ВВЕДЕНИЕ
Студенческая молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций, чаще всего оказывается наиболее уязвимой с социальной точки зрения. Сегодня стало нередким явлением обучения в вузах представителей самых разнообразных этнических групп, которые взаимодействуют со студентами нашей страны, образуя контакт различных систем мировосприятия и мировоззрения. В частности, в результате этих контактов у многих студентов формируются и закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь. Юношеский возраст, охватывающий период 17-22 года, является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочнения и закрепления [9].
Формирующееся в период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире и укрепляет его место в нем. Студенческий возраст представляет собой переход между юностью и зрелостью, в течение которого с личностью происходят сложные многомерные процессы: обретение взрослой самоидентичности и целостного отношения к миру.
Исследования студенческого возраста подтверждают, что он имеет свои психолого–возрастные особенности, проявляющиеся в открытости, внушаемости, отсутствии жизненного опыта. В данном возрасте осуществляется расцвет физического и умственного развития человека, в котором духовная деятельность, имеющая интегральный характер, переживает один из своих пиков [5; 16].
Условия развития современного общества диктуют особые требования к развитию личности и формированию этнических установок у молодежи. Такими факторами становления личности учащейся молодежи являются эмпатия и толерантность.
Толерантность стала предметом психологического изучения относительно недавно. За рубежом ее стали исследовать в первую очередь Г. Оллпорт и К. Роджерс. Г. Оллпорт [22, с. 130], рассматривая развитие личности, вводит два понятия: «психологический рост» и «психологическая зрелость», а в качестве критериев последней выделяет наряду с другими «способность устанавливать теплые отношения с окружающими», которая является одним из проявлений толерантности. К. Роджерс [19, с. 175], выделяя пять характеристик полноценно функционирующей личности, называет «организмическое доверие». Это доверие человека к себе, согласованность воспринимаемого Я и идеального Я. Если человеку присуща такая согласованность, то он также будет принимать, уважать, ценить других людей, то есть проявлять к другим людям терпимое, толерантное отношение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Толерантность как психологический феномен
Термин «толерантность» происходит от латинского «tolerare» и означает переносить, выдерживать, терпеть. Этот термин в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется различным психологическим содержанием. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Термин «интолерантность» противопоставляется «толерантности» и основывается на убеждении в более высоком положении своего окружениям, системы взглядов, образа жизни.
Наиболее распространенным является определение толерантности как способности и умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам [3, с. 72].
Понятие толерантность происходит от слова терпение. Быть толерантным, значит с уважением относиться к чужим мнениям, высказываниям и взглядам, принимать различные формы самовыражения и проявления личной индивидуальности. Такого рода терпимость – это не только моральный долг каждого свободного человека, но и правовая потребность.
Проблема толерантности находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных психологов: А.Г. Асмолова, Ю.А. Ищенко, В.М. Золотухина, Г. Олпорт, Г.У. Солдатовой и других.
В научной литературе толерантность рассматривается в первую очередь как уважение и признание равенства, отказ от доминирования, насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой–то одной точки зрения.
Среди современных исследователей также как и при определении понятия толерантности, нет единого мнения по вопросу об основных ее составляющих.
Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова [4, с. 69] в толерантной личности выделяют такие компоненты как эмпатия, коммуникативная толерантность, критичность по отношению к себе, принятие себя и принятие других.
А. Геляева [22, с. 52] к чертам толерантной личности относит самосознание, самоконтроль, самообладание, дружелюбие.
Толерантность – это особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.
Выводы по первой главе
Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами. Это также неотъемлемое качество психологически зрелой личности ставит необходимой задачу ее активного формирования и развития навыков налаживания позитивного взаимодействия между людьми разного пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности и т.д. Юношеский возраст является периодом развития этнического самосознания. Студенты характеризуются неустойчивостью ценностной сферы, которая делает их более восприимчивыми к различным влияниям вследствие чего происходит развитие интолерантных установок, гиперидентичности в сфере этнического самосознания.
Многими исследователями подчеркивается эмпатия в качестве важного критерия психологической структуры толерантности. Эмпатия является одним из критериев и этнической толерантности. Психолого–возрастные особенности юношеского возраста, проявляющиеся в открытости, внушаемости, отсутствии жизненного опыта, являются одним из факторов становления их этнической толерантности. Именно в юношеском возрасте происходит становление этнического сознания, этнической идентичности, этнической толерантности.
Этническая толерантность студента включает знания об особенностях культурной жизни других этнических групп, понимание феномена толерантности; эмоциональное отношение к другим этническим группам, проявление толерантного/интолерантного поведения, стремление к общению и т. д. с представителями других этнических групп).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявление взаимосвязи эмпатии и этнической толерантности студентов.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) изучение уровня эмпатии и этнической толерантности студентов;
3) выявление статистической связи между эмпатией и этнической толерантности студентов.
Методы исследования: тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Исследование осуществлялось на базе ГУО «Барановичский государственный университет г. Барановичи».
Выборка исследования: 60 студентов 3-4 курса в возрасте 20-21 год. Выборка исследования представлена в приложении А.
Для достижения цели были подобраны следующие методики: 1) методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко); 2) опросник общих эмпатийных тенденций (А. Меграбьян, Н. Эпштейн); 3) методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); 4) методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).
Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ SPSS Statistisc с использованием коэффициента линейной корреляции r-Пирсона.
Описание методик исследования.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
Назначение: выявление уровня эмпатии и эмпатических способностей. Испытуемому предлагается опросник, который содержит 36 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет».
Выводы по второй главе
Результаты исследования эмпатии свидетельствуют о среднем уровне эмпатии и эмпатических способностей у студентов. Анализ сравнительных результатов выявления уровня эмпатии студентов по методике В.В. Бойко свидетельствует о том, что уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей. Высокий уровень эмпатии предполагает глубокое понимание чувств человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных. Этим свойством владеют преимущественно девушки (40%), чем юноши (13%). В целом, у студентов преобладает средний уровень эмпатии (у 57% юношей и 53% девушек). Юношей с низким уровнем эмпатии больше (30%), чем девушек (7%). Параметры эмпатии у юношей и девушек также различаются. У девушек выявлены более высокие показатели по сравнению с юношами по таким критериям как эмоциональный канал, интуитивный канал, проникающая способность в эмпатии и идентификация в эмпатии. У юношей наиболее высокие показатели обнаружены по критериям: рациональный канал, установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Анализ сравнительных результатов выявления уровня эмоциональной эмпатии студентов показывает, что у большинства юношей обнаруживается низкий (60%) уровень эмоциональной эмпатии, 40% юношей обладают средним уровнем. У большинства девушек выявлен также средний уровень (60%), у 40: девушек эмоциональная эмпатия находится на высоком уровне. У девушек в большей степени проявляется сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.
Результаты исследования этнической толерантности студентов показывают, что в среднем у юношей наиболее выражены интолерантные установки личности, чем у девушек. Анализ полученных результатов показывает, что у юношей наиболее высокие показатели выявлены по следующим шкалам: неприятие или непонимание индивидуальности другого человека, свидетельствующее об этом аспекте или тенденции у юношей; использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей; категоричность или консерватизм в оценках других людей; неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров; стремление переделать, перевоспитать партнеров; стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»; неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности»; нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми»; неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других», что свидетельствует о наличии этих аспектов у юношей, а также их тенденций, в большей степени, чем у девушек. Анализ результатов выявления типа идентичности у студентов позволяет выделить преобладающие типы идентичности у юношей и девушек: у юношей и девушек доминирующими типами являются позитивная этническая идентичность, что соответствует норме, а также этническая индифферентность; однако, у девушек по шкале позитивной этнической идентичности показатели несколько выше, что говорит о более ярком сочетании позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами. Юношеский возраст является периодом развития этнического самосознания. Студенты характеризуются неустойчивостью ценностной сферы, которая делает их более восприимчивыми к различным влияниям вследствие чего происходит развитие интолерантных установок, гиперидентичности в сфере этнического самосознания.
Многими исследователями подчеркивается эмпатия в качестве важного критерия психологической структуры толерантности. Эмпатия является одним из критериев и этнической толерантности. Психолого–возрастные особенности юношеского возраста, проявляющиеся в открытости, внушаемости, отсутствии жизненного опыта, являются одним из факторов становления их этнической толерантности. Именно в юношеском возрасте происходит становление этнического сознания, этнической идентичности, этнической толерантности.
Этническая толерантность студента включает знания об особенностях культурной жизни других этнических групп, понимание феномена толерантности; эмоциональное отношение к другим этническим группам, проявление толерантного/интолерантного поведения, стремление к общению и т. д. с представителями других этнических групп). Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, касающихся проблемы этнической толерантности, позволяет сделать вывод о том, что студент с высокой этнической толерантностью отличается высокой нервно-психической устойчивостью, коммуникативной толерантностью, терпимостью к межэтническим взаимодействиям, высоким уровнем эмпатии как способности к сопереживанию и понимаю чувств других людей.
Результаты исследования эмпатии свидетельствуют о среднем уровне эмпатии и эмпатических способностей у студентов. Анализ сравнительных результатов выявления уровня эмпатии студентов по методике В.В. Бойко свидетельствует о том, что уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей. Высокий уровень эмпатии предполагает глубокое понимание чувств человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных. Этим свойством владеют преимущественно девушки (40%), чем юноши (13%). В целом, у студентов преобладает средний уровень эмпатии (у 57% юношей и 53% девушек). Юношей с низким уровнем эмпатии больше (30%), чем девушек (7%). Результаты исследования этнической толерантности студентов показывают, что в среднем у юношей наиболее выражены интолерантные установки личности, чем у девушек.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 1980. – 415 с.
2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Вектолерантности. – 2003. – № 1. – С. 8.
3. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М.: Смысл, 1998. – 335 с.
4. Безлюева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безлюева. – М.: Академия, 2003. – 394 с.
5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалева. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1982. – 200 с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 58.
8. Воднева, С.Н. Формирование толерантности студентов как педагогическая проблема / С.Н. Воднева // Вестник Псковского гос. ун-та. – 2014. – № 4. – С. 149–154.
9. Вяткин, Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 5. – С. 41-46.
10. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова //Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 147–158.
11. Громова, Е.И. Развитие этнической толерантности в школе / Е.И. Громова // Воспитание школьника. – 2006. – № 1. – С.14–17.
12. Долгова, В.И. Эмпатия: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М.: Перо, 2014. – 185 с.
13. Ивкова, Ю.П. Формирование этнической толерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.П. Ивкова. – Петрозаводск: КГПУ, 2006. – 218 с.
14. Киселев, А.М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического процесса / А.М. Киселев // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 2. – С. 115–117.
15. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности / Е.Ю. Клепцова. – М.: Просвещение, 2004. – 420 с.
16. Лебедева, Н.М. Этническая и кросс-культурная психология / Н.М. Лебедева. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 423 с.
17. Павленко, В.Н. Развитие толерантности: теоретический и эмпирический аспекты / В.Н. Павленко // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: материалы междунар. науч. конф. (Балашов, 18-20 сент. 2003 г.). – Балашов. – 2003. – С. 260–265.
18. Павлова, О.С. Формирование толерантности студентов через развитие позитивной этнической идентичности [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fpo.ru/etnopsy/pavl—formirovanie.html. – Дата доступа 14.11.2016.
19. Роджерс, К. Эмпатия. Психология эмоций / К. Роджерс. – М.: МГУ, 1984. – 452 с.
20. Солдатова, Г.У. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. – М.: Академия, 2003. – 352 с.
21. Солдатова, Г.У. Толерантность и интолерантность – две грани межэтнического взаимодействия / Г.У. Солдатова // Век толерантности: Научно–публицистический вестник. – М., МГУ, 2001. – С. 90–100.
22. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – 397 с.
23. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие / Т.Г. Стефаненко. – М: Аспект Пресс, 2006. – 208 с.
24. Шкуратова, И.П. Когнитивный стиль и общение / И.П. Шкуратова. – Ростов–на–Дону: Изд–во РГПУ, 1994. – 189 с.
25. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / И.М. Юсупов. – 1995. – Санкт–Петербург. – 252 с.