ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
1.1. Формирование познавательного интереса в онтогенезе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении
Выводы
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Состояние познавательного интереса у учащихся с трудностями в обучении
Выводы
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Развитие современного общества и уровень производственных сил настоятельно требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания, особенно это касается детей с трудностями в обучении. Воплощение научных идей в школьную практику успешно осуществляется при условии, если педагог владеет умением переводить учащегося из менее деятельного состояния в более деятельный, конструировать информацию, чтобы она была доступной для младших школьников с трудностями в обучении и достаточной для более сильных школьников. Необходимо включать всех учащихся в познавательную деятельность, обеспечивать встречное желание учиться и познавать, создавать здоровый микроклимат на каждом уроке, осуществлять обратную связь. Проблема познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении – одна из актуальных в современной школе начального образования. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Актуальность данной проблемы можно объяснить тем, что методика и практика все больше стали обращаться к личности ученика. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность. В чем же заключается то особенно важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражается расположенностью школьника к учению, к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
Глава 1. Состояние проблемы формирования познавательного интереса у детей с трудностями в обучении
1.1. Формирование познавательного интереса в онтогенезе
В начальной школе ученик еще не сосредоточен на завершении своего образования; напротив, его цель состоит в том, чтобы продолжить образование, по причине этого важно, чтобы педагоги проявляли интерес к образовательной деятельности младших школьников, а также сохраняли ее на всех этапах обучения.
Познавательные интересы детей возникают довольно рано. Они удовлетворяются самыми разными способами, и ребенок приходит в школу с очень широким спектром информации. Поступление в школу не отменяет этого способа обучения, а просто увеличивает количество источников обучения [9, с. 26].
Одним из основных показателей формирования личности учащегося является познавательный интерес, уровень развития которого во многом определяет продуктивность учебного процесса. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, как добиться наибольшего эффекта в его развитии, остается открытым.
Познавательный интерес является наиболее важной областью, представляющей общий интерес. Его субъект является самым важным свойством человека: знать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентации в реальности, но и в стремлении проникнуть в его многообразие, отразить в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречия [17, с. 171].
Исследования Г.И. Щукиной определяют познавательный интерес как «селективную ориентацию индивида, адресованную области познания, его предметной стороне и самому процессу освоения знания».
Глава 2. Особенности познавательного интереса у учащихся с трудностями в обучении
2.1. Организация и методы исследования
В ходе работы было организовано исследование по выявлению уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении.
Цель исследования: определить уровень развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
База исследования: ГУО «Ерёминская средняя школа» Гомельский район.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 27 учащихся с нормой развитии (контрольная группа) и 27 учащихся с трудностями в обучении (экспериментальная группа). Возраст испытуемых – 10-11 лет (учащиеся 4-х классов).
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень школьной мотивации, как показателя сформированности познавательного интереса учебной деятельности.
2. Определить уровень познавательной активности младших школьников.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий этап. На данном этапе проводилась первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста с трудностями в обучении.
2. Формирующий этап. На данном этапе были разработаны направления психолого-педагогической деятельности по формированию познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста с трудностями в обучении на уроках математики.
Глава 3. Педагогическая работа по формированию познавательного интереса на уроках математики у учащихся с трудностями в обучении
В целях развития познавательного интереса младших школьников с трудностями в обучении по математике необходимо разработать методику работы. Цель – активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс обучения более интересным, повысить уровень познавательного интереса к урокам математики развивать внимание, наблюдательность, смекалку. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру и творческие задания.
Согласно данной цели, в ходе исследования была организована деятельность по разработке модели программы развития познавательного интереса младших школьников с трудностями в обучении с использованием творческих заданий во внеклассной работе по математике.
Направленность программы.
Представленная программа направлена на формирование и развитие у младших школьников с трудностями в обучении познавательного интереса как залога будущей интеллектуальной успешности, на освоение учащимися новых знаний и умений через их собственное творчество. Также программа направлена на формирование «культуры творческой личности», которое предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах учебно-творческой деятельности.
Причины создания программы.
Основной причиной создания данной программы является необходимость применения творческих педагогических технологий, которые будут способствовать активизации познавательных процессов учащихся, их заинтересованности в деятельности, самостоятельности и развитию творческих способностей.
Заключение
Сущность познавательного интереса как педагогической проблемы заключается в том, что интерес является особым аспектом всех аспектов обучения, воспитания и развития, повышения эффективности педагогического воздействия на обучающихся, оттачивания активности личности обучающегося, содействия поисковому творчеству. Единственный плодотворный способ развития познавательного интереса в детстве – это максимально полное раскрытие потенциала и природных дарований, и педагог должен создавать для учащихся полноценную развивающую деятельность, чтобы потенциал не остался неиспользованным.
Трудности в обучении обычно основаны на дифференцированных нарушениях восприятия, двигательных навыков и интегративных функций. В связи с этим специальное исследование сложных показателей зрительного восприятия поможет выявить, незрелость каких из них влияет на всю сложную функциональную систему письма, чтения, счета. Одной из важнейших интегративных функций, определяющих формирование основных навыков обучения, является зрительная и двигательная координация. В этой связи важно их дальнейшее изучение, чтобы ответить на вопрос, который определяет возникновение трудностей в обучении: дефицит каждой из этих функций в отдельности (зрительная и двигательная) или их взаимодействие.
Показатель максимально высокого уровня учебной мотивации среди учащихся с нормой в развитии выше, чем среди учащихся с трудностями в обучении на 14,8% больше. Показатели высокого уровня школьной мотивации среди учащихся с нормой в обучении выше аналогичного показателя среди учащихся с трудностями в обучении на 18,5%. А низкие уровня школьной мотивации выявлены в основном среди испытуемых с трудностями в обучении. Среди учащихся младшего школьного возраста с нормой развитии преобладает высокий уровень познавательной активности.
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. – 1959. – Вып. 16 – №265. – С. 41-60
2. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / Бондаревский В.Б. – М.: Просвещение, 2005. – 513 с.
3. Выготский, JI.C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1999. – 143 с.
4. Дрозина, В.В. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи: учебное пособие для студентов педагогических университетов и учителей математики / В.В. Дрозина, В.Л. Дильман, Д.А. Дрозин. – Изд. 5-е. – Москва : ЛЕНАНД, 2015. – 234 с.
5. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка: пособие для учителя / Е.А. Дышинский. – М. : Просвещение, 1972. – 144 с.
6. Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А. Зайцева. – Ноябрьск, 2005. – 124 с.
7. Кондрашова, З.М. Логические задачи в начальной школе: технология обучения / З. М. Кондрашова, Н. Н. Солохин. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 137 с.
8. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. – 2008. – №3. – 67 с.
9. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Диагностика и психология. – 2009. – №2. – 41 с.
10. Найн, М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2004. – 172 с.
11. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2009. – 17 с.
12. Петрусинский, В.В. Игры для интенсивного обучения / В.В. Петрусинский. – М.: Прометей, 2005. – 285 с.
13. Плотникова, Г.Ф. Активизация познавательной деятельности на уроках математики / Г.Ф. Плотникова // Начальная школа. – 2013. – № 1.– С.84-88.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
15. Рыбалко, Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в школьном возрасте / Е.Ф. Рыбалко // Учёные записки ЛГУ. № 265: Серия философских наук. 2009. – №16. – 162 с.
16. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К. Савина; Волгогр. гос. пед. ин-т им. А.С. Серафимовича. – Волгоград: ВГПИ, 1988. – 61 с.
17. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
18. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой ученый, 2017. – 52 с.
19. Шевченко, С.Г. Новое в коррекционно-развивающем детей с трудностями в обучении / С.Г. Шевченко // Дефектология. – 2001. – №4. – С. 21-24
20. Шевченко, С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах / С.Г. Шевченко // Дефектология. – 1996. – №1 – С. 17-25
21. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – №5. – 49 с.
22. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин. – Киев: Радяньска школа, 1961. – 219 с.
23. Эргашева, Л.А. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Л.А. Эргашева // Начальная школа плюс До и После. – 2016. – № 3. – 15-17 с.
24. Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И.С. Якиманкская // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – 51 с.