеющих подростка с ограниченными физическими возможностями
1.3 Виды психологической помощи родителям, воспитывающим подростков с ограниченными физическими возможностями
Выводы
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Пояснительная записка
2.2 Содержание программы тренинга «Эффективные стратегии преодоления социально-психологических проблем у родителей, воспитывающих подростков с ограниченными физическими возможностями»
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы психологической помощи родителям, воспитывающим подростков с ограниченными физическими возможностями, обусловлена тем, что семья выступает в качестве важнейшего института социализации ребенка. Социальная адаптация подростка с ограниченными физическими возможностями здоровья предполагает принятие, усвоение и воспроизводство им правил поведения, ценностей и установок, характерных для современного общества здоровой части населения. Подросткам с ограниченными физическими возможностями трудно усвоить нормы и правила поведения, потому родители являются связующим звеном между вхождением ребенка в социум.
В последние десятилетия особое внимание уделяется изучению проблем семей, воспитывающих подростков с ограниченными физическими возможностями (Л.К. Фомина, О.В. Югова, Н.Г. Коррельская, Н.Ю. Корнева, О.А. Федосеева, И.Е. Валитова, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина и др.).
Проблема психологической помощи родителям, воспитывающим подростков с ограниченными физическими возможностями, находит свое отражение в работах Е.М. Краснокутской, А.В. Токаревой, С.В. Калининой и А.А. Моисеевой, В.В. Ткачевой, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенковой и О.В. Лебедевой и др.
Семья, воспитывающая подростка с ограниченными физическими возможностями, сталкивается с многочисленными трудноразрешимыми жизненными проблемами. Их преодоление требует целенаправленной психологической помощи таким семьям. Для определения направлений психологической помощи родителям, имеющим подростка с ограниченными физическими возможностями, необходимо учитывать как характерные им психологические особенности, так и особенности воспитательной позиции в отношении своего ребенка.
Потребность в оказании специальной психологической помощи родителям, воспитывающим подростков с ограниченными физическими возможностями, обуславливается наличием множества проблем, с которыми эти семьи повседневно сталкиваются. Это необходимо для создания благоприятных условий для развития личности подростка с ограниченными физическими возможностями. Реализация этой цели требует от родителей определенного уровня знаний и умений, способствующих пониманию потребностей и возможностей своего ребенка подросткового возраста. Родителям важно владеть практическими навыками, позволяющими адекватно выстраивать взаимоотношения с ребенком.
Цель исследования: разработать программу психологической помощи родителям, воспитывающим подростков с ограниченными физическими возможностями.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ИСПЫТЫВАЕМЫХ РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Анализ социально-психологических проблем, возникающих у родителей в процессе воспитания подростков-инвалидов
Изучением проблем, возникающих у родителей в процессе воспитания подростков с ограниченными физическими возможностями, занимались такие ученые как Е.Г. Бабич, Е.И. Валитова, В.Д. Гаврина, С. В. Калинина, И.Ю. Левченко, Е.А. Мастюкова, А.А. Моисеева, Р.В. Овчарова, В.В. Ткачева, О.А. Федосеева, О.В. Югова и другие.
Появление ребенка-инвалида является для семьи испытанием, так как у него имеются значительные ограничения жизнедеятельности, которые приводят к социальной дезадаптации по причине нарушения физического развития, его способностей к самообслуживанию, передвижения, контроля над собственным поведением [21, с. 52].
Такая семья имеет особый социальный статус, в ней появляются сложности личностного характера и проблемы внутрисемейного взаимодействия. Особенности и проблемы семьи с подростком-инвалидом обусловлены не только психологическими особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и центрированием не решении проблем ребенка подросткового возраста.
Жизненный цикл семьи, в которой воспитывается подросток-инвалид, имеет свою специфику. В подростковом возрасте у ребенка-инвалида в семье происходит:
– взаимодействие с различными специалистами;
– привыкание или адаптация ребенка и родителей к хронической природе болезни;
– решение проблем изоляции от сверстников;
– планирование будущей занятости подростка [27, с. 246].
Анализ литературы позволил выявить следующие социально-психологические проблемы, возникающие у родителей в процессе воспитания подростков-инвалидов.
1. Нарушения супружеских взаимоотношений и детско-родительских отношений. Появление ребенка с ограниченными физическими возможностями изменяет процесс функционирования семьи и является причиной ее дезадаптации. Изначально рождение ребенка-инвалида способствует негативным последствиям для всей семьи, отношения в которой дестабилизируются, а интересы преимущественно ориентированы на ребенка. Семья, воспитывающая подростка с ограниченными физическими
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Пояснительная записка
Родители, воспитывающие подростков с ограниченными физическими возможностями, нуждаются в психологической помощи, так как оказываются в центре ряда проблем. В семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными физическими возможностями, остро стоит проблема социальной изоляции, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов. У них имеются трудности, касающиеся отсутствия знаний и навыков конструктивного взаимодействия с ребенком, другими членами семьи, педагогами и врачами. В семье, в которой растет подросток с ограниченными физическими возможностями, искажаются супружеские и детско-родительские отношения, а также контакты с социумом. Родители испытывают постоянное напряжение и стресс, связанные с проблемами здоровья ребенка. У родителей, пребывая в состоянии постоянного стресса и тревоги за будущее своего ребенка, происходят негативные изменения во всех сферах их личности: эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной. Психологические особенности родителей становятся исходным условием травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада, построения дисгармоничных отношений с ребенком.
Перечисленные проблемы осложняются переходным периодом, кризисными возрастными особенностями подростков, затрудняющие взаимодействие в системе «родитель-подросток-инвалид». В подростковом возрасте, как правило, происходит эмансипация от родителей, что становится невозможным в связи с ограниченными физическими возможностями подростка. Именно в подростковый период появляется обостренное отношение к своему дефекту, который оказывает влияние на систему отношений подростка с ограниченными физическими возможностями.
Психологическая работа с родителями, воспитывающих подростков с ограниченными физическими возможностями, позволять выявить и устранить возникшие дисгармонии в семейных отношениях, затруднения в преодолении социально-психологических проблем. Каждая семья обладает определенным уровнем воспитательных возможностей или воспитательным потенциалом, но зачастую не осознает их. В связи с этим становится актуальным разработка программы, направленной на формирование адекватных поведенческих и эмоциональных реакций и конструктивного стиля семейного воспитания у родителей, воспитывающих подростков с ограниченными физическими возможностями. Программа психологической помощи родителям, воспитывающим подростков с ограниченными физическими возможностями, осуществляется в форме тренинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа установлено, что основными социально-психологическими проблемами, возникающими у родителей в процессе воспитания подростков-инвалидов, являются: нарушения супружеских взаимоотношений и детско-родительских отношений; дисгармоничное физическое и психологическое развитие подростка-инвалида; недостаточная компетентность родителей по вопросам воспитания и образования подростка-инвалида; пренебрежительное (или равнодушное) отношение социума к подростку-инвалиду и семье в целом; постоянный эмоциональный дискомфорт и отсутствия навыков нахождения ресурсов для его преодоления.
Реакции принятия или отрицания дефекта подростка-инвалида, скрытое или открытое эмоциональное отвержение, возникшие еще с рождением ребенка-инвалида, закрепляются в виде родительских установок по отношению к ребенку, достигшему подросткового возраста. Родители, воспитывающие подростков с ограниченными физическими возможностями, подразделяются на три типа: психосоматические, невротичные и авторитарные родители, которые обусловливают их родительские установки и стиль семейного воспитания. В семьях, имеющих подростка с ограниченными физическими возможностями, преимущественно отмечается применение деструктивных стилей семейного воспитания, которые могут явиться фактором его социальной дезадаптации (гиперопека, симбиоз, гипоопека, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», жестокое обращение, склонность к его инфантилизации).
Направлениями психологической помощи семье, воспитывающей подростка с ограниченными физическими возможностями, являются: психологическое изучение проблем родителей, воспитывающих подростка-инвалида; психологическое консультирование родителей; психокоррекционная работа с подростком и родителями; психологическое сопровождение семьи в формате группы поддержки; социально-педагогическое обучение родителей. Преимущество тренинга с родителями, воспитывающих подростка с ограниченными физическими возможностями, заключается в том, что действие «обратной связи» снижает активность психологических защитных механизмов родителей, создает атмосферу доброжелательности и условия для высвобождения глубинных эмоциональных переживаний. Групповая тренинговая работа позволяет родителям ощутить психологическую поддержку и взаимопонимание от других участников группы.
Целью разработанной программы явилось психологическое сопровождение родителей в процессе осознания социально-психологических проблем, возникающих в воспитании подростков с ограниченными физическими возможностями и поиска эффективных стратегий их преодоления. В основе разработки лежит идея о том, что родители,
1. Болдина, М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М.А. Болдина // Гаудеамус. – 2006. – № 2. – С. 84-90.
2. Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова // Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 55-67.
3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с.
4. Гаврина, В.Д. Роль семьи в воспитании и развитии личности больного ребенка / В.Д. Гаврина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – № 5. – С. 21–24.
5. Гребенникова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, О.Г. Берестнева // Науковедение. – 2015. – № 1. – С. 1-13.
6. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2005. – 395 с.
7. Елиашвили, М.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.Н. Елиашвили. – Москва, 2012. – 19 с.
8. Есиленок, Т.А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Есиленок // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск, 2013. – С. 47-49.
9. Загорская, Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Е. А. Загорская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 4. – С. 55-58.
10. Калинина, С.В. Группа поддержки как метод психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Калинина // Вестник НовГУ. – 2013. – № 2. – С. 113-118.
11. Калинина, С.В. Повышение реабилитационного потенциала семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья на основе ресурсного подхода / С.В. Калинина, А.А. Моисеева // Вестник НовГУ. – 2016. – № 1. – С. 64-69.
12. Корнева, Н.Ю. Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями / Н.Ю. Корнева // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 1. – С. 65-69.
13. Коррельская, Н.Г. «Особенная» семья – «особенный» ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии / Н.Г. Коррельская. – М.: Советский спорт, 2003. – 232 с.
14. Кухтина, Э.И. Качество жизни детей-инвалидов с детским церебральным параличом: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.09 – Э.И. Кухтина. – Уфа, 2006. – 18 с.
15. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 160 с.
16. Маллаев, Д.М. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, А.Н. Магомедова. – М.: Академия, 2008. – 180 с.
17. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь,. 2005. – 150 с.
18. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Просвещение, 2003. – 430 с.
19. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
20. Платонова, А.В. Психологические особенности родительства при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Платонова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 12. – С. 107-110.
21. Посысоев, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Посысоев. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 76 с.
22. Психологическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Авт.-сост. С.В. Калинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. – 60 с.
23. Саратова, Л. М. Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / Л.М. Саратова // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 77-78.
24. Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко. – М.: Просвещение. 2008. – 305 с.
25. Токарева, А.В. Особенности социального сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья / А.В. Токарева // Концепт. – 2016. – Т. 32. – С. 196-202.
26. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
27. Федосеева, О.А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями / О.А. Федосеева // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 344-346.
28. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
29. Фомина, Л. К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 815-816.
30. Чернышева, Н.С. Проблема деструктивного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Чернышева, Е.С. Фоминых // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). – Чебоксары, 2015. – № 3 (4). – С. 237-240.
31. Шац, И.К. Коррекционная работа по гармонизации стилей воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья / И.К. Шац / Вестник ЛГУ. – 2013. – № 3. – С. 29-36.
32. Югова, О.В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Югова // Вестник ЧГУ. – 2017. – № 1. – С. 130-135.