Введение
В современном демократическом обществе с рыночной экономикой широкое распространение находит реклама. Важность ее значения невозможно отрицать. Она имеет как положительное, так и отрицательное значения. Негативные последствия рекламы могут иметь место в том случае, когда она изготовлена и применена некорректным образом, что приводит к острым социальным реакциям.
Современная реклама воздействуют на различные социальные категории общества, в том числе на подростков из полных и неполных семей. Между тем, научных исследований, посвященных положительным и отрицательным сторонам рекламы, в отечественной науке пока мало, что же касается воздействия рекламы на вышеупомянутые социальные категории, эта проблема отечественными психологами практически не изучена. Сказанное определяет актуальность подобного исследования.
Объект исследования: особенности восприятия рекламы подростками.
Предмет исследования: индивидуально-типологические особенности восприятия рекламы подростков из полных и неполных семей.
Цель исследования: выявление психологических особенностей восприятия рекламы младшими школьниками, подростками и юношеством; разработка рекомендаций по его развитию и корригированию.
Гипотеза исследования: эффективность восприятия рекламных сообщений подростками из полных и неполных семей существенно повысится, а отрицательное влияние некорректной рекламы ограничится, если создавать ее с учетом как возрастных особенностей (интересов, склонностей, направленности личности подростков), индивидуально-типологических и социальных.
На основании цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по теме исследовательской работы;
Глава 1. Теоретические основы проблемы восприятия рекламы
1.1 Восприятие как познавательный процесс
Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия осуществляется упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей [1, c.53]. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Восприятие, как познавательный психологический процесс, имеет определенные свойства:
· Целостность и структурность: в процессе восприятия отражается целостный образ предмета, который складывается на базе обобщенных знаний об отдельных качествах и свойствах предмета;
· Постоянность: свойства предмета, кажущиеся постоянными, сохраняются;
· Предметность: объективация – отнесение информации, получаемой из внешнего мира, к самому миру;
· Осмысленность: наличие определенного смыслового значения у смысловых образов, несмотря на то, что восприятие возникает в процессе прямо воздействия раздражителя на рецепторы;
· Активность: участие в процессе восприятия двигательных компонентов анализаторов (как, например, движение руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии). Также важное значение играет наличие возможности перемещать тело в процессе восприятия;
Выводы по 1 главе
В ходе исследования теоретических основ восприятия рекламы были сделаны некоторые выводы.
Была определена сущность понятия «восприятие», а также были определены его свойства (целостность, структурность, постоянность, предметность, осмысленность, активность, апперцепция). Также было выявлено, что восприятие может быть дифференцировано в соответствии с участием ведущего анализатора на зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное. Также существует классификация восприятия в зависимости от объекта, принимающего участие в его процессе. Восприятие является сложным психологическим процессом.
Также было выявлено, что восприятие окружающей действительности конкретной личностью во многом определяется его возрастными, личностными и социальными особенностями. Восприятие подростков является целенаправленным. Если говорить о факторах влияния состава семьи на восприятие подростков, то становится очевидно, что в полных и неполных семьях они имеют разные характер и интенсивность.
Также в первой главе исследования отражены результаты изучения теоретической базы, раскрывающую информацию о рекламе как о социально-психологическом феномене. Было выявлено, что реклама существует уже несколько тысячелетий, так как непосредственным образом влияет на процессы, протекающие как внутри общества, так и внутри личности. Само понятие рекламы имеет несколько значений: оно может являться номинацией мероприятий, которые имеют своей целью распространение известности о чем-либо, а также рекламой называется непосредственно процесс распространения сведений о товаре.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия рекламы подростками из полных и неполных семей
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе учебного учреждения «х» среди учащихся 6—10-х классов.
В качестве методов практического исследования особенностей восприятия подростков из полных и неполных семей были выбраны следующие: контент-анализ, анкетирование, статистическая обработка.
Контент-анализ представляет собой количественный метод сбора данных, применяемый в социологии, политологии, психологии и других социальных науках. Суть метода заключается в переводе текстовой или графической информации к количественным показателям.
В нашем исследовании подросткам предложено описать в 7-10 предложениях конкретный рекламный материал, сообщить, что в нем привлекает, а что не имеет никакого значения. После этого необходимо определить смысловые единицы сообщений подростков. После определения смысловых единиц, их количество подсчитывается. Также определяется их процентное соотношение ко всему объему текста, и определяет, тем самым, характер и силу присутствия изучаемого явления в контексте восприятия подростков.
В качестве рекламного материала подросткам были предложены следующие:
· Аудиореклама: реклама магазина одежды, которая озвучивается в автобусах;
· Визуальная реклама: рекламный щит, рекламирующий туристическое агентство;
· Словесная реклама: рекламные слоганы различной тематики, взятые из периодических изданий и вывесок;
Выводы по 2 главе
В ходе проведения эмпирического исследования было выявлено, что восприятие рекламы у подростков из полных семей и у подростков из неполных семей имеет некоторые сходства и различия.
Основные сходства обусловлены психологическими и физиологическими особенностями развития личности. Так, большинство подростков лучше воспринимают наглядную, а не словесную рекламу. Для них важную роль играют яркие образы, использованные в рекламном материале. Наиболее эффективной для воздействия на сознание подростков является такая реклама, в которой скомбинированы различные методы воздействия на органы восприятия (например, в видеоролике представлен видеоряд и музыкальное сопровождение).
Также среди сходств можно выделить то обстоятельство, что в подростковом возрасте личность стремиться занять свое положение обществе, самоутвердиться. Это определяет содержание рекламы, представляющей особый интерес для подростков. Их интересует такой материал, в котором рекламируется товар/продукция по улучшению их внешнего вида.
Были также выявлены различия в восприятии рекламы подростками из полных и неполных семей. Одной из наиболее значимых является финансовая сторона вопроса. Для подростков из неполных семей она имеет большее значение, чем для подростков из полных семей.
Также можно отметить разность в восприятии демонстрации семейных уз в рекламе. И те, и другие подростки тепло относятся к своей семье¸ но если у подростков из полных семей это отношение отличается привязанностью и теплом, то в случае подростком из полных семей мы можем проследить проявление элементов ответственного отношения.
Заключение
В ходе исследования была определена сущность понятия «восприятие». Также были выявлены следующие его свойства: целостность, структурность, постоянность, предметность, осмысленность, активность, апперцепция. Также было выявлено, что восприятие может быть дифференцировано в соответствии с участием ведущего анализатора на следующие категории: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное. Также существует классификация восприятия в зависимости от объекта, принимающего участие в его процессе. Восприятие является сложным психологическим процессом, и оно во многом обуславливает особенности восприятия рекламы.
Восприятие окружающей действительности конкретной личностью во многом определяется его возрастными, личностными и социальными особенностями. Восприятие подростков является целенаправленным. Было выявлено, что восприятие подростков из полных и неполных семей имеет некоторые различия.
В ходе анализа явления рекламы как социально-психологического феномена было выявлено, что она существует уже несколько тысячелетий. Понятие рекламы имеет несколько значений: оно может являться номинацией мероприятий, которые имеют своей целью распространение известности о чем-либо, а также рекламой называется непосредственно процесс распространения сведений о товаре.
Рекламная деятельность имеет определенные принципы своей организации. Без их учета она является неэффективной. Также реклама имеет ряд специфических особенностей, которые выделяют ее среди других социально-психологических явлений. Каждая рекламная деятельность направлена на реализацию конкретных задач.
1. Маклаков, а.г. Общая психология / а.г. Маклаков. — спб. : питер, 2001. — 592 с.
2. Леонтьев, а.н. Избранные психологические произведения / леонтьев а.н. — м. : академия педагогических наук, 1983. — 312 с.
3. Леонтьев, а.н. Деятельность, сознание, личность / а.н. Леонтьев. — м. : политиздат, 1975. — 363 с.
4. Петровский, а.в. Теоретическая психология / а.в. Петровский, м.г. Ярошевский. — м. : куб, 2003. — 702 с.
5. Немов, р.с. Психология / р.с. Немов – м. : владос, 2003. — 688 с.
6. Мухина, в.с. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. / в.с. Мухина. — м. : издательский центр «академия», 1999. — 456 с.
7. Абрамова, г.с. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. Вузов. / г.с. Абрамова. — м. : издательский центр «академия», 1999. —672 с.
8. Лисенкова, в. П. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени / в. П. Лисенкова, н. Г. Шпагонова // психологический журнал. – 2006. – т. 23. – № 3. — с.17–21.
9. Дейян, а. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи / а. Дейян. — м. : прогресс, 1994. — 190 с.
10. ильин, в.и. Поведение потребителей / в.и. Ильин. — спб, 2000. — 180 с.
11. картер, г. Эффективная реклама. Путеводитель для мелких предприятий / г. Картер. — м.,1991. — 280 с.
12. бендина, н.в. Маркетинг (конспект лекций) / н. В. Бендина. – м. : приор-издат, 2005. – 215 с.
13. Котлер, ф. Основы маркетинга / ф. Котлер. — м.: прогресс, 1990. — 736 с.
14. ноздрева, р.б. Маркетинг: как побеждать на рынке / р.б. Ноздрева, л.и. Цыгичко. – м. : финансы и статистика, 2006. – 345 с.
15. ученова, в. И. Реклама: палитра жанров / в.и. Ученова. — м.: инфра-м, 2012. — 150 с.
16. статкевич, е.а. Речевые стратегии и тактики современной радиорекламы // е.а. Статкевич. — омский научный вестник. — 2011. — № 95. — с. 212-215.
17. антонов, л.в. Особенности предпринимательской деятельности на рынке рекламы / л.в. Антонов // социально-экономические явления и процессы. — 2011. — № 8. — с. 9-12.
18. пименов, п.а. Основы рекламы / п.а. Пименов. – м. : гардарики, 2006. – 399 с.
19. Бурбо, л. Отношения родитель—ребенок / л. Бурбо. — киев : софия, 2010. — 356 с .
20. Божович, л.и. Проблемы формирования личности / л.и. Божович ; под ред. Д.и. Фельдштейна. — м. : московск. Псих.-соц. Инст-т, 2001. — 350 с.
21. Вроно, е.м. Пойми своего ребенка / е.м. Вроно. — м. : куб, 2002. — 243 с.