ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что феномен предпринимательства, вызванный к жизни рыночными отношениями, постепенно становится неотъемлемым признаком нашей жизни, а фигура предпринимателя в различных ее аспектах привлекает все большее внимание исследователей.
В последние годы отмечается значительный рост исследовательского интереса к предпринимательству, деятельности предпринимателя и его личности. Психологические особенности предпринимательства исследуются О.С. Дейнекой, Е.Н. Емельяновым, О.В. Корнейко, С.Е. Поварницыной, В.П. Позняковым, С.В. Тихомировой и др. Критерии успешности предпринимателя анализируются Л.В. Кашириной, С.К. Рощиным, А.Н. Семеновой и др.
К предпринимателям, в самом общем виде, в настоящее время относят представителей большой профессиональной группы, которые являются собственниками и выполняющих разнообразные виды деятельности, ориентированные на получение максимальной прибыли. Несмотря на достаточное разнообразие ее характеристик, к общим моментам, характеризующим предпринимательскую деятельность, относят: инновационный характер этой деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации. Специфичным для предпринимательской деятельности является то, что ее субъект исходит из наличных ресурсов и из предполагаемых возможностей их развития с целью получения прибыли.
Однако, эмпирических исследований, посвященных социально-психологическому анализу личности предпринимателей, крайне мало.
Теоретические основы исследования
1. Проблема мотивации в психологии
1.1. Мотивы и мотивация
Проблема мотивации является одной из важнейших и фундаментальных проблем в психологической науке. Исследованием мотивации занимались известные отечественные психологи (В.Г. Асеев, В. Вилюнас, Т.О. Гордеева, С.С. Занюк, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и зарубежные авторы (А. Маслоу, Г. Мюррей, Г. Олпорт, Б. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен).
Мотив является стержнем личности, побудительной причиной человеческого поведения и деятельности [12, с. 119].
Мотив является продуктом проникновения интеллектуального образования (образа предмета) в потребность (аффект), пристрастно-познавательным образованием, сочетающим в себе признаки интеллекта и аффекта, полагает В.К. Вилюнас [5, с. 45].
Иначе говоря, мотив – это пристрастно отражаемый предмет, предмет пристрастно-эмоционального отношения, что позволяет развивать представления о его взаимодействии с другими «единицами пристрастности» и различными составляющими опыта.
Мотив есть стержень личности, побудительная причина человеческого поведения и деятельности, включающая социально-психологические, нравственно-этические, социально-экономические аспекты поведения и деятельности и все то, в чем воплотилась потребность [11, с. 119].
В настоящее время в отечественной литературе сложились походы, которые понимают мотив как:
– побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
2. Проблема риска и рискованного поведения
В отечественной науке проблемой рискованного поведения занимались А.П. Альгин, А.А. Бунас, П.В. Дик, Ю. Козелецкий, Т.В. Корнилова, В.В. Кочетков, Г.Н. Солнцева, В.В. Черкасова и др. В психологии рискованное поведение традиционно принято рассматривать в качестве неотъемлемого атрибута жизнедеятельности человека, который сопровождает процессы достижения цели.
Риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Исследователь А.В. Колпаков понимает риск как опасность, действие наудачу, что требует от индивида смелости и надежды на удачный исход, а также обоснования, математического расчета степени риска [21, с. 32]. Автор понимает понятие «риск» как опасное условие, при котором выполняется действие, или как действие, которое совершается в условиях неопределенности с вероятностным характером.
В субъективной концепции В.В. Черкасовой риск всегда связан с такими аспектами как воля и разум индивида, представляя собой набор варианта поведения с учетом угрозы возможных последствий [4, 11].
Основными признаками риска являются: неопределенность, альтернативность, а также прогностическая оценка результата. Рискованное поведение характеризуется следующими особенностями: неопределенностью результата активности личности; привлекательностью цели; субъективностью в оценке ситуации риска; воздействием на ценностные ориентации жизненного мира [1, с. 3].
Рискованное поведение условно подразделяют на две группы: рискованное поведение – это 1) поведение с неизвестным результатом (но которое потенциально желательно); 2) поведение, которое с высокой вероятностью приводит к ухудшению собственного здоровья.
Различные виды рискованного поведения имеют значительные отличия друг от друга по следующим критериям:
3. Психологические особенности профессиональной деятельности индивидуальных предпринимателей
Существует универсальная модель структуры любой профессиональной деятельности, включающая в себя три компонента: постановка профессиональных целей и задач; выбор средств и способов решения задач; анализ и оценка деятельности.
По мнению З.Г. Хановой, в качестве центрального понятия профессиональной деятельности выступает система действий специалиста, которая обусловлена его личностными характеристиками, личностно-профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью [28, с. 343]. Деятельность индивидуального предпринимателя в современных условиях осуществляется в социально-экономическом пространстве, которое характеризуется ситуационной неопределенностью и нестабильностью. Социальным фоном предпринимательской деятельности выступает негативное отношение к личному успеху в культуре.
Индивидуальный предприниматель постоянно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя другим хозяйствующим субъектам, претендующим на его успех и ресурсы. Особенностью поведения предпринимателя является функционирование в условиях ситуационных лимитов, ограничивающих его жизненное пространство. Специфика профессиональных задач, заключающаяся в их высокой ситуативной вариативности, не позволяет типизировать и технологизировать варианты их решения. В этих условиях предприниматель вынужден проявлять активность, направленную на творческое преобразование ситуации и динамизирующую личностное развитие [28, с. 344].
Детерминантами успешности предпринимательской деятельности являются: преобладание мотивации достижения успеха; самостоятельность и ответственность; адекватная самооценка, способности анализировать
Выводы
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Мотивация представляет собой совокупность психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В сложный мотивационный процесс включены потребности, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представления человека о себе, своих физических и психических возможностях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание о среде и прогноз ее изменений, ожидаемые последствия и т.п. Мотивация есть особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение. Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности.
2. Под мотивацией достижения понимается мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированная на достижение определенного результата, к которому применяется критерий успешности. Мотивация достижения бывает двух видов: мотивация к успеху и мотивацию к избеганию неудач. Мотивация достижения успеха представляет собой стремление к высоким результатам в деятельности. Мотив избегания неудачи – потребность человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи.
3. Отечественными психологами рискованное поведение понимается как поведение с неизвестным результатом, а также поведение, с высокой вероятностью приводящее к риску ухудшения, обусловленное личностными и социальными факторами. В зарубежной литературе рискованное поведение принято рассматривать как следствие таких факторов, как неадекватность оценки риска, недооценки серьезности последствий рискованного поведения, а также личностных особенностей (невротизм, импульсивность, стремление к успеху, склонность к
1. Авдулова, Т.П. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? / Т.П. Авдулова // Клиническая и специальная психология. – 2013. – № 3. – С. 3-4.
2. Альгин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. – М.: Академия, 1989. – 358 с.
3. Бильчак, Е.В. Развитие мотивационных принципов предпринимательства / Е.В. Бильчак, Л.В. Пурыжова // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2009. – № 3. – С. 75-83.
4. Бунас, А.А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности / А.А. Бунас // Психология: проблемы практического применения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). – Чита, 2013. – С. 10–16.
5. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы развития мотивации: автореф. дис… доктора психол. наук: 19.00.05 / В.К. Вилюнас. – М., 1990. – 17 с.
6. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
7. Дементий, Л.И. Ценности как детерминанта реализации карьерных ориентаций у предпринимателей / Л.И. Дементий, А.В. Жарикова // Вестник Омского ун-та. – 2008. – № 1. – С. 8-14.
8. Емельянов, Е.Н. Психология бизнеса / Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницына. – М.: АРМАДА, 1998. – 511 с.
9. Журавлева, Н.А. Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе / Н.А. Журавлева // Вестник РУДН. – 2008. – № 2. – С. 46-49.
10. Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
11. Зобнина, Л.Я. Исследование мотивации достижения / Л.Я. Зобнина // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 2. – С. 117-122.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.
13. Ильин, Е.П. Психология риска / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 267 с.
14. Корнейко, О.В. Ценностные ориентации современного предпринимательства в России / О.В. Корнейко // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 5, Т. 10. – С. 169-183.
15. Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. – М.: Академия, 1997. – 310 с.
16. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Маккелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
18. Мирсаетова, А.А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект / А.А. Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 56-59.
19. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 513 с.
20. Пакулина, С.А. Методика диагностики мотивации достижения успехов студентов в вузе / С.А. Пакулина // Психология обучения. – 2009. – № 1. – С. 102–113.
21. Панфилова, Э.А. Понятие риска: многообразие подходов и определений / Э.А. Панфилова // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 4. – С. 30–34.
22. Попова, Н.В. Мотивационно-ценностные характеристики личности в малом, среднем и крупном бизнесе / Н.В. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 195-199.
23. Реан, А.А. Психология достижения личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 426 с.
24. Самаль, Е.В. Особенности профессиональной самоактуализации и профессиональной деятельности современного предпринимателя / Е.В .Самаль, Н.О. Алмазова // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2014. – № 2. – С. 96-102.
25. Семенова, А.Н. Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13 / А.Н. Семенова. – Тамбов, 2004. – 24 с.
26. Солнцева, Г.О психологическом содержании понятия риск / Г.О. Солнцева // Вестник МГУ. – 1999. – № 2. – С. 2–4.
27. Ханова З.Г. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии: монография / З.Г. Ханова. – Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2011. – 260 с.
28. Ханова, З.Г. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения предпринимателей / З.Г. Ханова // Вестник Университета. – 2014. – № 17. – С. 341-346.
29. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.
30. Хэлворсон, Х.Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания / Х. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
31. Шейнин, Э.Я. Предпринимательство и бизнес / Э.Я. Шейнин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.
32. Atkinson, J. Theory of Achievement Motivation / J. Atkinson, H.A. Feather. – N.Y., 1966. – 215 p.