ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций выпускников
2.1 Организация и методы исследования
Всего в исследовании приняли участие 120 человек: 60 выпускников (30 мальчиков и 30 девочек) одной из средних школ и 60 выпускников (30 мальчиков и 30 девочек) – одного из лицея г. Гродно.
Цель эмпирического исследования: сравнить ценностные ориентации выпускников средней школы и выпускников лицея.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации выпускников лицея отличаются от ценностных ориентаций выпускников школы.
Для проведения исследования ценностных ориентаций выпускников были подобраны следующие методики:
1. «Ценностный опросник» Ш. Шварца
2. Ценностные ориентации М. Рокича.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе был осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, был осуществлен сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, проведен подбор методик, определена последовательность исследования, выдвинута гипотеза.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций выпускников. Были собраны эмпирические данные, осуществлена систематизация полученных результатов.
На третьем этапе был произведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов с использованием статистических методов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций
Для выявления ценностных ориентаций у выпускников была использована методика «Ценностный опросник» Ш. Шварца. Методика дает количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов (на уровне убеждений) и на уровне индивидуальных приоритетов (на уровне поведения).
Обработка результатов проводилась путем соотнесения ответов каждого испытуемого с соответствующим ключом. Так, в результате обработки полученных данных 120 испытуемых получились средние значения на каждом из уровней по каждому из типов ценностей. Величина среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости типа ценностей для испытуемого. Каждому типу ценностей были присвоены ранги. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в группе испытуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости.
Результаты первичной обработки данных представлены в таблице 1.