ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность и классификация дидактических игр
1.2 Характеристика учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Возможности использования дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся 1-х классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Методические основы использования дидактических игр учащимися 1-х классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических игр в учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях бурного развития начальных школ, появления альтернативных программ и систем обучения педагог старается работать творчески – делать занятия разнообразными и увлекательными. Для формирования позитивной мотивации на уроках необходимо учитывать следующие позиции: выбор основных понятий и учебных целей урока; полная психическая нагрузка всех учеников в классе на уроке; разнообразие структуры и методов обучения; использование наглядных пособий в классе; разнообразие методов обучения; использование дидактических игр; использование самостоятельной работы и многое другое.
В начальной школе учащиеся должны освоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего их мировоззрение и культуру окружающей среды в классе. Процесс экологического воспитания детей является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Основная экологическая идея выражается фразой «все в природе взаимосвязано, природа – это единое целое». Если эта идея обычно воспринимается взрослыми как аксиома, то она должна быть наполнена конкретным содержанием и апробирована для детей. Только те игры, в которых ребенок реально сталкивается с проблемами в реальных природных условиях, имеют дидактическое значение для изучения природы на уроках естественных наук. Они дают личный опыт опыта, поведения и принятия решений в конкретной ситуации.
Исследованием проблемы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи занимались большое количество авторов: Н.М. Максимчук, Е.А. Аркин, О.Е. Громова, В.Г. Петрова, Е.Ф. Архипова, С.Ю. Кондратьева, А.В. Финогенов, Т.Г. Визель и др.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: использование дидактических игр в процессе обучения «Человек и мир» младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность и классификация дидактических игр
На протяжении многих лет ученые изучали воспитательные возможности игры – все то время, что существуют различные науки о человеке, к которым относятся педагогика, психология, социология, философия, этнография.
Проблема игры как важной деятельности, которая имеет особое значение для жизни ребенка, была объектом научных исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, К. Гросс, Дж. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.П. Усова, З. Фрейд, Ст. Холл, В. Штерн, Д.Б. Эльконин. В многочисленных исследованиях можно наблюдать ряд противоположных позиций относительно природы и содержания детской игры. Каждая конкретная позиция в существенной мере определяет педагогические условия для организации и руководства игрой.
Дидактическая игра представляет собой форму обучения, в которой одновременно действуют два начала: образовательное, познавательное и игровое. Это связано с необходимостью смягчить переход от одного вида деятельности к другому, а также с тем, что в ходе игры дети легче приобретают знания и получают представление об окружающей их жизни. В отличие от учебной деятельности, в дидактической игре познавательные задания ставятся не напрямую, когда педагог объясняет и учит, а косвенно, когда ученики приобретают знания через игру. Учебная деятельность в таких играх как бы замаскирована под игру, а мотивом её выполнения является естественное желание ребёнка играть, выполнять определённые игровые задания [11, с. 115].
Особое место в обучении младших школьников занимают дидактические игры. Дидактическая игра – это активная воспитательная деятельность, направленная на имитацию систем, явлений, процессов и будущей профессиональной деятельности. Основное отличие игры от других видов деятельности состоит в том, что ее предметом является сама человеческая деятельность. Термин «дидактическая игра» подчеркивает педагогическую направленность и отражает разнообразие ее использования в учебном процессе [5, с. 21].
Среди исследователей, непосредственно занимающихся изучением роли дидактической игры в развитии речи, выделяются следующие: И.Е. Берманд, А.К. Бондаренко, А.М. Бородич, Л.М. Житникова, Р.И. Жуковская, Ю.А. Бондаренко, А.М. Бородич, Л.М. Житникова, Р.И. Жуковская, Ю.А. Бондаренко, А.М. Бородич, Л.М. Жуковская и др. Житникова Р.И., Жуковская Р.И., Бондаренко Ю.М., Бородич А.М., Жуковская Л.М., Бондаренко Ю.А., Бондаренко А.М. и др. Л. Новоселова, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина, О. С. Ушакова, Г. С. Швайко.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Методические основы использования дидактических игр учащимися 1-х классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Во время применения дидактических игр необходимо формировать у детей экологические знания и навыки, учить их бережному отношению к окружающей среде.
Игра будет выполнять свои функции в классе, если она будет предоставлена:
Овладение конкретными учебными навыками и воспитывает ученика в умении учиться.
Осведомленность ученика об уроках в классе – это не школьная игра, а учение. Ученик должен сознательно прийти к учебному ориентиру о том, как учиться.
Если учитель понимает, какие функции должна выполнять игра в школе, он может проверить, насколько успешно он использовал игру в классе.
При использовании дидактических игр в классе следите за тем, чтобы ученики не потеряли интерес к игре. Если интерес пропадает или затухает, нельзя навязывать его детям. В этом случае игра потеряет свою дидактическую, развивающую ценность и выпадет самое дорогое из игровой активности - эмоциональный старт.
Возвращению интереса детей к игре поможет эмоциональная речь, гостеприимство, поддержка отстающих. Если есть интерес, то дети занимаются с большим желанием, что положительно влияет на их обучение.
Навыки будут полностью включены в игру – это один из показателей мастерства учителя. Увлекательная игра, приносит чувство удовлетворения ученикам, положительно влияет на успех игр в будущем. При проведении дидактических игр развлечения и обучение должны быть сфокусированы таким образом, чтобы они не мешали, а скорее помогали друг другу. Средства и способы повышения эмоциональной реакции детей на игру следует рассматривать не как самоцель, а как путь к дидактическому заданию.
Обучение познанию окружающего мира с помощью игры на основе опыта оказывает огромное влияние на формирование у детей заботливого и заботливого отношения к предметам в растительном и животном мире. А знания об окружающей среде, которые эмоционально реагируют на детей, станут частью их собственной игры, содержанием, лучше, чем знания, влияние которых затрагивает только интеллектуальную сферу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, что дидактический игровой цикл представляет собой непрерывную последовательность учебной деятельности в процессе решения проблемы. Этот процесс условно делится на следующие этапы: подготовка, постановка основной задачи, построение имитационной модели объекта, решение задачи, верификация, корректировка, реализация решения, оценка его результатов; анализ результатов. Дидактическая игра имеет большое значение в области коррекции общей недостаточности речи детей. Она основывается на общении между воспитателем и детьми, детьми с воспитателем и детьми между собой. С помощью дидактической игры можно воспитать у детей способность слушать вопросы и ответы педагога, сосредоточиться на содержании разговора, дополнить сказанное, высказать свое мнение. Все это вместе способствует развитию речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный потенциал игры многогранен - через нее можно успешно решать задачи диагностики, коррекции установок и поведения, формирования коммуникативных навыков, формирования активной жизненной позиции, формирования и развития детского коллектива, организации культурного досуга и др.
Установлено, что для достижения хороших результатов в обучении и воспитании младших школьников с тяжелыми нарушениями речи необходимо организовать педагогический процесс таким образом, чтобы побудить их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью удовлетворения потребностей учителя, но и мотивами, порожденными собственными потребностями и интересами. Каким бы низким ни был общий уровень развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, у них есть свои собственные потребности и интересы, хотя и ограниченные. Удовлетворяя эти потребности и интересы, они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к проблемам, с которыми сталкиваются. И это понятно: в своих действиях нельзя стремиться к определенной цели и в то же время игнорировать ее.
1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин, А. В. Запорожец, В. Д. Давидович. – Москва: Просвещение, 2003. – 444 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – 96 с.
3. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения для детей и подростков / Л.И. Божович. – М. : АСТ-Пресс, 2002. – 460 с.
5. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т.Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2005. – 56 с.
6. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 72–74.
7. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41-47.
8. Дурэйка, Л. І. Курс «Чалавек i свет». Актыўныя метады навучання / Л. І. Дурэйка. – Минск // Пачатковая школа. – 2007. – № 2,3. – С. 43-46
9. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
10. Захарова, Н. И. Внедрение игровых технологий в учебный процесс / Н. И. Захарова // Начальная школа. – 2008. – №1. – С.31-33.
11. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя. – Мн.: Народная асвета, 1989. – 234 с.
12. Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе. – Мн.: «Пачатковая школа», 2005. – 191 с.
13. Ищенко, В. И. Игровые технологии в образовательном процессе / В. И. Ищенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 866-868
14. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
15. Кондратьева, С.Ю. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи / С.Ю. Кондратьева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №11. – С. 302-306.
16. Лэндрет, Г. Игровая терапия, искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия., 2004. – 368 c.
17. Макарова, А. Ю. Дидактические игры для проверки знаний / А. Ю. Макарова // Школа и производство. – 2002. – №3. – С. 37-40.
18. Максимчук, Н.М. Дидактические игры для шестилеток / Н.М. Максимчук. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 190 с.
19. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Просвещение, 1984. – 285 с.
20. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 448 с.
21. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс / Р. С. Немов. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.
22. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 355 с.
23. Сборник программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Белорусская мова. Математика. Человек и мир.1-5 классы. – Минск: НИО, 2008.
24. Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе: учеб.-метод. пособие / А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. – 39 с.