ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ОБ ОТЦОВСТВЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Анализ категории «социальное представление» личности в рамках отечественной и зарубежной психологии
1.2 Отцовство как социально-психологический феномен
1.3 Специфика психологических методов изучения представлений личности об отцовстве
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦОВСТВЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Характеристика выборки, методов и организации исследования
2.2 Описание и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается актуальная проблема исследования социального восприятия отцовства среди молодых мужчин. Интерес современных исследований к изучению проблем отцовства объясняется недостаточной проработкой данной проблемы по сравнению со степенью изученности сферы материнства.
В начале 20 века Фрейд сосредоточил свои исследования на отцовской фигуре, определив ее как ключевую и отводя ей важную роль в воспитании и психическом развитии личности ребенка. На сегодняшний день большинство исследователей феномена «отцовства» (Д. Берлингхайм, Ю. В. Борисенко, О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова и др.) сходятся во мнении, что роль отца является доминирующей в формировании и последующем становлении личности ребенка. Ученые Р.В. Овчарова и А.А. Лукина отмечают необходимость формирования представлений об отцовской роли в современном обществе по трехуровневой системе: общество – семья – личность, где уровень общества, содержит влияние общественных факторов на идею отцовской роли, уровень семьи - определяет вектор развития и личностного роста ребенка. Личностный уровень определяет эмоциональные, мотивационные и познавательные аспекты поведения ребенка. Следует также отметить, что идея отца влияет на то, как будут строиться отношения с противоположным полом. Все это указывает на необходимость изучения «отцовства» как самостоятельного явления. В настоящее время в большинстве семей происходит перераспределение ролей, связанное с изменением роли мужчин и женщин в производственных отношениях, социализацией, профессиональной и личной реализацией и, как следствие, нарушением гендерной идентичности. В семьях подрастающего поколения формируется искаженное представление об отце.
Многие авторы говорят о нынешнем «кризисе отцовства» в современном обществе, проявляющемся в ослаблении и неэффективности роли и функций отца в семье.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования: актуальность исследования определяется недостаточной исследованностью тематики социальных представлений об отцовстве в юношеском возрасте. Проблемы родительства отражают кризисное состояние современной семьи. Увеличение числа разводов и неполных семей, малодетность семьи, и, как следствие, изменение роли отца, а также, с одной стороны, утрата значимости отцовства как такового, нереализованность собственного отцовства, с другой стороны, появление новых ценностей и новых возможностей для личностной реализации в выполнении отцовской роли – это неполный круг проблем, требующий внимания психологов и исследователей.
Цель исследования: изучить социальные представления об отцовстве в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «социальное представление» личности;
2. Провести теоретический анализ проблемы изучения социальных представлений личности в контексте отечественной и зарубежной психологии;
3. Обосновать целесообразность использования в изучении социальных представлений об отцовстве.
4. Раскрыть содержание установок по отношению к отцовской фигуре в юношеском возрасте;
5. Описать и проинтерпретировать содержание представлений об отцовстве: структуру, значение, формы.
Объект исследования: социальные представления личности.
Предмет исследования: содержание социальных представлений личности об отцовстве в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: у современных личностей юношеского возраста социальные представления об отцовстве находятся на достаточно высосом уровне.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ОБ ОТЦОВСТВЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Анализ категории «социальное представление» личности в рамках отечественной и зарубежной психологии
Социальные представления– это когнитивное образование человека, связанное с множеством психических функций и явлений, таких как память, убеждения, идеологии и верования. Большинство из них еще не до конца изучены и, скорее всего, не могут быть изучены в принципе, что определенно усложняет ментальные процессы [4, с. 28].
Корни понятия социальных репрезентаций лежат в идеях Э. Дюркгейма и Л. Леви-Бруля, которые первоначально использовали понятие «коллективные репрезентации». Э. Дюркгейм писала: «Социальная жизнь полностью состоит из репрезентаций». Они создают социальное сознание, которое полностью отличается от личного сознания, хотя носителями этих представлений являются только индивидуумы. Дюркгейм объяснил разницу между общественным и индивидуальным сознанием тем, что эти сознания формируются из разных элементов. Он считал коллективные понятия главным компонентом общественного сознания. Они выражают то, как члены группы думают о себе, о своей связи с миром. Коллективные представления находятся в сознании каждого из нас, доминируя над нами изнутри. В этом они отличаются от верований и обычаев, которые влияют на нас извне. Дюркгейм считал, что возникновение коллективных понятий, настроений, взглядов, ценностей – это не состояние индивидуального сознания, а состояние социальной жизни и взаимодействия между людьми, что социальная психология должна изучать, как понятия сливаются воедино, притягивая или исключая друг друга, имея сходства или различия.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проведен теоретический анализ проблемы изучения социальных репрезентаций личности в контексте отечественной и зарубежной психологии. Выявлено, что корни этого понятия заложены в идеях Э. Дюркгейма и Л. Леви-Бруля, которые изначально использовали понятие «коллективные репрезентации». Идея Дюркгейма была доработана французским философом и социологом Люсьеном Леви-Брулем. Позднее теорию социальных репрезентаций разработал Сергей Москович. Именно он предложил термин «социальные представления» вместо «коллективные представления». Рассматривалась также интерпретация этого понятия различными авторами. Таким образом, социальные понятия имеют достаточно сложную структуру, которая объединяет образ и его значение для человека.
Рассмотрено понятие отцовства как социально-психологическое явление. На сегодняшний день существует множество интерпретаций феномена отцовства. Часто употребляемым значением термина "отцовство" является официальный факт происхождения ребенка от данного человека, факт, зафиксированный в государственном документе. Анализ энциклопедической и психолого-педагогической литературы позволяет выявить различные аспекты понимания термина «отцовство»: факт происхождения ребенка от данного мужчины; социальный институт, регулирующий функции, права и обязанности отца; аспект или компонент мужской идентичности; соответствующие отцовские практики и связанные с ними чувства и переживания. Возможности отцовского воспитания весьма обширны, однако из-за сложной социальной ситуации и недостаточной исследовательской поддержки этот педагогический потенциал реализуется недостаточно.
Изучены особенности психологических методов изучения личного восприятия отцовства.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦОВСТВЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Характеристика выборки, методов и организации исследования
Целью исследования является изучить социальные представления об отцовстве в юношеском возрасте. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на исследование социальных представлений об отцовстве в юношеском возрасте. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка исследования: в эмпирическом исследовании принимали участие личности юношеского возраста в количестве 32 человека. Все испытуемые были мужского пола. Возраст испытуемых от 17 до 23 лет.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие методы: метод ассоциативный эксперимент, полуструктурированное интервью.
Опросник «Сознательное родительство».
Назначение методики: выявление осознанности всех компонентов родительства: родительских позиций, родительских чувств, родительской ответственности, родительских установок и ожиданий, семейных ценностей, стиля семейного воспитания, родительского отношения.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Наиболее осознанными компонентами родительства у мужчин являются: семейные ценности, родительская ответственность, родительские установки и ожидания; наименее осознанными – стиль семейного воспитания, родительские чувства. Полученные результаты свидетельствуют о том, что мужчины осознают значимость семейных ценностей, осознают свою ответственность за родительство перед обществом и своей совестью, имеют осознанные установки на цели и средства деятельности в области родительства и ожидания относительно распределения родительских ролей. Мужчины имеют некоторые представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, а также реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. При этом, мужчины не осознают стиль воспитания ребенка и не имеют четких представлений о чувствах, которые должны испытывать к ребенку.
Самой значимой оказалась категория «уход за ребенком / забота», частота встречаемости которой составила 26%. Категория «отношения с женой» среди опрошенных молодых людей заняла тоже не последнее место (12%). Она была представлена в тех случаях, когда респонденты упоминали о помощи отца матери. Последнее место заняла категория «хозяйственность» (6% высказываний). Таким образом, осуществив эмпирическое исследование в данной работе. Можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась, которая заключалась в следующем: у современных личностей юношеского возраста социальные представления об отцовстве находятся на достаточно высоком уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе проведен теоретический анализ проблемы изучения социальных представлений личности в контексте отечественной и зарубежной психологии. Было выявлено, что корни концепции содержатся в идеях Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, которые первоначально использовали понятие «коллективные представления». Продолжал развивать идею Дюркгейма французский философ и социолог Люсьен Леви-Брюль. Позже разработкой теории социальных представлений занялся Серж Московичи. Именно он предложил термин «социальные представления» вместо термина «коллективные представления». Также рассмотрена трактовка данного понятия различными авторами. Социальные представления имеют достаточно сложную структуру, которая объединяет образ и его смысл для личности.
Рассмотрено понятие отцовство как социально-психологический феномен. На сегодняшний день существует множество трактовок феномена отцовства. Общеупотребительным значением термина «отцовство» является официальный факт происхождения ребенка от данного мужчины, факт, зафиксированный в государственном документе. Анализ энциклопедической и психологопедагогической литературы позволяет выявить различные аспекты понимания термина «отцовство»: факт происхождения ребенка от данного мужчины; социальный институт, регулирующий функции, права и обязанности отца; аспект или компонент мужской идентичности; соответствующие отцовские практики и связанные с ними чувства и переживания. Возможности отцовского воспитания весьма обширны, но из-за сложной социальной обстановки и при недостаточной научно-исследовательской поддержке этот потенциал педагогики остается не реализованным в достаточной мере.
Рассмотрев особенности двух основных подходов к изучению социальных представлений, очевидно, что за пятьдесят лет, прошедшие с тех пор, когда в свет вышла основополагающая работа С. Московиси «Психоанализ: его образ и публика», сама теория обогатилась не только новыми идеями, но и методологическими и методическими приемами анализа представлений.
1 Акиньшина, Н. В. Особенности представлений об отцовстве у молодых отцов / Н. В. Акиньшина // Статья в электронном журнале Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2011. – № 12. – С.107
2 Архиреева, Т. В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку / Т. В. Акиньшина, Е. В. Полевая // Семейная психология и семейная терапия. – 2006. – №1. – С. 75–89.
3 Варга, А. Системная семейная психотерапия / А. Варга // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000. – №2. – 214 с.
4 Витакер, К. Брак и семья / К. Витакер // Семейная психология и семейная терапия. – 2008. – № 3. – С. 37.
5 Евсеенкова, Ю. В. Отцовство как структурнодинамический феномен / ю. В. Евсеенкова, А. Г. Портнова// Сибирская психология сегодня. – Кемерово, 2003. – С. 56.
6 Клецина, И. С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности / И. С. Клецина // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. – 2009. – № 3 (52). – С. 39.
7 Кон, И. С. Родительство как социокультурный феномен / И. С. Кон // Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). Гл. V. Этнография родительства. – М., 2008. – 177 с.
8 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 2005. – 304 с.
9 Литвинова, А. В. Зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве / А. В. Литвинова, Н. Г. Большакова // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 2 / под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005. – С. 318-322.
10 Лэм, М. Концептуализация и измерение отцовской вовлеченности / М. Лэм. – Сборник, 2004. – 235 с.
11 Малько, Р. Т. Отцовство в меняющихся социокультурных условиях / Р. Т. Малько // Психология родительства и семейного воспитания: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. – Курган, 2014. – 119 с.
12 Мерзлякова, С. В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте / С. В. Мерзлякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. – С. 97˗108.
13 Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р. В. Овчарова. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
14 Осинская, С. А. Психологические особенности образа отца у лиц с различной степенью созависимости / С. А. Осинская // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 84-88.
15 Павлов, И. В. Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы / И. В. Павлов. – Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» – 2008. – № 4. – С. 78-95.
16 Портнова, А. Г. Отцовство как фактор развития личности / А. Г. Портнова, Ю. В. Борисенко // Развитие личности. – 2006. – № 6. – С. 27.
17 Рахманова, В. К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу / В. К. Рахманова. // Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. – С. 39.
18 Руденко, А. В. Экспериментальное исследование динамики представлений юношей об отцовстве / А. В. Руденко // Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции (3-4 февраля 2004 г.) / Уральский гуманитарный институт. – Екатеринбург, 2004. – 223 с.
19 Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. – М. : ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, – Том 2. 2010. – 345 с.
20 Хесс, Д. Отцовство: невидимое связующее звено между человеком и гражданским обществом / Д. Хесс. – М., 2003. – 158 с.