ВВЕДЕНИЕ
1. Культура как феномен истории
2. Особенности изучения культуры на уроках истории
3. Методы и методические приемы изучения культуры на уроках истории в 6-9 классах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена методике изучения вопросов культуры на уроках всеобщей истории. В настоящее время основной целью исторического образования является не только выявление и изучение основных законов развития общества, но и личностно-познавательное развитие, которое включает в себя практическую подготовку к жизни в определенном культурном пространстве.
Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней, рождает новые подходы, неотраженные в школьных учебниках. Появление новых типов школ с расширенными блоками информации по культуре также обуславливает необходимость создания в курсе школьной истории различных методик преподавания культуры. Нынешняя ситуация с изучением развития культуры в системе школьного исторического образования обусловила необходимость углубленного изучения проблемы, выявленной в данном курсе.
В настоящее время в школьные учебники и методические пособия не включены темы, направленные на раскрытие проблемы изучения культуры в школе. В практике преподавания культурологического информационного блока среди учителей не существует единой системы, в результате чего учащиеся не имеют единой системы понятий в рамках изучения культуры на уроках истории. Преподаватели в основном схожи в своем подходе к выбору техник, приемов и методов обучения культурологическим аспектам учащихся на уроках истории. Как правило, это лекции преподавателей и учебные сообщения по конкретному вопросу. Именно данный фактор делает тематику нашей работы актуальной.
В современный период идет процесс обновления школьного исторического образования. Остается нерешенной проблема – место и роль культуры в процессе школьной истории. Нельзя отрывать культуру от остальной части истории, нужно поместить культуру в социально-экономическую историю как ее органичную часть.
При изучении истории культуры в рамках школьного курса мы должны исходить из следующего:
– Культура – это след истории человечества во всем ее многообразии, как писал В.С. Соловьев, «только сияние, только тени от невидимого глаза». Без человеческой истории и вне нее культура не существует.
– Памятники культуры часто очень четко, емко и полно выражают определенные исторические тенденции, моделируют важные процессы, отражают социальные явления.
1. Культура как феномен истории
Феномен культуры – это историческая категория, вобравшая в себя многие значения и смыслы, которые формировались и трансформировались на протяжении многих веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня сознания и отражения окружающей действительности, возникает потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В дальнейшем все материальные и нематериальные трансформации окружающей действительности человеком плотно закрепляются в мировой истории, обретая обобщающий смысл «культуры».
Важно отметить, что любая культура должна восприниматься только в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы и взаимоусиливают друг друга. Культура, будучи прежде всего социальной категорией, имеет свои особенности, структуру и выполняет некоторые социальные функции, которые будут обсуждаться в этой работе [2, с.45].
Культура – это прежде всего природный феномен, хотя бы потому, что ее создатель, человек, является биологическим существом. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природном ландшафте. Он использует природные ресурсы, раскрывает свой природный потенциал. Но если бы человек не переступил границы природы, у него не было бы культуры. Таким образом, культура – это прежде всего акт преодоления природы, выходящий за пределы инстинкта, создание того, что может строиться на основе природы.
В научной литературе существует множество определений культуры. Иногда высказывается мнение, что невозможно найти полное определение, охватывающее все аспекты этого многогранного понятия. Российский исследователь Л.Е. Керман имеет более 400 определений. Однако американские авторы ясно показали, что все определения можно разделить на группы в зависимости от акцентируемого аспекта. Они выделяют пять основных групп, одна из которых может включать в себя практически любое из имеющихся определений:
1. Культура как особая сфера деятельности, связанная с мышлением, художественной культурой, этикой и этикетом.
2. Культура как показатель общего развития общества.
3. Культура как сообщество, характеризующееся определенным набором ценностей и правил.
4. Культура как система ценностей и убеждений класса.
5. Культура как духовное измерение всей сознательной деятельности [3, с.78].
2. Особенности изучения культуры на уроках истории
Вопрос преподавания истории культуры является сложным. Длинные списки имен и фактов в соответствующих параграфах учебников говорят их авторам о многом, но вряд ли они дают какую-либо новую информацию учащимся. Для авторов учебников перечисленные ими имена и памятники являются масштабными культурными явлениями, но для студентов они, как правило, ничего не стоят.
Сегодня существуют различные подходы к представлению историко-культурного материала в школе, но на практике это, как правило, является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем, невозможно создать у школьников полноценный образ эпохи без конкретного ознакомления с событийной историей обучения. Глубокое изучение культурно-исторических традиций помогает на более высоком уровне осмыслить процессы общественно-политического развития, проследить экономические и социальные изменения и в то же время создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся.
Причины недостаточного внимания к культуре в преподавании истории кроются в установках общества и авторов учебников. Сегодня почти во всех школьных учебниках доминирует традиционный (с XIX века) персоналистский подход к изучению культуры: абзацы наполнены именами известных деятелей культуры и их достижениями. Конечно, необходимо знать имена и основные открытия в области культуры, но когда это становится основным способом организации образовательного процесса, то для ребенка просто невозможно освоить такой огромный материал в этой форме [10, с.99].
Кроме того, в этом подходе не прослеживается связь художника или писателя с обществом, что не способствует эффективному изучению предмета в целом. Личности должны выбираться по проблемному принципу, показывающему наиболее тесную связь деятелей культуры с экономикой и политическими процессами в обществе. Невозможно также применить этот подход к изучению повседневной культуры, которая сегодня находится в центре внимания как академической науки, так и преподавания.
Наряду с этим подходом в учебниках и преподавании истории используются и другие идеи. Наиболее сложным способом изучения культуры является ценностно-ориентированный подход, основанный на осмыслении в доступной форме философских основ культурно-исторического содержания. В произведениях искусства, словарях и прикладном искусстве школьники с помощью учителя идентифицируют свой символизм и мифологию.
3. Методы и методические приемы изучения культуры на уроках истории в 6-9 классах
Каждый учитель испытывает определенные трудности при подборе материала и его изучении на уроках истории. Это во многом определяется особенностями школьного курса – дети получают знания о культуре на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, в ЦМИ. В то же время, знания учеников часто фрагментарны и поверхностны. Существует необходимость систематического изучения вопросов культуры, целостности ее восприятия. Такие виды культуры, как архитектура, скульптура, киноискусство в большинстве школ изучаются только на уроках истории.
Эта проблема может быть решена путем использования на уроках истории различных методик, которые позволяют учащимся использовать различные каналы получения информации (визуальные, аудио, кинестические) и развивать свои творческие способности [16, с.45].
Целью преподавания исторических предметов является обогащение духовного мира учащихся путем создания условий для живого общения с шедеврами мирового искусства в классе, воспитание чувств, развитие у учащихся понимания искусства, умения быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. умения и желания воспринимать культуру.
Примером образовательных технологий, направленных на развитие личностного и культурного потенциала учащихся, является использование художественных полотен на уроках истории. Картина художника может играть на уроке различные роли: как визуальное сопровождение, эмоциональный эффект, объект раскрытия деталей, самостоятельный источник новых знаний, средство моделирования схем. Все это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности. Преимуществами этого метода являются: визуализация, актуализация.
Современное общество предъявляет все более жесткие требования к образовательному процессу. Для того чтобы процесс образования был целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в учебном заведении. В обязанности школы входит поиск таких способов организации воспитательной работы, которые позволяют, с одной стороны, убедительно показать детям вечную природу «вечных человеческих ценностей и идеалов», а с другой – целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успех деятельности в современной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что культура представляет собой определенный исторический феномен, который определяется особенностями развития человечества. Культура является продуктом деятельности человека и характеризуется наличием артефактов.
При определении особенностей развития культуры в истории, необходимо определить особенности каждой исторической теории в частности. Основными теориями являются такие, как антропологическая, социологическая и философская. Данные теории в полной мере отражают особенности формирования понятия «культура» на протяжении длительного временного периода.
Культура – это определенное направление исторического развития, определяющее формирование определенного культурного определенной исторической эпохи.
Обучение детей в школе особенностям культурного развития на уроках истории представляет собой длительный процесс формирования устойчивого эмоционального отношения к данному явлению. Для преподавания и обучения детей культуре на уроках истории характерно множество аспектов, отражающих особенности процесса: формирование определенного эмоционального отношения, сопоставления культуры и определенного уровня искусства, формирование самостоятельности учащихся и т.д.
В рамках изучения культуры на уроках истории применяется множество форм, методов и приемов работы, которые отражают особенности культурологического образования в школе. Необходимо отметить, что методы и приемы работы имеют определенные различия при обучении детей на различных ступенях образования.
Если учитывать тот факт, что для учащихся 6 класса наиболее важными приемами и методами являются такие как рассказ, лекция или игра, то для 9 класса наиболее действенными являются такие как диспуты, круглые столы, семинары, организация самостоятельной деятельности учащихся в рамках организации определенных проектов.
1. Актуальные вoпросы метoдики обучения истории в средней школе / под ред. А.Г. Колoскова. – М.: Прoсвещение, 2004. – 342 с.
2. Андреевскaя, Н.В. Очeрки метoдики истoрии V-VII классы / Н.В. Андреевская. – М.: Просвещение, 2008. – 264 с.
3. Бондаревский, В.Б. Вoспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
4. Борисова, Е.В. Эстетическoе воспитание шкoльников из опыта работы учителя истории / Е.В. Борисова. – М.: Наука, 2012. – 235 с.
5. Вагин, A.A. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
6. Вагин, A.A. Художественнaя литература в препoдавании новой истории / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 2008. – 302 с.
7. Волобуев, О.В. История древнего мира в художественно-исторических образах / О.В. Волобуев. – М.: Просвещение, 2008. – 266 с.
8. Вяземский Е.Е. Истoрическое образoвание / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова. – М.: Наука, 2007. – 224 с.
9. Вяземский, Е.Е. Историческoе образoвание в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Корoткова. – М.: Наука, 2007. – 224 с.
10. Вяземский Е.Е. Система шкoльного исторического образования / Е.Е. Вяземский – М.: АПКиПРО, 2004. – 238 с.
11. Вяземский Е.Е. Школьное истoрическое oбразование: опыт и проблемы // Новая и нoвейшая истoрия. – 2000. – № 1. – C. 187-193.
12. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. Оснoвы прoфессионального мaстерства / О.Ю. Стрелкова. – М.: Прoсвещение, 2001. – 165 с.
13. Гoра П.В. Метoдические приемы и средства нагляднoго oбучения истории в средней шкoле / П.В. Гора – М.: Прoсвещение, 2011. – 239 с.
14. Данилoв, М.А. Прoцесс oбучения. Оснoвы дидактики / под ред. Б.П. Занкова. – М.: Прoсвещение, 2007. – 318 с.
15. Дмитриев Г.Д. Мнoгокультурное oбразoвание / Г.Д. Дмитриев. – М.: Нарoдное образование, 2009. – 203 с.
16. Зимняя И.А. Педагoгическая психoлогия / И.А. Зимняя. – Рoстов н/д.: Феникс, 2007. – 480 с.
17. Иoффе, А.Н. Оснoвные стратегии препoдавания // Препoдавание истории в школе. – 2005. – № 7. – С. 41-42.
18. Коровкин, Ф.П. Методика преподавания истории Древнего мира / Ф.П. Коровкин. – К.: Радянська школа, 2011. – 205 с.
19. Корзюк, А.А. Изучение культуры на уроках истории Нового времени в 7 классе. / А.А. Корзюк. – Мн.: Министерство Образования Республики Беларусь, 2018. – 269 с.
20. Корзюк, А.А. Изучение культуры на уроках истории в 6 классе / А.А. Корзюк. – Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 2016. – 238 с.