Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения гендерных особенностей предпринимателей
1.1 Основные характеристики предпринимательской деятельности
1.2 Психологические особенности предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин
Выводы по главе
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей предпринимателей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей предпринимателей
Выводы по главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования тем, что в современных условиях возрастает число лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Специфичным для предпринимательской деятельности является то, что ее субъект исходит из наличных ресурсов и из предполагаемых возможностей их развития с целью получения прибыли. Кроме того, вне зависимости от выполняемой функции предприниматель непрерывно находится в сложных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя другим хозяйствующим субъектам, претендующим на его успех и ресурсы. Так, из-за наличия правил, органично присущих предпринимательству, ему приходится действовать в условиях постоянной конкуренции.
В последние годы отмечается значительный рост исследовательского интереса к предпринимательству, деятельности предпринимателя и его личности. К настоящему времени уже накоплен определенный теоретико-эмпирический материал, раскрывающий психологическую сторону предпринимательства, позволяющий составить представление о психологических особенностях предпринимательской деятельности и личности его субъектов. Изучением личности предпринимателя занимались такие ученые как: Е. В. Ларченко, Г.А. Мамедова, Т.А. Мельникова, В.П. Позняков, Г.С. Дулина, Н. В. Попова, Э. Я. Шейнин, Е. К. Климова и др.
Исследование психологических особенностей современных предпринимателей – мужчин и женщин с позиций концепции психологических отношений субъектов экономической деятельности позволяет решить ряд научных задач. Во-первых, исследовать влияние личностных особенностей субъекта (в данном случае – принадлежности к группе мужчин или женщин) на психологические отношения к предпринимательской деятельности. Во-вторых, – выявить динамику социально-психологических характеристик предпринимателей – мужчин и женщин в изменяющихся социально-экономических условиях современного общества. И в-третьих,- проанализировать роль гендерного фактора в деловом взаимодействии предпринимателей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1.1 Основные характеристики предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность рассматривается в качестве особого вида профессиональной деятельности, предметом которой выступает реализация личностного потенциала предпринимателя в создании новой прибыльно функционирующей структуры или расширении уже существующей. Согласно Е.К. Климовой, в качестве основных структурообразующих компонентов предпринимательской деятельности выступают:
– предпринимательские мотивы – стремление к самореализации в предпринимательской деятельности;
– предпринимательские цели – расширение предприятия, получение удовлетворения от процесса создания продукта деятельности;
– психологические ресурсы личности – речь идет о инициативности, стратегическом мышлении и работоспособности [8, с. 6].
Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность лиц и их объединений, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется лицами в условиях риска, связанного вложением в дело собственных средств, и имущественной ответственности [2, с. 292].
Предпринимательская деятельность является одним из видов хозяйственной деятельности, которая отличается следующими признаками:
– самостоятельность, которая предполагает, что действия предприниматель совершает добровольно, самостоятельно принимает решение действовать, а также возлагает на себя риски и ответственность. Главной причиной рисков является отсутствие наиболее полной информации о потенциале и намерениях конкурента, предпочтениях потребителей и партнеров. Осуществляя действия, предприниматель принимает на себя управление собственным делом. Полная самостоятельность предпринимателей является наивысшей степенью экономической свободы лиц в условиях рыночной экономики;
– свобода в предпринимательстве является необходимым аспектом эффективной деятельности. Речь идет о свободе быть владельцем своего собственного дела. Свободное владение бизнесом опирается на свободу рационального выбора лицами предпринимательства как сферы полезной и востребованной рынком деятельности взамен труда по найму. Именно благодаря свободе рационального выбора собственного дела предприниматели выдвигают и отстаивают инициативы в интересах этого дела.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления гендерных особенностей предпринимателей нами было проведено эмпирически исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление гендерных особенностей предпринимателей с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе Белорусского государственного университета имени Максима Танка. В исследовании приняли участие 20 мужчин-предпринимателей и 20 женщин-предпринимателей.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в личностных особенностях у мужчин-предпринимателей и женщин-предпринимателей.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник уровня агрессивности Басса – Перри [14].
Назначение методики: диагностика агрессивности. Опросник разработан в 1992 г. и представляет собой продолжение методики диагностики агрессивности Басса-Дарки. Адаптацию на русский язык провели в 2002-2004 гг. С. Н. Ениколопов и Н. П. Цибульский. В основе методики лежит идея о трех компонентах агрессии в концепции Басса-Перри: «физическая агрессия» является инструментальным компонентом агрессии; «гнев» является аффективным компонентом, включающим физиологическое возбуждение и подготовку к агрессии; «враждебность» является когнитивным компонентом, основанным на переживании чувства несправедливости, неудовлетворенности желаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализированы основные характеристики предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность – это деятельность, которая характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициативность, свобода, рациональность. В основе предпринимательской деятельности лежат принципы потребления и активности. Основными видами делового взаимодействия в деятельности предпринимателей являются конкуренция и партнерство. Предпринимательская деятельность выполняет инновационную, социальную и организаторскую функции. Индивидуальный предприниматель стоит перед необходимостью решать профессиональные задачи, которые отличаются высокой ситуативной вариативностью, необходимостью принятия важных решений. Важной чертой предпринимательской деятельности выступает ее мотивация. Масштаб предпринимательской деятельности (малый, средний, крупный бизнес) определяется и поддерживается не только социальными и прочими факторами, но и психологическими характеристиками личности.
Рассмотрены психологические особенности предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин. Предприниматели-мужчины и предприниматели-женщины обладают своими психологическими особенностями. Среди мотивов занятия предпринимательской деятельностью у мужчин-предпринимателей преобладает желание попробовать свои силы в новом деле, реализовать себя; а у женщин-предпринимателей доминирует желание зарабатывать больше денег, обеспечивать себя и семью. Мужчины в целом более позитивно относятся к риску и конкуренции, женщины – более негативно. Мужчины склонны к соперничеству, т.е. к активной и напористой в достижении собственной целей стратегии; у женщин чаще проявляется приспособление, то есть пассивная стратегия. При взаимодействии с другими людьми мужчины проявляют большее стремление к самореализации, уверенность в себе, склонность к соперничеству, упорство в отстаивании своей позиции. Женщины характеризуются выраженной потребностью в помощи, доверии и дружелюбном отношении со стороны других, конформностью, ответственностью.
1. Бильчак, Е. В. Развитие мотивационных принципов предпринимательства / Е. В. Бильчак, Л. В. Пурыжова // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2009. – № 3. – С. 75–83.
2. Борисова, О. Н. Психологическая готовность субъекта к предпринимательской деятельности как одно из условий самоактуализирующейся личности : теоретические аспекты проблемы / О. Н. Борисова, Н. В. Вязовова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 7. – С. 292–295.
3. Влах, Н. И. Особенности предпринимательской деятельности чрез призму медико-психологического и экономического аспектов / Н. И. Влах // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 10. – С. 133–134.
4. Дулина, Г. С. Социально-психологические аспекты личностного потенциала предпринимателей : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Г. С. Дулина. – Ярославль, 2004. – 21 с.
5. Дупленко, Н. Г. Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации / Н. Г. Дупленко, Л.В. Пурыжкова // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – С. 2–5.
6. Емельянов, Е. Н. Психология бизнеса / Е. Н. Емельянов, С. Е. Поварницына. – М. : АРМАДА, 1998. – 511 с.
7. Кабелькова, А. С. Сущность предпринимательства : теоретический аспект / А. С. Кабельникова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 520–523.
8. Климова, Е. К. Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности : автореф. дис… канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. К. Климова. – Калуга, 2004. – 21 с.
9. Колиниченко, И. А. Психология предпринимательства : учебное пособие / И. А. Колиниченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 425 с.
10. Ларченко, Е. В. Самоотношение у женщин, занимающихся предпринимательской деятельностью / Е. В. Ларченко, А. Г. Адушинова // Молодежный вестник ИРГТУ. – 2012. – № 3. – С. 12-16.
11. Мамедова, Г. А. Психологические характеристики женщин-предпринимателей / Г. А. Мамедова, И. В. Антоненко // Психология в современном мир е: материалы научной конференции. – М., 2017. – С. 89–91.
12. Мельникова, Т. А. Предпринимательская деятельность женщин / Т. А. Мельникова // Вестник государственного социального страхования. – 2003. – № 3. – С. 2–8.
13. Методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C. 94–95.
14. Опросник агрессивности Басса – Перри // Практикум по психологии состояний / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – С. 54–60.
15. Позняков, В. П. Гендерные особенности социально-психологических характеристик российских предпринимателей / В. П. Позняков // Институт психологии РАН. – 2016. – № 2. – С. 15–19.
16. Позняков, В. П. Феноменология предпринимательства // Психология предпринимательства / В. П. Позняков. – Самара : Бахрах-М, 2007. – С. 3–15.
17. Попова, Н. В. Личностные факторы предпринимательской деятельности с разными организационно-экономическими результатами : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. В. Попова – Краснодар, 2011. – 22 с.
18. Светлакова, В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В. П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43-47.
19. Чарыкова, М. К. Гендерные особенности предпринимательства в Российской Федерации / М. К. Чарыкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 11. – С. 122–124.