ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
1.1 Специфика возникновения и развития жестового языка
1.2 Место жестового языка в развитии детей, имеющих нарушения слуха
1.3 Особенности использования жестовой речи в обучении
1.4 Способы ознакомления с новыми жестами на занятиях по развитию жестовой речи
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
2.1 Анализ программ по использованию жестовой речи в процессе обучения детей, имеющих нарушения слуха
2.2 Анализ интернет-ресурсов по использованию жестовой речи
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Жестовая система коммуникации не слышащих – самая сложная по объему, структуре и функциям из известных кинетических систем, объединенных двигательными силами передачи и восприятия информации. Невербальное общение становится особенно важным в жизни людей, которые лишены возможности самостоятельно осваивать и использовать вербальные средства общения. В условиях слуховой депривации невербальная коммуникация выполняет функцию передачи полного содержания информации, а не просто ее дополнения, подчеркивая эмоциональную выразительность вербальных контактов.
На протяжении веков в сурдопедагогике складывались различные системы обучения детей с нарушениями слуха. Специалистам хорошо известны французский «мимический метод», немецкий «чистый устный метод», самобытные взгляды российских сурдопедагогов В. И. Флери, Г. А. Гурцова, А. Ф. Остроградского, П. Д. Енько и других. Причем во всех системах обучения не слышащих, различным оказывалось соотношение традиционных речевых средств (устной, письменной, дактильной, жестовой речи).
В соответствии с современной методической системой обучения не слышащих жестовому языку (Ф. Ф. Рау, С. А. Зыков, М. И. Никитина, Н. Ф. Слезина, Л. М. Быкова и др.) дактилология широко применяется в учебном процессе специальных учреждений, при общении не слышащих с педагогами, родителями и сверстниками с нарушением слуха.
При изучении уникальности развития слабослышащих детей большое внимание уделяется исследованию возможностей невербального канала как «зримого языка» – жестового языка, его роли в формировании ребенка с НС, пониманию и осознанию окружающего мира, мира своего «Я», в системе его образования и воспитания.
Все педагогические системы нашего времени, возникают в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особенностями психофизического развития. Именно так, на современном этапе возникают концепции интеграции (обучении в общем потоке) и билингвизма (двуязычие), который демонстрирует реализацию права не слышащих людей на собственную культуру, собственный язык (жестовый), собственную систему обучения, ставящую своей целью, воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.
Рассматривая разговорный жестовый язык не слышащих, как высокоразвитую лингвистическую систему, сторонники билингвистического подхода отстаивают необходимость ситуации словесно–жестового двуязычия учащихся и обучения словесному языку как второму языку не слышащего ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
1.1 Специфика возникновения и развития жестового языка
В конце XVI – начале XVIII века первые учителя, занимаясь индивидуальным обучением, видели свою основную задачу в обучении слабослышащих детей словесной речи. Это диктовалось в первую очередь, идеологическими и социальными факторами. Представители испанской и английской систем, полагая, что обучать слабослышащих следует и устной, и письменной речи, включали в систему речевых средств обе разновидности словесной речи, а также дактилологию и жестовую речь. Жестового языка, как сложившейся системы общения не слышащих людей, в то время еще не было. Жесты рождались в процессе совместной деятельности в общении учителя с учеником. Новые жесты усваивались не слышащими детьми непосредственно в коммуникации. Из этого следует, что, жестовая речь уже становилась предметом специального внимания педагога.
Во второй половине XVIII века были открыты первые специальные учебные заведения для не слышащих детей. С этого момента в детских коллективах первых школ для детей с нарушением слуха и начался процесс формирования национальных жестовых языков.
Педагогическая оценка жестового языка оказалась прямо противоположной в двух главных концепциях: «мимическом методе» (Ш. М. Делепе) и «устном методе» (С. Гейнике), основанных на разных теоретических 29 посылках. Концепция Ш.М. Делепе складывалась под влиянием материалистических идей Вольтера, Дидро, Руссо и др., их взглядов на сущность воспитания – подготовка образованных, критически мыслящих, активных членов общества. В качестве главного принципа выдвигался принцип «естественности», «природосообразности» педагогического процесса, задача которого – максимальное развитие личности ребенка, его чувств, ощущений и т.д.
В «мимическом методе» жестовая речь впервые становится предметом обучения: ведь учащимся необходимо было усвоить сконструированные жесты (в системе Сикара было 12 классов) и овладеть навыками построения соответствующих жестовых высказываний. По свидетельству современников и данным исследований последних лет, учащиеся успешно справлялись с этой задачей. Многие из них достигали значительных успехов, в том числе в овладении иностранными языками (латинским, испанским и др.) Система «устный метод», позднее «чистый устный метод», строилась на других теоретических посылках, на идеях философского учения И. Канта
В XVIII в., вошедшем в историю европейской цивилизации, как эпоха Просвещения, в центре внимания мыслителей оказалась философия всеобщих гражданских прав. На которой базировались взгляды о более разумном и совершенном устройстве общества и месте человека в нем.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
2.1 Анализ программ по использованию жестовой речи в процессе обучения детей, имеющих нарушения слуха
Для анализа программ по использованию жестовой речи было выбрано пособие Русакович, И.К. «Методика проведения коррекционных занятий по развитию жестовой речи».
В первом классе учащиеся начинают постепенно накапливать знания об окружающем мире, развивать свои представления на жестовой основе. Материал занятий предусматривает формирование представлений и понятий, активизацию всей познавательной деятельности. В основу технологии развития жестовой речи положен коммуникативно-деятельностный подход, обеспечивающий использование различных видов деятельности, свободу перемещения в помещении. На коррекционных занятиях по развитию жестовой речи реализуются общедидактические и специальные принципы [23, c. 48-50].
Общедидактические – это принципы научности, систематичности, связи теории с практикой, прочности, наглядности, доступности, сознательности и активности, индивидуального подхода. Специальные – принципы коррекционной направленности, единства обучения основам наук, словесной и жестовой речи, интенсивного развития слухового восприятия, опоры на предметно-практическую деятельность, интенсификации речевого общения.
Свою специфику имеет применение индивидуального подхода при организации экспериментального обучения. Как правило, при поступлении в школу все первоклассники имеют разный уровень владения жестовой речью. Известно, что в существующей системе дошкольного воспитания используется только словесно-дактильный вариант (отдельные естественные жесты или другие, достаточно элементарные, усваиваются детьми в неформальном общении с глухими сверстниками из семей не слышащих). Вследствие этого имеется прямая зависимость степени владения жестовым языком учащимися от фактора наличия или отсутствия слуха у их родителей. Контраст в речевом развитии на начальном этапе обучения у детей с нарушением слуха очень заметен, поэтому значимость индивидуального подхода, учета своеобразия речевого развития каждого ребенка возрастает. С учетом принципов в программах коррекционных занятий по развитию жестовой речи формулируется их главная цель – овладение не слышащими школьниками жестовым языком и грамотной калькирующей жестовой речью.
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ
На основании анализа, проведенного в главах 1 и 2 данной курсовой работы, можно предложить реализацию определенного направления работы. Данную программу рекомендуется использовать для детей 7-8 лет с нарушениями слуха.
Перевод словесной речи на жестовый язык является очень сложным процессом, так как многозначность и обобщенность слова с одной стороны и конкретность жеста с другой осложняют перевод. Чтобы обеспечить правильный и выразительный перевод необходимо руководствоваться определенными правилами и пользоваться рядом приемов:
- показ речевого жеста должен быть правильным и четким;
- жест должен быть выразительным, подчинен смысловым паузам, смысловому ударению и логике речи, нельзя забывать о мимике лица, как средстве выразительности, которое в языке жестов является интонацией;
- жестовый перевод должен сопровождаться правильной артикуляцией;
- необходимо включать в перевод дактилологию;
- перевод должен быть осознанным, а не механическим, максимально точным;
- при переводе должен сохраняться порядок слов в предложении.
- необходимо знать мимический параллелизм, что делает жестовую речь образной.
- встречаясь со словами, фразами, пословицами, фразеологическими оборотами необходимо сначала дать устно-дактильный перевод.
Для формирования первоначального запаса рекомендуется использовать слова, часто употребляющиеся в речи. Это небольшой объем слов, который позволит складывать простые предложения, строить несложные монологи и диалоги.
В систему отработки и закрепления изучаемых жестов рекомендуется включить пять этапов:
Первый этап – показ жеста, пояснение его особенности. Воспроизведение жеста учащимися, повторение, закрепление.
Второй этап – нахождение сходства и различий в жестах. Это приучает быть внимательным к жесту, к точности его показа.
Третий этап – выполнение упражнений, требующих подобрать жесты- антонимы. Например: утро – вечер; светлый – темный и т. д.
Далее жесты включаются в короткие, на 2 – 3 слова, словосочетания: около дома, вдоль дороги и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь – это процесс общения людей, с помощью языка, а язык – это система знаков и символов. Для не слышащих и слабослышащих же людей, речь, как в таковой ее форме, недоступна. Но при этом они используют, одновременно, сразу две совершенно различные системы общения – жестовую речь и дактильную. Жестовая речь – это самостоятельный язык, который был создан для того, чтобы люди с нарушением слуха могли общаться друг с другом. Дактильная речь – это речь, воспроизводимая посредством специальных конфигураций пальцев и их движений. Хотя жестовая и дактильная речь является средством общения для глухих людей, придумали данную речь вовсе не глухие, как это ошибочно предполагают. Считается, что дактильный алфавит придумали в XII веке сицилийские монахи, которые приняли обет молчания, дабы не нарушать его и иметь возможность общаться.
Использование русского жестового языка в общении основано на оригинальной лингвистической системе, имеющей своеобразную лексику, грамматику, некоторые особенности которой были упомянуты выше. Устная речь в таком заявлении не используется. Калькирующая жестовая речь, формируется как вторичная система на базе усвоения словесного языка, и обслуживает нужды общения не слышащих в официальной обстановке. Жесты становятся эквивалентом слов, и их порядок совпадает с порядком предложения, т.е. этот тип речи вычисляет лингвистическую структуру словесного языка. Жесты сопровождают устную речь говорящего.
Жестовый язык служит своего рода компенсацией за отсутствие словесной речи – это средство для не слышащих людей, чтобы общаться с другими людьми.
Использование сурдоперевода в процессе обучения не слышащих детей, не всегда позволяет обеспечить полную доступность представленного материала для всех учащихся. Наблюдения показали, что в ряде случаев имеет место неудовлетворительное понимание жестового перевода. Это в основном определяется плохим знанием ЖЯ самими не слышащими: в детских школах, даже в старшем возрасте, жестовый язык обычно не используется, ученики знают очень мало. Поэтому в первый год обучения переводчики проводят много времени, обучая учащихся пониманию ЖЯ. Исследования Г.Л. Зайцевой показали, что недостаточный уровень понимания жестового языка связан, прежде всего, с неудовлетворительным развитием речи не слышащих учащихся.
1. Алексеева, И. С. Введение в перевод / И.С. Алексеева. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
2. Базоев, В.З. Словарь русского жестового языка /В.З. Базоев. – М.: Флинта, 2009. – с. 321
3. Базоев, В.З. Человек из мира тишины / В.З. Базоев, В.А. Паленный. – М.: Академкнига, 2002. – 815 с.
4. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – с. 3–203
5. Бородулина Д.А. Средства выражения императива в русском жестовом языке / Д.А. Бородулина // Русский жестовый язык: Первая лингвистическая конференция. Сборник статей / Под ред. О.В. Фёдоровой. – М., 2012. – 144 с.
6. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
7. Буркова С.И. К вопросу о территориальном и социальном варьировании русского жестового языка / С.И. Буркова, О.А Варинова // Русский жестовый язык: Первая лингвистическая конференция. Сборник статей / Под ред. О.В. Фёдоровой. – М., 2012. – 144 с.
8. Буркова С.И. Условные конструкции в русском жестовом языке // Русский жестовый язык: Первая лингвистическая конференция. Сборник статей / Под ред. О.В. Фёдоровой. – М., 2012. – 144 с.
9. Валеева, Н.Г. Теория перевода: культурно–когнитивный и коммуникативно-функциональный аспекты / Н.Г. Валева. – М.: РУДН, 2010. – 246 с.
10. Вахтин, Н.Б. Социолингвистика и социология языка / Н.Б. Вахтин, Е.В. Головко. – СПб.: Гуманитарная академия, 2004. – 236 с.
11. Воскресенский А.Л. Непризнанный язык (Жестовый язык глухих и компьютерная лингвистика)/ А.Л. Воскресенский // Труды Международного семинара «Диалог – 2002». Т. 2. Протвино, 2002. – С. 100–106.
12. Дополнительная образовательная программа « Жестовый язык». – Нижний Новгород, 2017. – 20 с.
13. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 157 с.
14. Зайцева, Г.Л. Жест и слово: Научные и методические статьи / Г.Л. Зайцева. – М., 2006. – 123 с.
15. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология / Г.Л. Зайцева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 242 с.
16. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики / Г.Л. Зайцева // Дефектология. – 1998. – № 2. – С. 31-36.
17. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Зайцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
18. Зайцева, Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы / Г.Л. Зайцева // Дефектология. – 1999. – № 5 – С. 52-70
19. Исенина, Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е.И. Исенина. – Саратов: изд-во Саратовского университета, 1986. – 162 с.
20. Комарова, А.А. Лингвистические права глухих / А.А. Комарова, Н.А. Чаушьян. – М., 2008. – 513 с.
21. Портал «Город жестов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://jestov.net/.
22. Портал Сурдосервер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: surdoserver.ru.
23. Русакович, И.К. Методика проведения коррекционных занятий по развитию жестовой речи: учеб.-метод. пособие / Т.А. Григорьева, И.К. Русакович; Белорус. гос. пед. унт. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 48-83.
24. Русакович, И.К. Жестовый язык в современном образовательном и социокультурном пространстве / И.К. Русакович // Социокультурные проблемы современного человека / Материалы IV межд. научно–практ. конф., Новосибирск, 19–24 апреля 2010 г. / Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – Ч.II. – C. 494-499.
25. Специальное образование: традиции и инновации: материалы Междунар. научно–практ. конф. / отв. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2008. – 354 с.
26. Суслова, О.И. Основы психологии детей с нарушением слуха: Учеб. пособие / О.И. Суслова. – Саратов: Наука, 2013. – 92 с.
27. Учебная программа по учебному предмету «Жестовый язык» для VI–XII классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха. – Минск, 2019. – 28 с.
28. Фоменок И.К. Формирование знаний на занятиях по жестовой речи у младших глухих школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03. – Мн., 2003. – 213 с.
29. Ютуб-канал «Всероссийское Телевидение Глухих» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vpFkWoAzp6Y.
30. Ютуб-канал «Курс русского жестового языка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=C0rRwjGkZ-I&list=PLA357506657984F1A.