ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Эмоциональный интеллект как психологический феномен
1.2 Психологические особенности адаптации младшего школьника
1.3 Роль эмоционального интеллекта в процессе адаптации младшего школьника к обучению в школе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1 Программа исследования роли эмоционального интеллекта в процессе адаптации младшего школьника к обучению в школе
2.2 Основные результаты эмпирического исследования роли эмоционального интеллекта в процессе адаптации младшего школьника к обучению в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ведущих направлений организации образовательных учреждений является воспитание ориентации на другого человека, так как только через другого человека ребёнок переживает свой опыт социального взаимодействия и получает знания для выстраивания взаимоотношений с окружающим миром. Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком ещё в дошкольном возрасте.
Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема адаптации к обучению в настоящее время окончательно не решена. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Значительная часть детей адаптируются в течение первых двух-трех месяцев обучения. Другим детям требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью. Мы предположили, что на успешность адаптации оказывает влияние эмоциональный интеллект младшего школьника, выступая способностью понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать события.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Эмоциональный интеллект как психологический феномен
Психологи считают, что человеческий разум имеет два типа направления: интеллект, который основывается на рассудке и идеях, и интеллект, который в целом основан на эмоциях и чувствах. Тем не менее, не логический и не эмоциональный тип интеллекта не может быть сущностью индивида, но состоит из сочетания двух типов. Здравый смысл рационального и логического интеллекта, способ понятия проблем, формируется на основе образованности, менталитета, способностей, созерцания и взаимоотношений [14].
С 90-х годов 20 века появился новый термин - «эмоциональный интеллект». Его ввели в обиход американские психологи Питер Саловей и Джон Майер [29]. Они опубликовали в 1993 году совместный труд, где обосновывается концепция эмоционального интеллекта. По их мнению, «эмоциональный интеллект - это такой тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы различать их и применять данную информацию для управления собственным мышлением и действиями».
Согласно результатам исследований Майера и Саловея, «люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей».
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1. Программа эмпирического исследования роли эмоционального интеллекта в процессе адаптации младшего школьника к обучению в школе
Целью эмпирического исследования явилось выявить роль эмоционального интеллекта в процессе адаптации младших школьников к обучению в школе.
В ходе исследования были поставлены следующие эмпирические задачи:
1. Разработать и провести эмпирическое исследование роли эмоционального интеллекта в процессе адаптации младшего школьника к обучению в школе.
2. Установить характер влияния эмоционального интеллекта и адаптации младшего школьника к обучению в школе.
База исследования: УО «Средняя школа №38» г. Гродно.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 1-ых классов 7-8 лет. Всего в исследовании приняли участие 80 человек, из них 40 мальчиков и 40 девочек.
Гипотеза исследования заключается в том, что эмоциональный интеллект влияет на адаптацию к обучению в школе у младшего школьника; а именно чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем выше уровень адаптации младшего школьника к обучению в школе.
В качестве диагностического инструментария были использованы проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» М. А. Нгуена [21], и анкета изучения уровня школьной адаптации первоклассника Л. В. Беловой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности в затруднениях в обучении, нарушениях поведения, достигающих уровня криминальной выраженности, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.
Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика.
Как считает американский психолог, специалист в области когнитивной, экспериментальной и социальной психологии Р. Нисбет интеллект гораздо больше определяется социальным окружением ребенка, нежели генами, и что родители и учителя могут оказывать на него значительное влияние.
Подводя итог обсуждению эмоционального интеллекта, мы можем обобщить это понятие как интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации.
В результате проведения данного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. В условиях изменяющейся социальной ситуации младший школьник стоит перед необходимостью изменения отношения к себе и окружающим, где важные фактором является адаптация к обучению в школе как её составляющая – эмоциональный интеллект.
2. Развивая эмоциональную сферу личности и способности к эффективному межличностному взаимодействию, мы развиваем умственный потенциала личности. Многие компоненты «эмоционального интеллекта» (саморегуляция, эмпатия, мотивация достижения, рефлексия) необходимы для успешного формирования адаптации к обучению в школе.
1. Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональны интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - №5. - 2008. - С.83-95
2. Бабаева, Ю.Д. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Ю.Д, Бабаева // Вести МГУ. Сер. 14. Психология. - 1999. - №2. - С. 91-96.
3. Битянова, М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М.: Педагогика, 1998.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. - М.: Просвещение, 1968.
5. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: знание, 1979.
6. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл. – 2004.
7. Вайсбах, X., Эмоциональныйинтеллект. Душаитело / Х. Вайсбах, У. Дакс. Пер. снем. – М.:ЛикПресс, 1998. – 160с.
8. Варламова, А.Я. Школьная адаптация /А.Я. Варламова. - Волгоград, 2005.
9. Васильев А.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2003. С. 28–96.
10.Гарднер, Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта /Г. Говард. Москва, Вильяме, 2007 г.- 512 с.
11.Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе / Д. Гоулман. Перевод БахманЭбрахими. Издатель Организация Индустриального Управления,Тегеран, 1985.
12.Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. пер с англ. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
13.Индивидуальные варианты развития младшего школьника. Под ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой – М.: Педагогика, 1973 – 176 с.
14.Кобра, Ф.А. Влияние эмоционального и познавательного интеллекта на повышение академической успеваемости старшеклассников: автореф. канд. дис.: 13.00.01 / Ф.А. Кобра. – Душанбе, 2014. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/vliyanie-emotsionalnogo-i-poznavatelnogo-intellekta-na-povyshenie-akademicheskoi-uspevaemost#ixzz3c7rHAxud — Дата доступа: 30.05.2015.
15.Кравцов, Г.Г. Принципединствааффектаиинтеллектакакосноваличностногоподходавобучениидетей / Г.Г. Кравцов // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 53-64.
16.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1983.
17.Кузнецова, К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта: автореф. канд. дис.:13.00.01 / К. С. Кузнецова. - Саратов, 2012. - [Электронный ресурс]. — Режимдоступа: http://www.sgu.ru/sites/default/files/dissnews/old/synopsis/Kuznetsova_K.S._PDF_0.pdf — Дата доступа: 02.06.2015.
18.Лусканова, Н.Г. Диагностика школьнойдезадаптации / Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников. – М., 1993.
19.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
20.Орме, Г. Эмоциональноемышлениекакинструментдостиженияуспеха / Г. Орме. – М.: “КСП+”, 2003. – 272 с.
21.Нгуен, М. А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников : на примере российских и вьетнамских детей : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / НгуенМинь Ань. - Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Воронеж, 2008. - 188 с.
22. Николаева, Е.И. Связь эмоционального интеллекта детей 7-8 лет с особенностями их сенсомоторных предпочтений / Е.И. Николаева, А.В. Добрин// Асимметрия: реценз. науч-практ. журн. откр. досп. 2013. № 7. - С. 34-48.
23.Панкратова, А. А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования [Электронный ресурс] / А. А. Панкратова // Психологические исследования: электрон.науч. журн. 2010. № 1(9). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.05.2015гг).
24.Платонова, А.А. Успешное завтра будущего первоклассника / А. А. Платонова// Начальная школа, - 2005, - № 5.
25.Южанинова, А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии. — Саратов, 1984. — С. 84—87.
26.Юркевич, B.C. Проблема эмоционального интеллекта / В.С. Юркевич // Вестник практической психологии образования. 2005.№ 3 (4). Июль—сентябрь. С. 4-10.
27.Яковлева, Е.Л. Эмоциональныемеханизмыличностногоитворческогоразвития / Е.Л. Яковлева // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20-27
28.Ярчак, М.Л. Цiiснуеэмацыянальнаемысленне? / М.Л. Ярчак // Адукацыя i выхаванне. 2002. № 7. С. 72-75.
29.Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotion intelligence: theory, findings, and implication // Psychological inguiry. 2004. Vol. 15, N 3. P. 197–215.