Введение
Глава I Теоретические аспекты формирования жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении
1.1 Понятие жизненной перспективы личности
1.2 Условия формирования жизненной перспективы у учащихся
1.3 Особенности жизненной перспективы у детей с особенностями психофизического развития
Глава II Экспериментальное изучение состояния жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении
2.1 Цель, задачи, методика и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава III Комплекс упражнений по формированию жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
Актуальность исследования обусловлена возрастанием значимости способности личности к самостоятельному и осознанному планированию своего будущего, целеполаганию. Сегодня возникла новая ситуация, ориентированная на самоопределение личности, поэтому так важна проблема представления учащихся о собственном будущем, отношения к своему будущему, реализация его в настоящем. Умение выстраивать правильную жизненную линию, представлять свой возможный жизненный путь, строить планы на жизнь и уметь их корректировать в изменяющихся жизненных обстоятельствах содействуют сохранению целостности внутреннего мира, лучшей адаптации в социум.
Формирование жизненной перспективы происходит в конце подросткового – начале юношеского возраста на основе определения личностью своей жизненной позиции. Уверенность первых самостоятельных шагов выпускника школы во много обусловлена состоянием сформированности у него жизненной перспективы.
Проблема формирования жизненной перспективы у учащихся усложняется тем, что в последние годы возрастает число детей с особенностями психофизического развития. Одна из самых многочисленных категорий детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) – дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). По информации республиканского персонифицированного банка данных дети данной категории составляют около 20 % от общего количества детей с ОПФР. Различного рода нарушения в развитии и учащихся усложняют процесс становления и формирования жизненной перспективы.
Проблемой изучения жизненной перспективы детей с трудностями (далее – с ТО) в обучении занимались такие ученые как К. А. Альбуханова-Славская, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, И. А. Ральникова, Л. А. Регуш и другие.
Глава I Теоретические аспекты формирования жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении
1.1 Понятие жизненной перспективы личности
Проблемой изучения жизненной перспективы личности занимались такие известные ученые как К.А. Абдульханова-Славская, Е.И. Головаха, И.С. Кон, Т. Котле, А.А. Кроник, Ж. Нюттен и др. Под перспективой жизни понимается система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной [8, с. 12].
По определению Е. И. Головахи, жизненная перспектива – это целостная картина будущего, ожидаемых событий, несущих ценностно-смысловую нагрузку для личности. Она является компонентом жизненного пути – процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее [6, с. 51].
Жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности. В качестве основных критериев оценки состояния образа «я в будущем» выступают содержательность, конкретность, реалистичность, согласованность основных компонентов [11, с. 6].
К.А. Абдульханова-Славская в своих работах предлагает разграничивать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три разных явления [1, с. 38]. Так, психологическая перспектива предполагает сознательное мысленное предвидение будущего, его прогнозирование. Эта способность зависит от типов личности – у одних представления о будущем связаны с профессиональным выбором, у других с личностными притязаниями и со своими будущими достижениями, у третьих – с личными устремлениями и потребностями.
Глава II Экспериментальное изучение состояния жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении
2.1 Цель, задачи, методика и организация экспериментального исследования
Цель исследования: выявить состояние жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) на первом этапе осуществлялся анализ специальной, психологической и педагогической литературы по теме исследования, подбирались методы и методики исследования;
2) на втором этапе был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление состояния жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении;
3) на третьем этапе на основании результатов констатирующего этапа эксперимента был разработан комплекс упражнений по формированию жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении.
Эмпирические задачи исследования:
1) выявить уровень способностей к самоуправлению и саморегуляции собственного поведения у учащихся с трудностями в обучении;
2) определить статус профессиональной идентичности у учащихся с трудностями в обучении.
База исследования: экспериментальное исследование проводилась на базе государственного учреждения образования «Гадиловичская средняя школа». В эксперименте приняли 5 учащихся 9-го класса с трудностями в обучении. Возраст испытуемых – 14-15 лет.
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализ.
Глава III Комплекс упражнений по формированию жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении
Анализ литературы и результаты экспериментального исследования показали, что особого внимания в рамках формирования жизненной перспективы у учащихся с ТО требует процесс становления способности к постановке целей с опорой на осознанные ценности и идеалы. Для реализации этой задачи необходимо создать как внутренние условия (восприятие актуальной ситуации как требующей личного действия; сформированные идеалы и ценности), так и внешние условия (организация и проведения занятий с учащимися).
Цель комплекса упражнений: формирование жизненной перспективы у учащихся с ТО, навыков целеполагания, планирования и достижения поставленных целей.
Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов.
Упражнения:
Упражнение «Достижение цели»
Цель: выработка навыка грамотно формулировать свои цели.
Инструкция участникам: Для того чтобы достичь цели, необходимо четко ее представлять, понимать к чему идешь. Правильно ставить цели – это то, что необходимо для успешной личности. А чтобы цели были действительно успешными, необходим ряд условий:
Цель должна быть конкретна, измерима и реальна;
– Разбивайте цели - «слоны» (очень большие и перспективные) на более мелкие и близкие во времени;
– Ставя цели, опирайтесь на имеющийся потенциал, как свой, так и тех, кто готов помочь нам в достижении целей.
После вводной части, участникам предлагается представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы ее достичь.
Заключение
Проведенный теоретический анализ литературы и экспериментальное исследование позволило определить состояние представлений о жизненной перспективе у учащихся с ТО. Учащиеся с ТО имеют низкие способности к самоуправлению. У них недостаточно развиты способности к целеполаганию, планированию, оценке качества, принятия решения, коррекции. Эти учащиеся не имеют прочных профессиональных целей и планов и не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Учащиеся с ТО не готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития.
Низкие способности к самоуправлению у учащихся ТО могут быть связаны с характером нарушений в развитии, затруднениями в организации собственной деятельности. Несформированность профессиональной идентичности у учащихся с ТО связана с особенностями клинико-психологических нарушений, условиями воспитания, личностными особенностями.
Нами разработан комплекс упражнений по формированию жизненной перспективы у учащихся с трудностями в обучении. Предложенные упражнения направлены на выработку у учащихся старших классов с ТО навыков грамотно формулировать свои цели; формирование структурного видения своей жизни через значимые события; выработку навыков ставить цели и планировать их достижение; развитие способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор; получение эмоционального опыта преодоления препятствий и достижения цели, развитие жизненной перспективы, планирования будущего.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Борисова, Ю.В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с задержкой психического развития и умственной отсталостью: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 / Ю.В. Борисова. – Санкт-Петербург, 2005. – 19 с.
3. Ванина, О.В. Формирование жизненной перспективы старшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / О.В. Ванина. – М., 2006. – 21 с.
4. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика / Т.В. Варенова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2007. – 112 с.
5. Гелас, М.В. Формирование личностных перспектив у старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / М. В. Гелас. – Кострома, 2006. – 20 с.
6. Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов / В.В. Гладкая. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 112 с.
7. Гладкая, В.В. Проблема становления жизненной перспективы у старшеклассников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Кіраванне ў адукацыі. У дапамогу педагогу: Навукова-метадычны часопіс. – 2008. – № 6. – С. 12-17.
8. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: Наук. Думка, 1988. – 142 с.
9. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник – Киев: Наукова думка, 1984. – 208 с.
10. Жилинская, А.В. Развитие целеполагания у старших подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / А В. Жилинская. – Москва, 2015. – 19 с.
11. Казьмина, В.В. Жизненный выбор в юношеском возрасте в контексте осознания себя во времени / В.В. Казьмина // Экономико-психологические проблемы принятия экономических решений в условиях глобальных изменений: материалы Всероссийской научной конференции. – М., 2015. – С. 127-130.
12. Камнева, Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. В. Камнева. – Тула, 2002. –19 с.
13. Ковалева, Л.Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Ю. Ковалева. – Томск, 2006. – 17 с.
14. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
15. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин – СПб.: Питер, 2000. – 368 с.
16. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен – М.: Смысл, 2004. – 607 с.
17. Основы коррекционной педагогики: курс лекций / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2008. – 211 с.
18. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности: монография / И.А. Ральникова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 152 с.
19. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с.
20. Самсоненко, Л.С. Психолого-педагогические условия формирования жизненной перспективы у выпускников интернатных учреждений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.С. Самсоненко. – Екатеринбург, 2010. – 19 с.
21. Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. – 2004. – № 6. – С. 5-11.
22. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин – М.: «Академия», 2007 – 384 с.