ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Современные подходы к определению образовательной среды в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях
1.2 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении
1.3 Понятие интегрированного подхода в образовании
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Изучение особенностей развития самостоятельности у детей с трудностями в обучении
2.2 Разработка рекомендаций по созданию образовательной среды для детей с трудностями в обучении в условиях интегрированного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Система общего среднего образования Республики Беларусь постоянно претерпевает изменения. В последнее время, помимо основных задач, она призвана решать еще ряд специфических, в частности, расширение образовательных структур интегрированного профиля, в том числе создание классов интегрированного обучения.
Проблема данной реформы заключается, прежде всего, в том, что в силу своих физических и психологических особенностей дети, занимающиеся в классах интегрированного обучения, с трудом усваивают учебные умения и навыки, т.е. приобретают статус «детей с трудностями в обучении». Несмотря на то, что у данной группы учащихся практически не сформированы эмоционально-волевая сфера и основные интеллектуальные операции, они прекрасно справляются с задачами обучения при помощи педагога.
Главной задачей педагога специального образования заключается в построении системы по формированию самостоятельности учащихся. Сложнее ситуация обстоит с учащимися, включёнными в систему интеграции специального и общего образования. Педагог в таком случае уже не является для детей с трудностями в обучении, непосредственным помощником, поскольку призван осуществлять работу со всеми учащимися и при этом соблюдать индивидуальность подхода к каждому ребенку.
В системе интегрированного обучения, в таком случае, на первый план выходит создание специальной образовательной среды, в которой учащийся с трудностями в обучении, мог самостоятельно осуществлять учебные действия.
В данной работе мы попытаемся осветить особенности создания образовательной среды для учащихся начальных классов с трудностями в обучении в условиях
Методологической базой нашего исследования стали работы, посвященные:
- интегрированному обучению и воспитанию (А.Н. Коноплева, С.Ф. Левяш, В.И. Олешкевич, М.В. Швед и др.);
- причинам и особенностям проявления «трудностей в обучении», а также созданию специальной образовательной среды для детей с трудностями в обучении (Н.П. Слободяник, Е.Ф. Фетисова, Л.И. Щипулина, С.Н. Ямшинина и др.).
Объект исследования: образовательная среда для детей с трудностями в обучении.
Предмет исследования: особенности влияния образовательной среды на самостоятельность детей с трудностями в обучении.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Современные подходы к определению образовательной среды в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях
Среда оказывает на человека немалое влияние, поскольку именно в социальной среде происходит самоутверждение личности и ее самореализация, а также может наблюдаться подавление некоторых личностных качеств.
Рассматривая становление личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, можно сказать, что самым важным является именно создание психолого-педагогические условия образовательного и воспитательного процесса. В данном случае среда складывается из взаимодействия ребенка с педагогами, сверстниками, материальными ценностями, а образование в школе определяется как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Тем самым учащийся проявляет себя в различных формах и видах деятельности. Кроме того, обеспечивая образование, школа расширяет возможности личности в плане общения, возникает коммуникативная обширная среда.
Таким образом, создается определенная атмосфера, в которой учащийся ежедневно взаимодействует с различными субъектами образовательной среды.
Проблема создания и организации образовательной среды как необходимого условия успешности образовательного процесса и личностного развития приобрела за последние годы в психолого-педагогической теории и образовательной практике особую актуальность.
Образовательная среда является объектом исследования как в отечественной педагогике (С.К. Бондырева, С.И. Иванилова, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.), так и в зарубежной (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.) [4, с. 398].
Определение «образовательная среда» звучит следующим образом: «это реальность, позволяющая каждому учащемуся максимально актуализировать и удовлетворять свои потребности и интересы» [4, с. 16]. В современной школе образовательная среда является объектом образования, которая способствует самоформированию личности.
Задачами создания образовательной среды в учреждении общего среднего образования является:
- преобразование модели современной культуры, для которой значимы диалогичность, равноправие различных предметных областей, возможность их синтеза;
ГЛАВА 2
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Изучение особенностей развития самостоятельности у детей с трудностями в обучении
Изучение особенностей осуществлялось на базе государственного учреждения образования «Кормянская средняя школа» в 1-м интегрированном классе, в котором обучаются 20% учащихся с трудностями в обучении.
В исследовании принимали участие 20 детей 6-8 лет (10 детей – без особенностей в развитии и трудностей в обучении (контрольная группа) и 10 - с ОПФР: с трудностями в обучении и ОНР (экспериментальная группа)).
Целью эксперимента стало изучение уровня сформированности самостоятельности детей с трудностями в обучении и разработка рекомендаций по созданию специальной образовательной среды.
Эксперимент проводился в два этапа:
1. Констатирующий этап (выявление особенностей формирования самостоятельности у детей экспериментальной группы).
2. Формирующий (разработка рекомендаций по созданию элементов обязательной образовательной среды в условиях интегрированного обучения, на примере материалов по укреплению познавательной сферы учащихся).
Отметим, что самостоятельность включает в свою структуру представления детей о самостоятельности; эмоциональное отношение детей к самостоятельности самооценку детьми уровня своей самостоятельности и готовность нести ответственность за собственные поступки, умения детей предложить цель деятельности, планировать содержание, выбирать средства и оценить деятельности, способность детей проявлять инициативу и творчество в решении задач.
Соотношение изучаемых компонентов, показателей и диагностических процедур нашего исследования представлено в таблице 2.1 (Приложение А).
Анализ результатов диагностических процедур позволил условно выделить три уровня сформированности самостоятельности у детей экспериментальной и контрольной групп (Приложение Б).
По результатам констатирующего эксперимента была составлена сравнительная диаграмма уровня развития самостоятельности детей контрольной и экспериментальной групп (рисунок 2.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы были поставлены и успешно решены следующие задачи:
1. Изучены современные подходы к определению образовательной среды.
Образовательная среда – это объект образования, который способствует самоформированию личности; реальность, позволяющая каждому учащемуся максимально актуализировать и удовлетворять свои потребности и интересы. Ее основными функциями являются пропедевтико-реабилитационную (поддержание уверенности учащихся в себе, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров); коррекционно-компенсаторную (преодоление педагогической запущенности, дезадаптивных форм поведения). Образовательная среда организуется в учетом возраста учащихся.
2. Дана общая характеристика группе детей с трудностями в обучении.
Группа детей с трудностями в обучении – это разнородная группа, которая чаще всего включает следующие нозологические категории: недоразвитие речи, несформированность невербальных форм психических процессов, таких, как зрительно–пространственные представления, слухо-моторные и оптико-моторные координации, общая моторика, несформированность процесса внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля, за действиями. Основными показателем к включению детей в эту группу является состояния здоровья, плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях. Чаще они испытывают трудности в формировании пространственных представлений, в развитии процессов анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия, зрительного анализа, трудности в умении сравнивать, для них характерна инертность мыслительной деятельности, недостатки в развитии памяти.
В основе трудностей в обучении, как правило, лежат дифференцированные нарушения перцепции, моторики, интегративных функций. В этой связи специальное изучение комплексных показателей зрительного восприятия поможет выявить, несформированность каких из них оказывает влияние на всю сложную функциональную систему письма, чтения, счета. Одной из важнейших интегративных функций, определяющих формирование базисных учебных навыков, являются зрительно–моторные координации.
1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 134 с.
2. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1995. – 142 с.
3. Власова, Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова.– М: Просвещение, 1973. – 196 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2007. – 342 с.
5. Гайдукевич, С.Е. Методические основы организации образовательной среды инклюзивной школы / С.Е. Гайдукевич // Ученые записки ф-та спец. образования: сб. науч. статей. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 42-56.
6. Гайдукевич, С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / С.Е. Гайдукевич // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 34-46.
7. Гущина, И.Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования / Т.Н. Гущина. – 2011 – №4 – С. 187-190.
8. Демидова, Н.И. Исследование подходов к категории «образовательная среда» в истории психолого-педагогической мысли / Н.И. Демидова // Вестник ТГУ – 2009 – №5 – С. 76-81.
9. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2004 – №87, 2/1034.
10. Егорова, Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью / Т.В. Егорова. – М., 1969. – 150 с.
11. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: хрестоматия / М.В. Швед. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. Машерова», 2007 – 157 с.
12. Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2007 – № 1 – С. 13-29.
13. Кобцева, О.В. Становление и реализация педагогической поддержки детей, испытывающих трудности в обучении: 13.00.01. канд.пед наук / О.В. Кобцева – Курск, 2007 – 158 с.
14. Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. – Минск: Национальный институт образования, 2003. – 232 с.
15. Коноплева, А.Н. Теория и практика интегрированного обучения / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская // Дэфекталогiя. – 2001. – №6 – С. 3-14.
16. Лебединская, К.С. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития / К.С. Лебединская. – М.: Просвещение, 1980. – 72 с.
17. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. Запорожец, А.В. – 4-е изд. – М.: МГУ, 1981. – 584 с.
18. Локалова, И. П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление / И. П. Локалова., М: Ось–89, 2001. – 96 с.
19. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Педагогика, 1993. – 89 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
21. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – 2-е изд. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
22. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина. – М.: Флинта, 2011. – 362 с.
23. Олешкевич, В.И. Интерактивное обучение и воспитание как фактор социализации лиц с особенностями психофизического развития / В.И. Олешкевич // Дэфекталогiя – 2008 – №1 (60) – С. 9-12.
24. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / Под ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 116 с.
25. Панов, В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / В.И. Панов. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 177-179.
26. Подобед, В.Л. Психология детей с задержкой психического развития / В.Л. Подобед. – М.: МГПУ, 2008. – 96 с.
27. Понарядова, Г. М. Динамика организованности внимания у детей с задержкой психического развития и учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1979. – №4. – С. 16-20.
28. Рубцов, В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии) / В.В. Рубцов // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 169-172.
29. Специальная психология: учебное пособие / В.И. Лубовский [и др.]. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
30. Сычевич, И.В. Становление представлений младших школьников о своих личностных качествах в условиях интегрированного обучения / И.В. Сычевич // Дэфекталогiя – 2008 – № 2 (61) – С. 8-16.
31. Тарасов, С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С.В. Тарасов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011 – №3 – Т. 3 – С. 133-138.
32. Уваров, А. Ю. Создание учебных материалов с учетом принципов эффективного учения / А. Ю. Уваров // Информатика. – 2003. – №3. – С. 2-31.
33. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 1990. – 182 с.
34. Фетисова Е.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков, испытывающих трудности в обучении: дисс. канд.пед.наук: 13.00.01/ Е.В. Фетисова. – Курск. – 2006 –205 с.
35. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами развития (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева // Дэфекталогiя. – 1999 – №1 – С. 61-74.
36. Шалаев, И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / И.К. Шалаев, А.В. Веряев // Педагогическая наука, технология, практика. – 1998 – №4 – С. 23-27.
37. Шапорова, С.А. Межличностные отношения в классах интегрированного обучения / С.А. Шапорова // Дэфекталогiя. – 1996 – №1 – С. 61-74.
38. Шевченко, С.Г. Новое в коррекционно–развивающем обучении детей с трудностями в обучении / С.Г. Шевченко // Дефектология – 2001 – №4 – С. 21-24
39. Шевченко, С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах / С.Г. Шевченко // Дефектология – 1996 – №1 – С. 17-25
40. Шинкаренко, В.А. О проблеме интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития / В.А. Шинкаренко // Дэфекталогiя. – 1996. – Выпуск 4. – С. 88-96.
41. Шипицына, Л.М. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации / Л.М. Шипицына, Л.П. Назарова. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2001. – 63 с.
42. Шустов, Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Е.А. Шустов. – М.: Исеть, 2004. – 100 с.
43. Ямшинина, С.Н. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении / С.Н. Ямшинина: дисс. канд.пед.наук: 13.00.01. – М. – 2009 – 154 с.
44. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию / В.А. Ясвин – М.: Смысл, 2001. – 365 с.