Актуальность темы исследования обусловлена тем, что трудовое обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью представляет собой важнейшее условие и средство реализации возможностей их жизнеустройства, социальной адаптации и интеграции в общество. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого учащегося неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при дифференциации обучения.
В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому обучению и воспитанию.
Успешное формирование личности может осуществляться только на основе целенаправленного организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Представители педагогической мысли (К Д. Ушинский, А С. Макаренко и др.) видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Подготовка к труду, как один из аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их психологического состояния, предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.
В работах О. П. Гаврилушкиной Е А. Стребелевой и других исследователей, исследовавших вопросы трудового воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью, подчеркивается, что педагогически
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью обладают рядом психолого-педагогическими особенностями, влияющими на процесс обучения: отличительными чертами развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально–волевой сферы.
Внимание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отличается ярко выраженными недостатками: малой устойчивостью, трудностями распределения внимания, замедленной переключаемостью. У них особенно страдает непроизвольное внимание [10, с. 195]. Это связано с тем, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
У учащихся с интеллектуальной недостаточностью обнаруживаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Фрагментарность, уподобление образов и другие нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности детей учащихся с интеллектуальной недостаточностью [8, с. 198].
Школьники с интеллектуальной недостаточностью характеризуются фрагментарностью, неточностью и схематичностью воображения. Формирование воображения у таких детей происходит в неблагоприятных условиях: бедного жизненного опыта и несовершенных мыслительных операций.
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию трудовых умений (обработка тканей) у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе государственного учреждения образования «Вспомогательная школа-интернат № 11 г. Минска». В эксперименте приняли 20 учащихся (девочек) 6-го класса с легкой интеллектуальной недостаточностью. Возраст учениц – 11-12 лет.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) на первом этапе осуществлялся анализ специальной, психологической и педагогической литературы по теме исследования, подбирались методы и методики исследования, были выделены показатели и критерии оценки, проведен констатирующий эксперимент;
2) на втором этапе с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня сформированности трудовых умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
3) на третьем этапе с целью оценки эффективности проведенных занятий был проведен контрольный эксперимент с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический анализ литературы, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, количественный и качественный анализ.
Гипотеза исследования: уровень сформированности трудовых умений (обработка тканей) у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Анализ специальной и психолого-педагогической литературы по проблеме дифференцированного подхода в процессе трудового обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью и проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью характеризуются следующими психолого-педагогическими особенностями: недоразвитием познавательных процессов, несформированностью познавательных мотивов, нарушениями эмоционально-волевой сферы, неустойчивым вниманием, слабостью собственных намерений и побуждений, низкой потребностью во внешней речи, речевой пассивностью. Трудовое обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности: отличительные черты применения методов обучения. Опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, дифференцированный подход направлен на исправление наиболее нарушенных процессов трудовой деятельности. Дифференцированный подход предполагает выполнение учениками заданий разного уровня сложности.
2. На констатирующем этапе эксперимента было установлено, что у большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается средний уровень умения давать словесный отчет в ходе выполнения заданий (60%), низкий уровень самостоятельности работы на основе предыдущих знаний (90%), низкий уровень умения выполнения заданий по образцу (80%). У большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается средний уровень умения давать словесный отчет в ходе выполнения заданий, низкий уровень самостоятельности работы на основе предыдущих знаний, низкий уровень умения выполнения заданий по образцу.
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под. ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-пресс, 1994. – 542 с.
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
3. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида / Т.С. Жидкина. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
4. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев – СПб. : Речь, 2006. – 512 с.
5. Кузьмина, Н.Н. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средство повышения ее продуктивности: автореф. дис. … канд-та пед. наук: 13.00.03 / Н.Н. Кузьмина. – Екатеринбург, 2002. – 18 с.
6. Лифанова, Т.М. Дифференциальный подход к учащимся с нарушениями интеллектуального развития на уроках географии / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 97-101.
7. Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С.Л. Мирский. – М.: Педагогика, 1990. – 450 с.
8. Мирский, С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: кн. для учителя / С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.
9. Наговицына, Т.В. Формирование эстетического вкуса школьнкиов на уроках технологии / Т.В. Наговицына // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 3. – С. 54-58.
10. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
11. Программы вспомогательной школы с русским языком обучения первого отделения I–V классы: русский язык. – М.: НИО, 2007. – 193 с.
12. Пузанова, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
13. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 184 с.
14. Шилова, И.М. Технология изучения и анализа воспитанности современных школьников / И.М. Шилова. – М.: Педагогика, 2001. – 135 с.
15. Шинкаренко, В.А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Изд-во БГУ, 2013. – 103 с.
16. Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение младших школьников с особенностями умственного развития: учеб.-метод, пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Універсітэцкае, 1998. – 52 с.