ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Роль дидактической игры в коррекционно-образовательном процессе
1.2 Виды дидактических игр, применяемых на уроках «Человек и мир»
1.3 Содержание программы учебного предмета «Человек и мир» в 1 классе
1.4 Психологическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и их отличие от сверстников с нормальным уровнем развития речи
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Методика применения дидактических игр
2.2 Руководство дидактическими играми
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. В дидактической игре можно выделить две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Цели взаимосвязаны, дополняют друг друга и обеспечивают усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не сумел достичь игровой цели. Ребенку, с целью для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия необходимы многократные повторения. Педагог, используя дидактические игры позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале и при этом сохранить эмоционально-положительное отношение к заданию.
Как итог, особая роль дидактической игры в обучающем процессе заключается в том, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. [4]
Цель курсовой работы: разработать картотеку дидактических игр по учебному предмету «Человек и мир» для детей с ТНР в первом классе на основании требований «Программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с ТНР».
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть роль дидактической игры в коррекционно-образовательном процессе;
2. Выделить виды дидактических игр, применяемых на уроках «Человек и мир»;
3. Изучить и раскрыть содержание программы учебного предмета «Человек и мир» в 1 классе;
4. Описать методику применения и методы руководства дидактическими играми.
В курсовой работе были использованы такие методы, как анализ литературы и научных источников по теме исследования, изучение и обобщение опыта.
Результаты курсовой работы могут быть использованы учителями специальных школ, учителями-дефектологами, студентами.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Роль дидактической игры в коррекционно-образовательном процессе
Результативным средством для развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоциональный отклик, вызывает позитивное отношение к выполняемой работе, повышает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал воспроизвести различными способами.
Колоссальное значение введению игры в учебную деятельность придавали выдающиеся педагоги. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [28, с. 15].
В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, творчества, фантазии, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью [27, с. 17].
Известный педагог С.Т. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы. Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления». Говоря об активизации процесса обучения, С.Т. Шацкий рекомендовал не давать готовые знания, а развивать склонность детей к самостоятельному исследованию, к проявлению себя в труде, игре [25, с. 81].
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. В школьном возрасте, говорил он, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде [5, с. 77].
Выводы по первой главе
Дидактическая игра является необходимым звеном в коррекционно-образовательном процессе, средством наиболее органичного и успешного воздействия на детей младшего школьного возраста для решения поставленных задач, а также способствует достижению цели изучения предмета «Человек и мир». Так, основываясь на знаниях о значении и роли игры в жизни первоклассника, педагог будет осознанно включать такой компонент в ход урока, как дидактическая игра. Опираясь на содержание программы и используя классификацию игр, он сможет выбрать либо создать собственную игру по определенной, необходимой ему теме. Все это включают в себя теоретические основы использования дидактической игры.
На уроках предмета «Человек и мир» в первом классе применяются следующие дидактические игры: игры с предметами, настольные (настольно-печатные) игры и словесные (вербальные) игры. Игры с предметами предполагают использование различных натуральных объектов природы, муляжей, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Настольные (настольно-печатные) игры предусмотрены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной деятельности. Словесные (вербальные) игры построены на словах и действиях играющих.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Методика применения дидактических игр
Познавательные (дидактические) игры – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – поощрение познавательного интереса и за счет этого более активное усвоение знаний, хотя на практике это не всегда приводит к успеху [11, с. 8].
В древних дидактических системах ранее уже применялся метод познавательных игр. Эффективность его различными педагогами оценивается от весьма низкой до высокой. Плохо продуманная и выполненная игра - это бесполезная трата времени и сил.
Следует выделять основные требования, которые должны соблюдать учителя при планировании и проведении дидактических игр:
1) игра должна органически следовать из логики коррекционно-образовательного процесса, а не быть к нему искусственно привязанной;
2) иметь привлекательное, запоминающееся название; содержать действительно игровые элементы;
3) иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;
4) содержать считалки, рифмы, стихи, которые лучше и легче запоминаются в хоровом исполнении.
Организация подготовки к проведению игры включает в себя репетицию своих движений, поз, слов: они будут интересными, неожиданными. Игра не удалась, если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия [10, с. 17].
Принципиальные положения, с учетом которых должна быть построена работа при использовании дидактических игр:
1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. На основе учета актуальных потребностей ребенка, уровня его развития и познавательных потребностей были определены условия для стимуляции и расширения обнаруженных интересов детей. Решение задач по расширению и закреплению знаний об окружающей действительности можно рассматривать как стимулятор познавательной активности детей, проявляющейся в различных формах, в том числе в форме вопросов.
Выводы по второй главе
Особенности познавательной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи требуют более тщательного выбора средств и методов обучения. В данном случае применение дидактических игр оказывается одним из наиболее доступных и эффективных методов на начальном этапе обучения учебному предмету «Человек и мир» детей изучаемой категории. Особое значение имеет дидактическая игра. В ней развиваются произвольное внимание и память, мышление, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
К основным принципам проведения дидактических игр относятся принцип эмоциональной комфортности, активности, открытости, принцип спирали и постепенного усложнения материала, принцип индивидуального подхода. Методика проведения дидактической игры с учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи включает следующие элементы: подготовка необходимого оборудования, доступное изложение игры и ее правил, распределение ролей между учащимися, изложение перед детьми познавательной задачи. Использование учителем разнообразных форм и методов обучения, позволяют повысить уровень познавательной активности. В начальной школе, это конечно использование игровых моментов на уроке, включения интересного занимательного материала и использование дидактических игр. В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактические игры являются необходимым инструментом педагога для организации коррекционно-образовательного процесса детей первого класса с тяжелыми нарушениями речи.
Целью курсовой работы было: разработать картотеку дидактических игр по учебному предмету «Человек и мир» для детей с ТНР в первом классе на основании требований «Программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с ТНР».
В соответствии с поставленными задачами была раскрыта роль дидактической игры в коррекционно-образовательном процессе. Дидактическая игра решает задачи с двух сторон. Со стороны педагога это возможность разнообразить и вызвать интерес к образовательной деятельности и таким образом развивать психические процессы детей, расширять их кругозор, обучить действовать по правилам. Со стороны ребенка решается игровая задача – закрывается потребность в игре.
Раскрыта классификация дидактических игр, в которой выделяются три большие группы: игры с предметами, настольные и словесные игры. Каждый вид игр имеет место быть использованным на уроках «Человек и мир».
Содержание программы учебного предмета «Человек и мир» в 1 классе включает в себя три раздела: 1) Природа. Человек. Здоровье. 2) Человек. Общество. Здоровье. 3) Создавай себя сам.
На основе классификации и содержания программы была составлена картотека дидактических игр, которая и является целью курсовой работы.
Во второй части курсовой работы описаны требования, которые должны соблюдать учителя при планировании и проведении дидактических игр. Указаны и расписаны 5 принципиальных положений организации дидактических игр: ориентация на зону ближайшего развития ребенка; принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации; включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым; принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности; принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.
Руководство игрой характеризуется тремя этапами: подбор игры, ее проведение и анализ.
Подводя итоги можно говорить о том, что поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута.
1. Авдеева, Г.Н. Нарушения общения и школьная дезадаптация / Г.Н. Авдеева, Н.С. Жукова // Вестник Московского университета. – 2001. – № 3. – С. 38-52.
2. Баль, Н.Н. Современные подходы к определению содержания и методики коррекционных занятий с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – №3. – С.43-47.
3. Башинская, Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии): пособие для учителей -дефектологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.В. Башинская, Т.В. Пятница. – Мозырь : Белый ветер, 2013. – 122 с.
4. Белякова, Л.И. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2007. - №4. – С.3-9.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: «Союз», 2004. – 314 с.
6. Грищенкова, О.В. Использование интерактивных методов обучения в работе с детьми с ТНР / О.В. Грищенкова // Современные подходы к подготовке учителя в высшей школе: Материалы Междунар. начно-практич. конференции; 6 – 7 апреля 2006 г., г. Мозырь. – Мозырь: УОМГПУ, 2006. – С. 129 – 132.
7. Дудко, Я.О. Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи / Я. О. Дудко, Е. А. Осетинская // Специальное образование. – 2016. – №1. – С. 50-51.
8. Зайцева, Л.А. Современная классификация и диагностика речевых нарушений: дискуссионные и нерешённые проблемы / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев // Спецыяльная адукацыя. - 2009. - №1. – С.38-41.
9. Зайцева, Л.А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л.А. Зайцева // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – №1. – С.42-48.
10. Иванова, В.В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста / В.В. Иванова // Образование и воспитание. – 2018. – № 4. – С. 17-19.
11. Карпова, Е.В. Дидактические игры / Е.В. Карпова. – Ярославль : Академия развития, 2017. – 240с.
12. Ладутько, Л.К. Ребенок познает мир природы / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: УП "Технопринт", 2005. – 90 с.
13. Лифанова, Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации / Т.М. Лифанова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 32 с.
14. Мастюкова, Е.М. Общая характеристика процесса общения у детей с тяжёлой речевой патологией / Е.М. Мастюкова, А.Г. Ипполитова. – М. : Изд-во МГУ, 2012. – 162 с.
15. Миноченкова, И.Ю. Алалия. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы // Молодой ученый. – 2016. – №9. С. 28-32.
16. Мишечкина, Н.А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н.А. Мишечкина // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 201-204.
17. Молодова, А.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие /А.П. Молодова. – Минск: Амалфея, 1995. – 88 с.
18. Образовательный стандарт «Специальное образование (основные нормативы и требования)». – Минск, 2010.
19. Овчинникова, В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Начальная школа. – 2010. – №9. – С.19–24.
20. Петрикевич, А.А. Веселые игры по ознакомлению с природой: учеб. нагляд. пособие для педагогов / А.А. Петрикевич. – Минск: Жасскон, 2012. – 40 с.
21. Петрикевич, А.А. Экологическая мозаика / А.А. Петрикевич. – Минск: Жасскон, 2012. – 40 с.
22. Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н.В. Пономарева // Начальная школа. – 2009. – №11. – С.3–7.
23. Раек, В.Г. Нарушения общения у детей с речевой патологией / КВ.Г. Раек. – М. : Медицина, 2003. – 188 с.
24. Сборник программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. 1 – 5 классы. – Минск : НИО, 2008.
25. Специальная психология / Сост. Е.С. Слепович [и др.]. – Минск : БГПУ, 2005. – 95 с.
26. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 256 с.
27. Теория и методика развития речи: курс лекций / авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. – Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2015. - 88 с.
28. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др].; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск : БГПУ, 2009. – 235 с.
29. Холодилова, Е.М. Развитие коммуникативных умений у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи / Е.М. Холодилова, С.В.Зотова // Специальное образование. – 2015. – №1. – С.282-286.
30. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.