Введение
1 Комплексная характеристика воображения как психического процесса
2 Теоретические аспекты исследования воссоздающего воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
3 Содержание работы по развитию воссоздающего воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список использованных источников
Введение
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психолого-педагогической литературы все чаще поднимается вопрос о роли творческого воображения в психическом развитии ребенка и определении сущности механизмов воображения. В связи с этим одной из важнейших задач психологической работы является комплексное изучение личности ребенка, и в частности, ребенка младшего школьного возраста как наиболее чувствительного к установлению всех психических функций, в том числе воображения, раскрывающих его потенциал и создание благоприятных условий для развития всех его психических функций.
В современной психологической литературе воображение анализируется в контексте творческого подхода как фактора развития личности (В.В. Богословский, В.А. Брушлинский, Н.С. Шабалин и др.); творческой природы познания (А.Я. Дудецкий, Н.С. Коршунова, А.И. Розов и др.); сущностных черт деятельности (Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков и др.); определения способов творческой деятельности и развития возможностей, определенных качеств творческой личности (В.Г. Леонтьев, А.Я. Дудецкий, В.Г. Разумовский и др.).
Психическое недоразвитие, проявляется в нарушениях всех высших психических функций, в частности, логического мышления, творческого воображения, речи и др. (по Л.С. Выготскому), и влечет за собой нарушение функционирования базовых психических процессов, влияющих на состояние основных учебных навыков. Теоретические и методические аспекты проблемы развития воссоздающего воображения младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью рассматривали в своих исследованиях О.В. Дыбина (изучала генезис исследования проблемы творчества), О.М. Дьяченко (проводил исследования об основных направлениях развития воображения у детей), А.Э. Симановский (изучал развитие творческого мышления у детей), А.Г. Рузская (выделила некоторые особенности воображения младших школьников), Л.Ю. Субботина (исследовала развитие воображения у детей). Актуальность исследования состоит в том, что несмотря на некоторое количество исследований воссоздающего воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, требуется работа по систематизации содержания работы по развитию воссоздающего воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования – воссоздающее воображение младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования – развитие воссоздающего воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования – раскрыть теоретические и методические аспекты развития воссоздающего воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
1 Комплексная характеристика воображения как психического процесса
Человек как субъект деятельности не только воспринимает и осознает окружающий мир, но и изменяет его – преобразовывает действительность, создавая предметы, которых ранее не существовало. Человек не мог бы всего этого делать, если бы у него не было бы способности представлять себе результат своих действий. Чтобы преобразовывать окружающий мир, необходимо уметь преобразовывать его в своих мыслях, представлении.
По определению С.Л. Рубинштейна, воображение – это психический процесс преобразования представлений, которые отражают реальную действительность, а также создание на данной основе новых представлений [1, c. 263].
Л.С. Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением [2].
Процесс воображения характерен лишь для человека и относится к специфическим видам его психической активности. Как отмечают А.О.Слепцова [3], воображаемый образ является своеобразной психической моделью продукта будущего, что способствует его предметному воплощению в реальную жизнь.
Продукт воображения может выступать в качестве:
– образа конечного результата реальной предметной деятельности;
– картины собственного поведения в условиях информационной неопределенности;
– образа ситуации, разрешающей актуальные для конкретного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем [4, с. 152].
Процесс воображения начинается с построения образа, затем возникает продуцирование образов, которые способны изменить и заменить действительность.
Воображение как психический процесс имеет следующие его качества:
– яркость и отчетливость образов воображения конкретного индивида определяют то, насколько образ ярко и отличительно представлен от реального;
– реалистичность – это приближенность к объектам и действиям, которые отражаются в форме образа. Полнота в целях всех параметров деятельности обусловливает большую легкость в ее реализации в жизни;
– контролируемость означает возможность изменять содержание процесса воображения, а также оказывать влияние на отдельные параметры образов воображения (модальность, детальность и др.) по усмотрению индивида;
2 Теоретические аспекты исследования воссоздающего воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Самоуспокоенность, общеизвестная внушаемость детей, их доверчивость, подражание и большой авторитет учителя создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы. Согласно периодизации психического развития, Д. Б. Эльконина, младший школьный возраст ограничивается периодом 7–11 лет [11, с. 133].
Исследованием воображения младших школьников занимались О.М. Дьяченко, А.Г. Рузская, Е.Е. Кравцова. Ученые указывают на то, что с приходом ребенка в школу развитие воображения значительно ускоряется под воздействием различных факторов. Так как происходит активный процесс взаимодействия ребенка со сверстниками, то его сознание обогащается новыми образами и представлениями, которыми он впоследствии сможет оперировать, включая воображение и фантазию. Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности еще является игра, в процессе которой воображение реализуется на максимальном уровне. Оно помогает углублять представления о таких значимых для личности качествах как смелость, взаимопонимание, решительность, организованность. В процессе деятельности младшие школьники сопоставляют свое и чужое поведение в воображаемых ситуациях, что формирует у них оценочный аппарат, а также навыки саморегуляции. Также воображение несет в себе воспитательную функцию, сущность которой организовать поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться для будущего. Стоит отметить, что воображения является ключевой способностью при осуществлении какой-либо деятельности, однако и само воображение может развиваться только в деятельности. Таким образом, это взаимодополняемый процесс, который может осуществляться только при наличии обоих компонентов.
О.М. Дьяченко считает, что «период младшего школьного возраста характеризуется активизацией процесса развития воображения, который обусловлен интенсивностью приобретения новых знаний, нового опыта и реализацией всего комплекса в практической деятельности» [12, c. 53].
Ранние формы воображения проявляются с самого детства в процессе игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры детей сопровождаются развитием знако-символической формы сознания, которая впоследствии реализуется в процессе фантазирования. В дальнейшем в процессе развития воображения можно отметить четыре направления:
1) постепенно расширяется круг замещаемых предметов и объектов, и, вместе с тем, значительно совершенствуется процесс замещения, который осуществляется не только посредством воображения, но и включением логического мышления;
3 Содержание работы по развитию воссоздающего воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Развитие воображения протекает неразрывно от общего развития личности ребенка, которая формируется под влиянием многих, как внешних, так и внутренних факторов. Как отмечалось ранее, в младшем школьном возрасте ведущую роль приобретает учебная деятельность. Однако она не является единственной. В этот период еще сильно влияние игровой деятельности, которая, однако, имеет несколько другие цели и задачи, и реализуется в иных формах. Воображение является основной психической характеристикой, посредством которой ребенок может иметь возможность реализовать игровой процесс. Без воображения и фантазии игра не смогла бы состояться. В связи с этим О.А. Степанова отмечает, что «процесс воображения и фантазирования в игре формирует и развивает у ребенка такие свойства личности как честность, смелость, взаимоуважение, коммуникабельность, самоорганизованность, упорство. Воображение и фантазия выполняют компенсаторную функцию, когда ребенок еще не имеет достаточного опыта для преодоления сложных ситуаций, ему на помощь приходит воображение» [21, с. 83].
Развитие воображения движется по пути перехода от фантастических образов к более правдивому отображению окружающего мира. Также исследователи отмечают тенденцию перехода от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Реализм воображаемых образов в младшем школьном возрасте во многом зависит от отношения ребенка к окружающей действительности. Степень реализма, присущая тому или иному ребенку, проявляется во всех формах деятельности: игровой, изобразительной, творческой и др. Исследователи отмечают, что объекты и явления, которые хорошо знакомы ребенку, он стремится отобразить максимально близко к реальности. Незнание же того или иного предмета призывают ребенка включить воображение и дополнить образ. Реализм воображения младшего школьника очень ярко проявляется при выборе игровых предметов, которые должны соответствовать реальности, в понимании ребенка, не только с точки зрения внешних признаков, но и с позиции их практического применения.
А.Г. Рузская отмечает, что «для детей младшего школьного возраста характерно фантазирование, которое может находиться в разладе с реальностью. Такое фантазирование еще имеет значительную роль в этот возрастной период. Однако оно существенно отличается от фантазирования дошкольника тем, что ребенок младшего школьного возраста не верит в свою фантазию и знает, что она не является реальностью. Он осознает условность этих воображаемых объектов» [22, с. 130]. Стоит отметить, что постепенно репродуктивное воображение, при помощи которого ребенок просто создает образы в своем сознании, замещается творческим воображением, которое направлено на переработку этих образов.
Заключение
Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.
Воображение – это психический процесс создания человеком в своем сознании образа предмета или явления, которого не существует в реальной жизни. Воображение тесно связано с восприятием, памятью, мышлением. Оно может быть следующих видов: пассивным и активным; репродуктивным и продуктивным; сенсорно-перцептивным, эмоциональным, словесно-логическим. Воображение характеризуется такими качествами как яркость и отчетливость образов, реалистичность, контролируемость, уровень активности. Главным источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека и его индивидуальность. Возраст от 5 до 12 лет является наиболее продуктивным для формирования и развития воображения.
В результате анализа работ разных авторов, мы выделили следующие особенности воссоздающего воображения младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью: хрупкость отношений между зрительной и словесной сферами; низкая мотивация к деятельности; снижение познавательных интересов; недостаточная точность предметных изображений - представлений; ограниченный запас общей информации о мире; недостаток внимания к активности; трудность воссоздания воображаемой ситуации; недостаточное формирование произвольной регуляции.
Работа учителя-дефектолога по развитию воссоздающего воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью предполагает: включение ребенка в различные виды творчества, актуализирующие перцептивный, эмоциональный, вербальный опыт и способствующие самовыражению и продуцированию многовариантных решений и способов создания образов; обогащение сферы образов-представлений путем расширения кругозора и социального опыта ребенка; правильную организацию процессов восприятия и наблюдения за окружающей нас действительностью; формирование мотивации отдельных действий ребенка и всей учебной деятельности; комплексность и систематичность. Для развития воссоздающего воображения младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью целесообразно использовать следующие формы работы: игры, упражнения, импровизации, сочинение историй, театрализация, творческую продуктивную деятельность.
1 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 562 с.
2 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Наука. - 1960. – 340 с.
3 Слепцова, А.О. Фантазия как внеэтическое поле творческой деятельности / А.О. Слепцова // Вестник АГУ. – 2012. – № 1. – С. 11–16.
4 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
5 Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2008. – 510 с.
6 Савина, Е.А. Введение в психологию: курс лекций / Е.А. Савина. – М: «Прометей» МПГУ, 2000. – 252 с.
7 Петровский А.В. (ред.) Общая психология / А.В. Петровский. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
8 Выготский, Л.С. Лекции по психологии: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург, 2001 – 88 с.
9 Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы: учеб. пособие / В. Штерн. – М.: Наука, 2000. – 335 с.
10 Ушинский, К.Д. История воображения / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 11-ти т. – М., 2000. –Т.8 – 384 с.
11 Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
12 Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2005. – №6. – С. 52-59.
13 Левин, В. Воспитание творчества / В. Левин. – Томск: Пеленг, 2003. – 56 с.
14 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2007. – 456 с.
15 Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления у детей / А.Э. Симановский. – Ярославль, 2004. – 240 с.
16 Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / А.И. Божович. – Питер, 2008. – 398 с.
17 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
18 Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Волкова Л.С., Селиверстова В.И. –М. : Владос, 2000. – 560 с.
19 Вахидова, Н.Х. Воображение как фактор творчества // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов / Н.Х. Вахидова, З.М. Халикова. – 2015. – № 3. – С. 86–88.
20 Калягин, В.А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
21 Степанова, О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс До и после. – 2003. – №8 – С. 80-87.
22 Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников / А.Г. Рузская // Психология младшего школьника. – М., 2000. – С. 128-147.
23 Кравцова, Е.Е. Развитие воображения / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С. 37-41.
24 Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль, 2006. – 153 с.
25 Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреева. – Казань, 2005. – 255 с.
26 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
27 Иванова, Т.В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.В. Иванова. – Курск: Курский гос. университет, 2013. – 254 с.
28 Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. – Москва. – 2004. – Т. I. – С. 376–385.
29 Овчинников, Г.С. Развитие воображения в обучении младших школьников / Г.С. Овчинников. – Свердловск: СГПИ, 2000. – 69 с.
30 Немов, Р. С. Психология: в 3-х кн. – М.: Владос, 2001. – Кн.: 1. – 623 с.