Введение
1. Теоретические основы формирования временных представлений у учащихся с трудностями в обучении на коррекционных занятиях
1.1 Сущностные характеристики временных представлений у учащихся
1.2 Особенности формирования временных представлений у учащихся с трудностями в обучении
2. Методические аспекты формирования временных представлений у учащихся с трудностями в обучении на коррекционных занятиях
2.1 Методы и приемы работы по формированию временных представлений у учащихся с трудностями в обучении на коррекционных занятиях
2.2 Методика проведения коррекционных занятий по формированию временных представлений у учащихся с трудностями в обучении
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Проблема времени очень актуальна в современном мире. Наша жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Время – регулятор нашей деятельности. Так как ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Временные представления – это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Время, наряду с пространством, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Восприятие и понимание времени как системный процесс связан с формированием и функционированием специфической функциональной системы субъективного отражения метрических (длительности и одновременности) и топологических свойств (одномерности, непрерывности, последовательности и однонаправленности) объективного времени.
Подобно общей природе отражения окружающего мира, отражение пространства и времени выступает в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной). Следовательно, на основе чувственности отражений и ориентировки во времени, у ребенка начинает складываться высшая форма ориентировки и отражения времени – «логико-понятийная».
Окружающая среда ребенка, богата разнообразной временной информацией, которая представлена временными эталонами. Временные эталоны – это система фиксированных в общественном опыте представлений и значений свойств времени.
Следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, ускорять или замедлять темп своей работы, рационально использовать время – эти умения используются людьми ежедневно, и, следовательно, овладение этими умениями является необходимым условием адаптации учащихся и в быту, и в профессиональной деятельности.
Ученикам требуются не только знания о мерах времени, но и навыки практического их использования, т.е. планирования своей деятельности во времени. Тема временных представлений сложна сама по себе, так как относится к абстрактным понятиям.
У детей с трудностями в обучении, по данным И.И. Финкельштейна, наблюдается нарушение осознанного восприятия времени.
В специальной литературе вопрос о временных представлениях учащихся с трудностями в обучении освещен следующими исследователями: М.Г. Аббасов, С.В. Архипова, М.В. Воронина, М.Ф. Гордеева, М.Н. Перова, И.Н. Финкельштейн, Б.И. Цуканов, В.В. Эк и др.
1. Теоретические основы формирования временных представлений у учащихся с трудностями в обучении на коррекционных занятиях
1.1 Сущностные характеристики временных представлений у учащихся
Пространство отражает порядок сосуществования объектов мира. Время показывает последовательность перемены явлений. Нет процессов в природе, которые происходили бы вне времени и вне пространства. Пространство и время являются формами существования материи. Пространство и время имеют тесную и неразрывную связь. Мир, в котором мы живем, является четырехмерным: три измерения в нашем мире – относят к пространству, одно измерение связывают со временем.
Время – это понятие, отражающее изменчивый и процессуальный характер реальности, существование не только тел, размещенных в некотором пространстве, но и событий, происходящих с этими телами в некоторой последовательности. Время является одной из древнейших категорий. Представления человека о времени значительно менялись по мере развития общества. Первоначально время имело циклический характер в рамках мифорелигиозных представлений, так как циклические процессы обладали определяющим значением в жизни человека. В античной философии складывается линейное понимание времени, как последовательности событий идущей из прошлого в будущее. Данное представление времени остается доминирующим и в настоящее время.
На протяжении всей истории решение проблемы времени и пространства происходило в рамках двух подходов – субстанционального и реляционного. Данные подходы зародились еще в античный период, однако свой расцвет пережили в Новое время. Согласно субстанциональному подходу пространство и время являются независимыми величинами, которые существуют сами по себе безотносительно тел и их взаимодействий. Данный подход получил наибольшее обоснование в механике и физике Ньютона, где время используется в качестве одной из базовых и независимых величин.
Реляционный подход напротив предполагает относительность пространства и времени, их связывание с взаимоотношениями между телами и процессами которые происходят. Вне этих отношений пространство и время не существует. Данный подход развивался в философии Лейбница. Разрешение противостояния данных систем произошло благодаря открытиям А. Эйнштейна и его специальной и общей теории относительности. Эйнштейн показал, что даже в механике протяженность объекта, их взаимное расположение и факт одномоментности событий может различаться в зависимости от положения стороннего наблюдателя относительно самой системы.
2. Методические аспекты формирования временных представлений у учащихся с трудностями в обучении на коррекционных занятиях
2.1 Методы и приемы работы по формированию временных представлений у учащихся с трудностями в обучении на коррекционных занятиях
С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени у учащихся с трудностями в обучении на коррекционных занятиях должны использоваться различные методы:
-наглядные (наблюдения, демонстрация иллюстраций, презентаций, фильмов, макетов, часов и т.д.);
-словесные (беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок);
-практические (игры, упражнения, опыты).
Использование этих методов в значительной степени зависит от возраста учащихся и выбора особенностей конкретных задач, решаемых на данном занятии [16].
В основном восприятие и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала.
Наблюдение - это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного восприятия окружающего мира. Наблюдения могут проводиться индивидуально или с подгруппой учащихся.
Наблюдение является основным методом формирования временных представлений. Наблюдения проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Предметом наблюдений является состояние природы, окружающей среды, особенности деятельности детей и взрослых в тот или иной момент.
На основании наблюдений дети выявляют индивидуальные признаки, связанные с сезонными изменениями в природе: зимой холодно, идет снег, светит солнце, но немного греет; летом тепло, все растет, и овощи, и фрукты, и цветы, и ягоды. Из отдельных признаков постепенно возникает общая характеристика сезона: погода, температура воздуха, продолжительность дня, состояние животных, растений, характерные для человека действия на природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения и т. д.
Демонстрация (рассматривание) картин, иллюстраций, фильмов, презентаций - важный метод обучения учащихся, позволяющих решать ряд дидактических задач.
Наглядные средства дают учащимся наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, иллюстраций у учащихся формируются наглядные образы.
Заключение
Формирование временных представлений у детей имеет свои особенности и трудности, связанные с абстрактностью и относительностью изучаемой категории, отсутствием специального анализатора, ответственного за восприятие времени, что в свою очередь замедляет процесс развития ориентировки во времени по сравнению с другими представлениями. Изначально детям очень сложно воспринимать характеристики времени и пространства, однако в процессе учебной деятельности, они приобретают способность понимать последовательность происходящих с ними (и окружающим миром) событий и явлений, которые в свою очередь, способствуют осознанию причинно-следственных связей разнообразных процессов.
Анализ психологических, педагогических, методических литературных источников позволяет сделать следующие выводы: развитие временных представлений у детей с трудностями в обучении подчиняется тем же законам, что и нормально развивающихся детей. Однако вследствие нарушения высшей нервной деятельности, непосредственно сказывающегося на протекании и развитии всех психических процессов, возможности спонтанного развития этих представлений ограничены по сравнению с другими детьми; у детей с трудностями в обучении своевременно не развиваются предпосылки к формированию временных представлений и ориентировки во времени, какими являются чувственное восприятия времени и его речевое отражение.
Вопрос о формировании у детей умения ориентироваться во времени, «чувствовать» время, важен не только с точки зрения теории, но и является одним из актуальных практических задач школы. Известно, что для школьников с трудностями в обучении временные отношения и обозначающая их терминология отличаются своими специфическими особенностями и абстрактным характером. Поэтому формирование у таких детей временных представлений имеет большое значение для их развития и носит коррекционно-развивающий характер.
Для развития временных представлений у учащихся с трудностями в обучении используются различные методы: наглядные, словесные, практические, и приемы: подвижная аппликация, зашифрованное письмо, прием предметного моделирования, постановка проблемного вопроса; анализ специально созданной реальной ситуации, требующей от учащихся временной оценки; прием вхождения в образ (при двигательном моделировании) и др. В результате использования данных методов и приемов у учащихся с трудностями в обучении постепенно развивается «чувство времени», которое является необходимым для планирования их собственной деятельности во времени.
1 Хорошавина, С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций./ С.Г. Хорошавина - Ростов н/Д., 2000.
2 Козина, Е.Ф. Формирование научных представлений о пространстве и времени в процессе обучения младших школьников [Текст]. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.Ф. Козина. – М., 2001. – 21 с.
3 Крамаренко, А.О. Формированиe у школьников младших классов представлений о времени и его измерении // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
4 Сергеева, С.В. Психолого-педагогические проблемы развития временных представлений учащихся младшего школьного возраста в образовательной практике // Научные исследования и образование. – 2016. – 3 (23). – С. 59–62.
5 Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Гильманова, Л.А. Штягина, Н.А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. -2015. - № 2 – С. 57 – 60
6 Луцковская, С.Д. Психологические условия становления представлений о времени [Текст] / С.Д. Луцковская // Психолог в школе. – 2005. - № 1 – С. 63 – 73.
7 Селикова, А.Ю. Особенности развития пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с разными латеральными профилями // Психологическая наука и образование. – 2013. – №1 – С. 107–114.
8 Цуканов, Б.И. Особенности восприятия времени у умственно отсталых учащихся / В.И. Цуканов // Дефектология. – 1990. – №3 – С. 28–32.
9 Финкельштейн, И.Н. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов [Текст] / И.Н. Финкельштейн. – М.: Просвещение, 1998. – 294 с.
10 Аббасов, М.Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников [Текст] /М.Г. Аббасов //Дефектология. – 1983. – №5 – С. 35-41.
11 Воронина, М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы / М.В. Воронина // Дефектология. – 1996. – №3 – С. 28–30.
12 Воронина, М.В. Особенности временных представлений у умственно отсталых первоклассников [Текст] / М.В. Воронина //Дефектология. – 1994. – №5 – С. 37-39.
13 Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст]: Пособие для учителя/ В.В. Эк . – М.: Просвещение, 2005. – 221 с.
14 Эк, В.В. Умение учащихся вспомогательной школы пользоваться часами [Текст] / В.В. Эк, М.Ф. Гордеева // Дефектология. – 1986. – №1 – С. 57-61.
15 Сурнина, О.Е. Особенности восприятия времени у детей с задержкой психического развития / О.Е. Сурнина, В.И. Лупандин // Дефектология. – 2000. – №4 – С. 32–36.
16 Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод, пособие для учителей-дефектологов / В.В.Гладкая. - Минск: Зорны верасень, 2008. - 112 с.
17 Сергеева, С.В. Развитие временных представлений учащихся младшего школьного возраста // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 217-224.
18 Ефименко, Н.Л. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Л. Ефименко, Е. В. Шаталова // Молодой учитель, - 2016. - № 29 – С. 568 – 570.
19 Архипова, С.В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2008. – №6 – С. 24–30.
20 Селегененко, С. Коррекционно-развивающее обучение – одно из направлений развития региональной системы специального образования / С. Селегененко // Псковская школа. – 2001. - № 3 – С.14-18
21 Рихтерман, Т.Д. Формирование временных представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 45 с.
22 Семаго, Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал/ Н.Я. Семаго. – М., Айрис-пресс, 2006 – 24 с.
23 Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005. – 64 с.