2 Проведение первичной и вторичной диагностики при работе с родителями, воспитывающими детей с ОПФР
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап работы с родителями
2.3 Контролирующий этап работы по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР
2 Проведение первичной и вторичной диагностики при работе с родителями, воспитывающими детей с ОПФР
2.1 Констатирующий этап
Проведение констатирующего этапа является первым этапом работы. За ним следуют еще два: формирующий и контрольный. Работа проводилась на базе ЦКРОиР г. Борисов. В ходе проведения исследования было задействовано две группы родителей: группа родителей воспитывающих детей с особенностями психофизического развития и группа родителей воспитывающие детей без патологии. В период осуществления практической части исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Выяснялся понятийный аппарат исследования, формулировался аппарат исследования.
В первую очередь необходимо было провести исследование по определению уровня и состояния работы с родителями в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Для осуществления этой задачи были проведены следующие действия:
· анализ годового плана;
· анализ перспективного плана с родителями;
· проведение анкетирования родителей.
Диагностический блок
В этом блоке, исходя из недостаточной изученности проблем семьи, имеющей ребёнка с какими-либо особенностями, нами поставлена цель.
Цель — исследование особенностей взаимоотношений родителей и детей, а также выявление зависимости между характером взаимоотношений в семье и психическим состоянием ребенка.
2.2 Формирующий этап работы с родителями
Целью этого этапа является установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
На основании этой цели определяются следующие задачи:
· расширение возможностей понимания своего ребенка;
· улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
· выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
· активизация коммуникаций в семье [25, c.66].
На этом этапе проведения психологической работы с родителями, воспитывающими детей с ОПФР, была разработана структурно-функциональная модель (см. приложение А) организации работы психолога с семьей ребенка с ОПФР. Эта модель состоит из четырех блоков:
На основании структуры этой модели был составлен план работы по всем эти направлениям.
С самого начала работ родителям, воспитывающим детей с ОПФР, постоянно сообщалось, что для достижения успехов в воспитательном процессе необходимо сотрудничество. Для того, чтобы ознакомиться с особенностями жизни каждой из семей, было проведено анкетирование.
На основе анализа анкет были получены данные об увлечениях и интересах ребенка, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием и какие трудности возникают, в какой помощи нуждаются родители.
В ходе эксперимента было выяснено, что степень отклонения интеллектуального развития ребенка от нормы прямо пропорциональна отношению родителей к таким детям. Чем выше уровень отклонения – тем сложнее отношения, при этом проявляется либо гиперопека, либо обратное явление – эмоциональное отвержение, либо инфантилизация, сопряженная с симбиозом с ребенком.
2.3 Контролирующий этап работы по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР
На этом этапе проходило изучение результативности проделанной работы.
Было проведено повторное анкетирование родителей на предмет приятия новых форм взаимодействия. Результаты отображены в таблице 1.3. и таблице 1.4.
На основе анализа результатов анкетирования были сделаны следующие выводы. Многие родители стали более заинтересованными в проблемах своего ребенка, что привело к целенаправленному участию в процессе разрешения этих проблем.
При выборе наиболее приемлемых форм работы голоса разделились поровну. 80% родителей взяло за правило регулярное чтение педагогической литературы, которая посвящена проблемам развития ребенка с ОПФР. 20% родителей читают литературу редко, и никто из родителей не ответил, что вовсе игнорирует это занятие. В сравнении с анкетированием на предыдущем этапе, наблюдаются позитивные тенденции касательно этого вопроса.
Большее количество родителей, а именно 70%, взяло за правило в первую очередь за помощью и консультациями по вопросам развития и воспитания своего ребенка обращаться к специалистам ЦКРОиР.
Получать консультативную помощь в игровой форме хочет все так же относительно небольшое количество родителей, а именно — 20%. Предпочтение отдается родительским собраниям и индивидуальным беседам — 50% и 30% соответственно.