Введение
1 Теоретические аспекты формирования профессиональной направленности в юношеском возрасте
1.1 Понятие и функции профессиональной направленности личности
1.2 Юношеский возраст как сензитивный период формирования профессиональной направленности личности
1.3 Особенности формирования профессиональной направленности у старшеклассников
2 Эмпирическое изучение особенностей формирования профессиональной направленности в юношеском возрасте
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по формированию профессиональной направленности в юношеском возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня значительно падает уровень профессионализма выпускников высших и средних учебных заведений. Возможно, одной из причин этого является неправильно сделанный в своё время выбор профессии.
Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.
Актуальность исследования. Профессиональная направленность в определённый момент жизни школьника становится неотъемлемой частью его личностной направленности, определяющей интересы, склонности, мировоззрение, идеалы. Часто школьники испытывают значительные затруднения при выборе своей будущей профессии вследствие неуверенности в своих познаниях и способностях, а также незнания технологий профессионального самоопределения. Выбираемая подростком профессия либо не соответствует его представлениям об идеальной специальности, либо оказывается невостребованной на рынке труда, что (как уже было сказано раннее) приводит к разочарованию в профессиональном плане и неустроенности в жизни.
В современных условиях проблема профессиональной подготовки приобретаетособую актуальность, наполняется новым содержанием. Она рассматривается как процесс формирования профессиональной компетентности в ее широком смысле, под которой понимается не только сочетание знаний, умений и навыков, но и развитие профессионально значимых качеств, в том
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие и функции профессиональной направленности личности
Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности.
Направленность – ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности [5, с. 18].
Профессиональная направленность – это иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях [5, с. 55].
Профессиональная направленность характеризует единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения. Эти побуждения имеют две специальные разновидности: профессиональные мотивы и профессиональная концепция.
Профессиональные мотивы определяют разные виды устойчивой привязанности личности к профессии, к конкретным ее сторонам:
– мотивы выбора профессии (испытываемая нужда заниматься определенной профессиональной деятельностью);
– профессиональные цели (близкие и далекие), желания, интересы, устремления и склонности; профессиональные идеалы совершенства и результативности работы, выбора средств и способов достижения целей;
– мотивы самоотдачи на выполнение профессиональных обязанностей;
– профессиональные притязания (стремление профессионально расти и достигнуть высот профессионализма) [9, с. 66].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 7 г.Гомеля. В исследовании приняло участие 50 учащихся 10-11 классов.
Для получения информации о сформированности профессиональной направленности учащихся нами была использована методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (см. Приложениен А)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых [2, с. 50].
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20 – 30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция к тесту:
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, профессиональная направленность личности выступает одной из личностных составляющих будущей профессионализации старшеклассников.
Большинство старшеклассников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.
На основании теоретического анализа проблемы и проведённого эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Профессиональная направленность личности определяется как проявление общей направленности личности, ориентирующей её профессиональную деятельность, придающей этой деятельности устойчивость к воздействию внешних факторов, обусловливающей мотивы и цели деятельности.
2. Цель профессиональной направленности личности - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).
3. Психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.
1. Грецов, А.Г., Азбель, А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков./А.Г. Грецов, А.А. Азбель. – СПб.: Питер, 2008. – 266 с.
2. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога /А.Г. Грецов. – СПБ., 2005. –116 с.
3. Жуковская, В.И. Психологические условия выбора профессии [Текст]/В.И. Жуковская. – Мн.: Народная асвета, 2008. – 112 с.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб пособие для студ. вузов. - 2-е изд., перераб., доп./Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е.А. Климов. – Ростов/нД.: Феникс, 2003. – 512 с.
6. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков/И.Н. Кондаков.// Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 122–130.
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]/И.Ю. Кулагина, И.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – 464 с.
8. Медведва, Т.Н. Формирование профессиональной направленности современных старшеклассников [Текст]: учебно-методическое пособие/Т.Н. Медведева. – Соликамск: СГПИ, 2013. – 106 с.
9. Миронова, Т.Л., Шагдурова, Л.Д Профессиональная направленность личности. – Улад–Удэ: Издательство Бурятского госуниверсититета, 2013. – 170 с.
10. Олейникова, О.Н., Муравьева, А.А., Аксенова, Н.М. Профессиональная ориентация и содействие в выборе профессиональной карьеры. Международный опыт./О.Н. Олейникова, А.А. Муравьёва, Н.М. Аксенова. – М.: АНО Центр ИРПО, 2012. – 70 с.
11. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками [Текст]: Ярославль: ЯРПУ, 2001. – 106 с.
12. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников. – М.: Институт практической психологии, 2001. – 56 с.
13. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: Учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2006. –118 с.
14. Психологическое сопровождение выбора профессии. [Текст]: научно- методическое пособие/ Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Флинта, 2010. – 144 с.
15. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника/Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2007. – 153 с.
16. Сазонов, А. Д., Калугин, Н. И., Меньшиков, А. П. Профессиональная ориентация молодёжи./А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков. – М.: Сфера , 2011. – 139 с.
17. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности/ Н.В. Самоукина. – М.: Экмос,2009. – 352 с.
18. Смирнова, Е.Е. На пути к выбору профессии. Материалы для специалиста образовательного учреждения./Е.Е. Смирнова. – СПб.: КЕРО, 2009. – 117 с.
19. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
20. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности/П.А. Шавир. – М: Сфера, 2001. – 95 с.