ГЛАВА 1 НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «общественная активность учащихся»
1.2 Формирование и развитие социальной активности школьников в образовательной среде
1.3 Особенности общественной активности учащихся старших классов
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «общественная активность учащихся»
Перед тем, как дать определение понятию «общественной активности учащихся», нужно понять, что значит общественная или социальная активность в широком смысле. Понятие «социальная активность» разрабатывалось с точки зрения различных научных направлений и в рамках различных подходов. На современном этапе данное понятие рассматривается исследователями с нескольких позиций: как свойство человека, как качество личности, как часть воспитания, как процесс проявления воли и свободы личности.
Общественная активность всегда находилась в центре внимания философов, психологов, педагогов, социологов. Мысли и идеи, связанные с социальной активностью личности воплотились в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, А. Гуддинса, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Наторпа, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.
Впервые на развитие общественной активности у детей обратил внимание русский психолог, педагог и философ В.В. Зеньковский, исследующий социальное воспитание личности. Он отмечает, что общественная активность заключается в воспитании духа солидарности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в способности отстраниться от личностного и эгоистичного. Исследователь отмечает, что для развития социальной активности у детей важным фактором должно стать развитие психологической склонности ребенка к активности, а не только навыка социального взаимодействия [6, с. 231].
1.2 Формирование и развитие социальной активности школьников в образовательной среде
Формирование активной общественной позиции начинается в период обучения в школе. Этот период является наиболее благоприятным как в плане существования в учебном учреждении организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий, которые в своей взаимосвязи и совокупности формируют педагогически благоприятную среду, так и с точки зрения возрастной динамики социального развития и становления личности. В процессе учебной деятельности школьник ощущает себя более взрослым, стремится отвечать требованиям своего окружения, участвовать во «взрослых» видах деятельности. Учащиеся стремятся выполнять различные поручения, связанные с общественно полезной деятельностью. В этот период формированию общественной активности также способствует присущее учащимся стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников [15, с. 113].
1.3 Особенности общественной активности учащихся старших классов
Как отмечалось ранее, каждый возрастной этап общественной активности формируется по принципу нарастания, соразмерно опыту, знаниям и объему социальных обязанностей учащихся на каждой ступени развития социальной активности. Так, учитель русского языка и литературы Е.В. Шабанова в своей работе «Формирование социально активной личности подростка» отмечает, что «на современном этапе общество кардинально преобразуется и требует от школы высокой организации внеклассной деятельности, представляющей научно обоснованную целостную систему, направленную на формирование и развитие социальной активности учащихся. Для разработки такой системы существует масса передовых инновационных методов и средств обучения и воспитания, которые должен взять на вооружение каждый педагог» [20].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Общественная активность подростков определяется как интегральное качество личности, обеспечивающее осознанное деятельное отношение к миру, направленное на позитивное преобразование социальной действительности посредством удовлетворения личностных и социально значимых потребностей в субъект-субъектном взаимодействии между собой и со взрослыми.
Формирование общественной активности старших школьников рассматривается как процесс целенаправленного педагогического воздействия, целью которого является развитие социальной активности как интегрального качества личности, на которое оказывает влияние совокупность факторов среды ее жизнедеятельности.
Общественная активность – это чрезвычайно важная составляющая жизни учащихся старших классов. Она преобразует общественную среду, формирует социальные качества личности, способствует саморазвитию человека. Пути, по которым проходит воспитание социальной активности подростка, совсем не просты. Они требуют от школьника достижения определенных этапов, которые способствуют все большему становлению воспитанника как сформированной активной личности, знающей свои желания, потребности и возможности, а также нацеленной на саморазвитие.
1. Андромонова, И. М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики / И. М. Андромонова. – Казань, 1999. – 187 с.
2. Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: учебное пособие / В. Ф. Бехтерев.– Красноярск:Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. –140с.
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Международная педагогическая академия, 2007. – 212 с.
4. Дамаданова, Х.. Социальная активность у младших школьников / Дамаднова Х.Д. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики.– 2011. – №3. – С.10-15.
5. Жуковская, Р.И. Педагогические условия формирования воспитания интереса к игре / Р. И. Жуковская. – М.: Дрофа, 1966. – 342 с.
6. Зеньковский, В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – М.: ИЦ «Академия», 1995. – 347 с.
7. Иванов, А. В. Методика формирования социальной активности учащегося [Текст] : учебное пособие / А. В. Иванов, И. Ю. Севалкин. – Мытищи : Изд-во УПЦ «Талант», 2012. – 350.
8. Колосовский, А.В. Мотивация учения у детей младшего школьного возраста/ Колосовский А.В. // Психология.ру.– 2010. – №8 – С. 8-12.
9. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2011.– № 3. – С.11-21.
10. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А. К. Маркова.– М.: Просвещение, 1983. –295 с.
11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 1999. – 580с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2009. –313 с.
13. Петровский, А.В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2002. – 312 с.
14. Савин, Н.В. Педагогика / Н. В. Савин. – М.: Просвещение, 1978. – 268 с.
15. Соколова, Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности / Э. Соколова //Народное образование. – 2002. – № 2. – С. 111-124.
16. Социология. Словарь;сост. Т. Е. Зерчанинова. – Екатеринбург :УрАГС,2006. – 64 с.
17. Франкл, В. А. Гуманистическая психология / В. А. Франкл.– М.: Просвещение, 1988. – 248 с.
18. Харламов, И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М. :Гардарики, 1999. – 345 с.
19. Человек и общество. Культурология: учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Альфа-М,2003.–544 с.
20. Шабанова, Е.В. Из опыта работы классного руководителя «Формирование социально активной личности подростка» [Электронный ресурс]– Режим доступа:http://открытыйурок.рф/статьи/588772/. Дата доступа: