ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
1.1.Психолого-педагогические основы сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности
1.2.Сущность и содержание понятия «культура поведения дошкольников
1.3.Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
2.1 Определение уровня сформированности культуры поведения
2.2 Разработка тематического плана организации сюжетно-ролевых игр, содержание которых способствовало формированию и закреплению представлений о культуре поведения детей, их проведение в экспериментальной группе
2.3.Анализ изменений и полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Культура поведения - важная часть общей культуры человека. Культура поведения, культура человеческих отношений, общение людей между собой играет важную роль в жизни каждого человека.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста обусловлен низким воспитательным потенциалом семьи. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, нравственных качеств и культуры поведения.
Формирование культуры поведения у детей - это одна из актуальных проблем науки и практики. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, С.Н. Карповой и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников.
Исследованию проблемы содержания культуры поведения детей дошкольного возраста были посвящены труды Э.К. Сусловой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной. С.В. Петерина, В.Г. Нечаева, ТА. Маркова, Р.И. Жуковская, СА. Козлова, Г.Н. Година, Э.Г. Пилюгина, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и многие другие.
Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной проблеме, недостаточно раскрыты возможности сюжетно-ролевой игры, как мощного средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время можно выявить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании личности, владеющей культурой поведения и недостаточной разработанностью проблемы воспитания культуры поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре в дошкольном образовательном учреждении. Из выявленного противоречия вытекает проблема
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
1.1 Психолого-педагогические основы сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Изучением детской игры занимались Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, В. Г. Плеханов, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин и др.
Выдающейся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее крепость. [2, с. 56].
Исследователи отмечают ценность и важность игры, ее условность, а также многие исследователи указывают на важное значение в формировании культуры поведения в ситуации общения.
Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игру вовлекаются вся деятельность ребёнка, все его стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Для этого надо научить детей играть. Так воспитатели в процессе воспитания детей, стараются делать акцент на «положительных»
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
2.1 Определение уровня сформированности культуры поведения
Наше исследование опиралась на поставленную в начале работы гипотезу.
В исследовании принимали участие воспитанники двух старших групп: «Почемучки» - контрольная группа (20 детей) и «Звёздочки» - экспериментальная группа (20 детей).
В эксперименте мы изучали один компонент культуры поведения – культуру общения (нравственные нормы). Для определения уровня сформированности культуры поведения у старших дошкольников нами использовались методы: наблюдение, беседа, методика «Закончи историю» (см. Приложение А) И.Б. Дерманова, методика «Сюжетные картинки» С.Д. Забрамная (см. Приложение Б) [18].
С целью выявления осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость нами была использована методика И.Б. Дермановой «Закончи историю» (см. Приложение В). Для изучения нравственного осознания нами были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют.
На гистограмме 1 (см. Рис. 2.1.) можно увидеть результаты диагностики по методики И.Б. Дермановой «Закончи историю» (контрольная и экспериментальная группа).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития культуры поведения актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет полноту познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом.
В условиях разного уровня развития обществом на современном этапе уделяется недостаточное внимания к культуре поведения в семье, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению.
В теоретической части исследования было раскрыто понятие «культура поведения», воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры в процессе формирования культуры поведения.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Она по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Цель нашего эксперимента теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Из полученных результатов на контрольном этапе мы видим, что в экспериментальной группе 45 % детей, находятся на высоком уровне сформированности навыков культуры поведения, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
1. Бархатова, В.В. «Воспитание культуры поведения» /В.В. Бархатова // Д/в. - 1989. - № 11. - С.16.
2. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.-86с.
3. Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. Б. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1998.
4. Венгер Л. А. Мухина В. С.Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ по спец. №2002 «Дошк. восп» и №2010 «Воспитатель в ДОУ» - М.: Просвещение 1988. – 124 с.
5. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста / Л. Н. Павлова. – М.: Айрис-пресс, 2006.
6. Коджаспирова, Г.М.; Коджаспиров, А.Ю. «Педагогический словарь» / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Академия, 2001, - 176 с.
7. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 1963. - 216 с.
8. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание дошкольников / Н.И. Болдырев. - М.: Академия, 1999. - 56 с.
9.Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986.
10. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон. - М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2003. - 112 с.
11.Нравственное воспитание в детском саду./Под ред.В.Г. Нечаевой. - М., 2000.
12.Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов - М: Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.
13. Немухина А. В., Шопина Ю. А., Беляева Н. И., Разумовская С. П., Горяева Л. Г. Создание проблемной ситуации в форме сюжетно-ролевой игры // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 177.
14. Калининченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровй детеяльности дошкольников: методтческое пособие. М.:Йцрис-прес, 2004. – 112 с.
15. Короткова Н.А. Сюжетно-ролевая игра тсраших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №2.
16.Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 2009.- 156 с.
17. Новосёлова, С.Л. Воспитание дошкольника в игре / С.Л. Новосёлова. - М., 2004. - 190 с.
18. Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально- нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. - С.35.