ВВЕДЕНИЕ
Система общего среднего образования Республики Беларусь постоянно претерпевает изменения. В последнее время, помимо основных задач, она призвана решать ещё ряд специфических, в частности, расширение образовательных структур интегрированного профиля, в том числе создание классов интегрированного обучения.
Проблема данной реформы заключается, прежде всего, в том, что в силу своих физических и психологических особенностей дети, занимающиеся в классах интегрированного обучения, с трудом усваивают учебные умения и навыки, т.е. приобретают статус «детей с трудностями в обучении». Несмотря на то, что у данной группы учащихся практически не сформированы эмоционально-волевая сфера и основные интеллектуальные операции, они прекрасно справляются с задачами обучения при помощи педагога.
Главной задачей педагога специального образования заключается в построении системы по формированию самостоятельности учащихся. Сложнее ситуация обстоит с учащимися, включёнными в систему интеграции специального и общего образования. Педагог в таком случае уже не является для детей с трудностями в обучении, непосредственным помощником, поскольку призван осуществлять работу со всеми учащимися и при этом соблюдать индивидуальность подхода к каждому ребенку.
Образовательный процесс во вспомогательной школе всегда осуществляется в определенном социальном и пространственно-предметном окружении. Данное окружение представляет собой образовательную среду, которая выступает как в качестве источника разнообразного культурного опыта, так и совокупности условий его успешного присвоения. Одной из тенденций развития современной системы специального образования является разработка вопросов организации образовательной среды.
В данной работе мы попытаемся осветить особенности создания образовательной среды для учащихся начальных классов с трудностями в обучении в условиях
Методологической базой нашего исследования стали работы, посвященные:
- интегрированному обучению и воспитанию (А.Н. Коноплева, С.Ф. Левяш, В.И. Олешкевич, М.В. Швед и др.);
- причинам и особенностям проявления «трудностей в обучении», а также созданию специальной образовательной среды для детей с трудностями в обучении (Н.П. Слободяник, Е.Ф. Фетисова, Л.И. Щипулина, С.Н. Ямшинина и др.).
ГЛАВА 1
СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Характеристика основных групп средовых ресурсов
Среда оказывает на человека немалое влияние, поскольку именно в социальной среде происходит самоутверждение личности и её самореализация, а также может наблюдаться подавление некоторых личностных качеств.
Рассматривая становление личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, можно сказать, что самым важным является именно создание психолого-педагогические условия образовательного и воспитательного процесса. В данном случае среда складывается из взаимодействия ребенка с педагогами, сверстниками, материальными ценностями, а образование в школе определяется как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Тем самым учащийся проявляет себя в различных формах и видах деятельности. Кроме того, обеспечивая образование, школа расширяет возможности личности в плане общения, возникает коммуникативная обширная среда.
Таким образом, создается определенная атмосфера, в которой учащийся ежедневно взаимодействует с различными субъектами образовательной среды.
В практике современного общего и специального образования достаточно давно сформировался особый подход к обучению и воспитанию детей с ОПФР – средовый подход или средо-ориентированный. Реализация средового подхода требует четкого осознания такой категории, как образовательная среда.
Анализ представленных в психолого-педагогической литературе определений образовательной среды свидетельствует, что чаще всего она рассматривается как совокупность влиянии и условии, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (Н.Б. Крылова, А. Куракин, Л.И. Новикова, В.И. Панов, В.А. Левин). Средовые влияния и условия образуют состав образовательной среды.
Проблема создания и организации образовательной среды как необходимого условия успешности образовательного процесса и личностного развития приобрела за последние годы в психолого-педагогической теории и образовательной практике особую актуальность.
Образовательная среда является объектом исследования как в отечественной педагогике (С.К. Бондырева, С.И. Иванилова, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.), так и в зарубежной (А. Бандура, К. Левин, К. др.) [4, с. 398].
ГЛАВА 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
психолого-педагогическая детей с в обучении
Возможности в процессе зачастую оказываются и диаметрально от одарённости задержки в слабой успеваемости, в усвоении программ.
В педагогических исследованиях для испытывающих трудности в учебного материала, при обще учебных навыков и умений, используются различные понятия: «отстающий», «слабоуспевающий», «медленно другие, однако является термин «неуспевающие дети». Сложность разграничения и выделения категории детей, испытывающих трудности в том, что критерии выделения затруднений в обучении на сегодняшний день обозначены, как отмечает Т.Г. чётко. трудностей в обучении у различных категорий детей различна и носит свой индивидуальный характер c. 24].
Термин в обучения» был в С.Г. Шевченко, обозначения трудностями обучении. Исследования Шевченко школьников которые испытывают в а социальных причин. данной стойкие в программ. этом, у отсутствуют отклонений развитии слуха, речи, 71].
Г.Ф. рассматривает данную детей, как у которых аномального развития. школьники имеют вследствие биологических, причин, с трудностями со школьной дезадаптацией.
Данная категория школьников, имеет в вследствие состояния здоровья. В результате социального развития дети в пограничной зоне, расположена между полюсами возрастной нормы и патологией с. 33].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ходе написания работы были и успешно решены следующие задачи:
1. Изучены подходы к определению образовательной Х образовательной среды школы во многом определяется личностными особенностями педагогическими установками работающих в ней специалистов.
2. Дана общая характеристику средовым ресурсам. С более дифференцированную ориентировку в средовых ресурсах (влияниях и условиях) ресурсы классифицируют на группы, что происходит в соответствии с сферами образовательной среды: предметной, пространственной, социально-психологической. Выделяют: предметные, пространственные, организационно-смысловые и социально - психологические ресурсы.
1. Рассмотрены механизмы средового сопровождения интегрированного обучения и среда для детей с особенностями психофизического может характеризоваться наличием в составе как традиционных, так и неординарных средовых ресурсов. Данные в первую очередь, решение разнообразных коррекционно-развивающих задач.
2. Дана общая характеристика группе с в обучении.
трудностей в как правило, дифференцированные нарушения моторики, функций. В связи специальное комплексных зрительного восприятия выявить, каких из оказывает влияние всю сложную чтения, счета. интегративных функций, формирование учебных навыков, являются зрительно–моторные координации.
3. Приведены результаты исследования уровня развития самостоятельности в группе детей с обучении, обучающихся в интегрированного образования.
По с детьми, у младшего школьного с обучении преобладает или ситуативный сформированности они часто всевозможные ошибки не педагогом, нуждаются постоянной коррекции дополнительном со стороны учителя.
5. Разработаны рекомендации совершенствованию образовательной среды для детей с трудностями в обучении в условиях интегрированного обучения.
1. Блинова, Диагностика и образовании с развития: Учебное для студентов вузов. НЦ ЭНАС, – 134 с.
2. Л.И. Психологические готовности обучению. психологи ребенка возраста А.Н. А.В. Запорожец. – 1995. – 142 с.
3. Власова, А., Певзнер С. О с отклонениями в развитии / А. Власова.– М: Просвещение, 1973. – 196 с.
4. Выготский, Педагогическая психология Л.С. М.: Педагогика, – 342 с.
5. Гайдукевич, С.Е. Методические организации инклюзивной школы / С.Е. Гайдукевич Ученые записки ф-та спец. образования: сб. науч. статей. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 42-56.
6. С.Е. подход в / С.Е. Гайдукевич // Инклюзивное состояние, проблемы, перспективы. Минск: четверти, – С. 34-46.
7. Гущина, И.Н. Педагогическая феномена «образовательная среда»: по материалам / Т.Н. Гущина. – 2011 – С. 187-190.
8. Н.И. Исследование к категории среда» в психолого-педагогической мысли Демидова Вестник ТГУ 2009 – С. 76-81.
9. Беларусь образовании лиц особенностями развития (специальном реестр правовых Республики – 2004 №87, 2/1034.
10. у младших пониженной обучаемостью Т.В. – 1969. – 150 с.
11. Интегрированное обучение с психофизического развития: М.В. Швед. Витебск: Издательство УО «ВГУ им. Машерова», 2007 – 157 с.
12. Инструкция о и специальных (групп) интегрированного (совместного) обучения и // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства Рэспублiкi – 2007 – 1 – С. 13-29.
13. Кобцева, Становление реализация поддержки детей, трудности в 13.00.01. / О.В. – 2007 с.
14. Коноплева, А.Н. обучение детей особенностями психофизического / Лещинская. Минск: Национальный образования, 232 с.
15. Коноплева, Теория и интегрированного / А.Н. Т.Л. // Дэфекталогiя. – 2001. – №6 – С. 3-14.
16. Методические рекомендации по диагностике задержки психического / К.С. – М.: Просвещение, 1980. – с.
17. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики А.Н. Леонтьев. Запорожец, А.В. – 4-е – М.: – с.
18. И. Психодиагностика трудностей в обучении и преодоление / И. Локалова., М: Ось–89, 2001. – с.
19. Марковская, И. Ф. развития. Клиническая и / И.Ф. Марковская. – Педагогика, 1993. – с.
20. Мухина, Возрастная психология: феноменология развития, отрочество / В.С. Мухина. – перераб. – М.: Академия, – 608 с.
21. В.С. Детская психология / Мухина. – 2-е изд. – Апрель ЭКСМО-Пресс, – с.
22. Т.Г. педагогика и психология / Неретина. – – 362 с.
23. Олешкевич, В.И. Интерактивное и как социализации лиц с развития / В.И. Олешкевич Дэфекталогiя – 2008 – (60) – С. 9-12.
24. Организация среды для детей с особенностями психофизического в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие Под С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. Минск: БГПУ, – 116 с.
25. Панов, Образовательная среда Вторая Российская по (Москва, 2000 / В.И. М.: РОСС, 2000. 177-179.
26. Подобед, Психология детей задержкой развития / В.Л. Подобед. – МГПУ, 2008. – 96 с.
27. Г. М организованности внимания детей с и учащихся вспомогательной Дефектология. – – – 16-20.
28. Рубцов, В.В. О развивающих сред и знаний (к определению экологической / В.В. Рубцов // по экологической психологии. Тезисы 12-14 апреля 2000 г.). – Экопсицентр РОСС, 2000. – 169-172.
29. психология: учебное / Лубовский [и – М.: 2003. 464 с.
30. Сычевич, И.В. Становление представлений о своих личностных в условиях обучения И.В. Сычевич // Дэфекталогiя – – (61) – С. 8-16.
31. Тарасов, С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / Тарасов // Вестник А.С. Пушкина. – 2011 – №3 – 3 – 133-138.
32. Уваров, А. Ю. Создание материалов с учетом принципов эффективного / А. Ю. Уваров Информатика. – 2003. – №3. – С. 2-31.
33. Шестилетние дети задержкой / У.В. – 1990. – с.
34. Е.В. условия подростков, трудности в дисс. Фетисова. – – –205 с.
35. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения возраста проблемами развития (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева Дэфекталогiя. 1999 – – 61-74.
36. И.К. От к пространству: формирование, свойства И.К. Веряев // практика. – 1998 – №4 – 23-27.
37. Шапорова, С.А. Межличностные отношения классах обучения / С.А. Шапорова – 1996 – №1 С. 61-74.
38. Шевченко, С.Г. Новое в детей с обучении / С.Г. // – – №4 С. 21-24
39. Шевченко, С.Г. Вариативные формы с в в массовых школах / С.Г. // Дефектология №1 – 17-25
40. О интегрированного обучения с / Шинкаренко 1996. С. 88-96.
41. Шипицына, Л.М. Интегрированное обучение детей нарушением слуха. Методические рекомендации / Л.М. Л.П. Назарова. – СПб.: Издательство 2001. 63 с.
42. Шустов, Е.А. особенности детей задержкой психического развития: учебное пособие / Е.А. – М.: Исеть, – 100 с.
43. Ямшинина, С.Н. индивидуальных маршрутов для школьников, испытывающих в / С.Н. дисс. канд.пед.наук: 13.00.01. – М. – 2009 – 154 с.
44. Ясвин, В. среда: от проектирования моделированию В.А. – М.: Смысл, 2001. – с.