Уроки. Виды уроков
В современной дидактике имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком.
Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая уже пройденный материал, не опираясь на него и не применяя его. Формами изучения нового материала могут быть:
лекция;
объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов;
эвристическая беседа;
самостоятельная работа с учебником и другими источниками;
постановка и проведение опытов и экспериментов.
В рамках данного типа учителя могут применять такие виды уроков, как:
урок-лекция;
урок-семинар;
киноурок;
урок теоретических и практических самостоятельных работ;
урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
Соответствующие методические рекомендации по проведению уроков лекционного и семинарского типов можно найти в предыдущих разделах.
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к следующему:
систематизация и обобщение новых знаний;
повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
формирование умений и навыков;
контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
В данном типе уроков различают несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков.
К основным видам уроков данного типа относятся:
уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных и письменных упражнений);
урок-лабораторная работа;
урок практических работ;
урок-экскурсия;
урок-семинар).
Материалы по профилактике ВИЧ, СПИД, табакокурения
СЕМИНАР: «ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ», «ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/ СПИД»
Цель: профилактика ВИЧ-инфекции, наркомании, СПИД.
1. Вводная часть
Сегодня трудно встретить человека, который бы не слышал о ВИЧ и СПИДе. Большинство, правда, уверены в том, что эта проблема их не касается и никогда не коснется. Чтобы такая уверенность была оправданной, чтобы иметь возможность надежно защитить себя и своих близких, необходимо знать, что представляет собой ВИЧ-инфекция сегодня, в ХХI веке.
Что такое ВИЧ?
ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) - один из самых опасных для человека вирусов. Он поражает иммунную систему, основная задача которой - защищать наш организм от инфекций.
Через несколько недель после инфицирования развивается симптоматика болезни - повышается температура, увеличиваются лимфатические узлы, появляются боль в горле, красные пятна на коже, понос. Непонятное недомогание быстро проходит, а иногда слабовыраженные признаки болезни и вовсе остаются незамеченными.
Несколько лет вирус ведет "тихую" жизнь, не "досаждая" человеку. Но все это время он неустанно разрушает иммунную систему, размножаясь за счет ее основных клеток - лимфоцитов. Внешне ВИЧ-инфекция может проявляться только увеличением лимфатических узлов.
В чем разница между ВИЧ-инфекцией и СПИДом?
СПИД (Синдром Приобретенного Иммунодефицита) - это конечная и самая тяжелая стадия развития ВИЧ-инфекции. Разрушительное влияние, которое ВИЧ оказывает на иммунную систему человека в течение нескольких лет, приводит к развитию иммунодефицита. А это означает, что любые инфекции, вирусы и болезни больше не встречают "отпора" на своем пути, и организм уже не в силах бороться с ними. У больного СПИДом развивается множество тяжелых болезней, от которых он в конечном итоге погибает.
1. Просмотр документального фильма «Первые симптомы ВИЧ»
2. Основные факты
ВИЧ остается одной из основных проблем глобального общественного здравоохранения: на сегодняшний день он унес более 34 миллионов человеческих жизней. В 2014 году 1,2 [980000–1,6] миллиона людей в мире умерли от причин, связанных с ВИЧ.
В конце 2014 года в мире насчитывалось примерно 36,9 [34,3–41,4] миллионов людей с ВИЧ-инфекцией, а 2 [1,9–2,2] миллиона человек в мире приобрели ВИЧ-инфекцию в 2014 году.
Работа с родителями
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МИР ДЕТСКИЙ И МИР ВЗРОСЛЫЙ»
Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
Ход занятия
1 . Приветствие.
2. Обсуждение темы, для чего мы здесь собрались.
3. Информационная часть. Психолог объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. п.
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Подростковый возраст уникален и своеобразен, поэтому родитель, как никто другой, может помочь подростку. Может быть, поэтому именно родители подростков чаще всего обращаются за помощью к специалистам: школьному психологу, социальному педагогу, детскому врачу.
Как можно заметить, все родители отмечают резкие изменения в своём ребёнке, нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, острого отстаивания своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности. И в то же время сами подростки кричат о боли непонимания их взрослыми, страдают от одиночества и в то же время стремятся к нему, мечтают выговориться и крепко охраняют свой внутренний мир от вторжения
Вот какие особенности детского мира (в сравнении с миром взрослых) могут быть названы:
- отсутствие сложившихся взглядов;
- быстрота перевоплощения;
- эмоциональность;
- высокая изменчивость;
- необремененность бытовыми заботами;
- открытость;
- импульсивность;
Работа с учащимися
Мои способности
Цель: дать понятие о способностях человека, позволяющих успешно справляться с любым делом.
Задачи: пополнить знания учащихся о механизме развития способностей, активизировать интерес и мотивацию к обучению, коррегировать убеждения, что все зависит от врожденной способности, развивать различные способности, формировать позитивное мышление.
Оборудование: кубики с надписями способностей, лего деревья и башни, пословицы о способностях, умении и мастерстве, высказывания известных людей.
Класс: 7.
Вид занятия: занятие с элементами тренинга.
Форма занятия: групповая.
Этапы занятия, их связь.
1 Приветствие.
1. Интервью в разные стороны: (красный мяч) «Я хорошо умею…», «У меня не получается…» (синий мяч).
2. Упражнение «Построим город». На углы ставятся башенки, между ними дети кладут по 5 кубиков с названиями человеческих способностей.
3. Психогимнастика: надуваем шар, винт, рубка дров….
4. Сейчас мы будем тренировать свои способности. Упражнение «Лунная походка», Упражнение «Выразительная походка», Упражнение «Живой прибор». Упражнение «Расскажи стихотворение». Упражнение «Отгадай слово».
5. Развиваем литературные способности: упражнение «Буриме» .
Упражнение «Волшебный Вилли». Художественные способности: передается пластилин, каждый лепит, другие угадывают.
Рефлексия. –какими способностями может обладать человек? –чему вы научились от ваших близких? –что у вас появилось от школы? –всегда ли вы занимались делом к которому имели способности? –способности и интерес стоят рядом или далеко?
Прощание.
Этапы занятия были связаны между собой.
Продолжительность занятия – 40 минут
С первых минут занятия психологу удалось увлечь ребят, во время занятия они проявляли неподдельный интерес.
Игры и упражнения соответствовали целям занятия. Психолог учитывала индивидуальные и возрастные особенности при проведении занятия.
Перед началом занятий психолог давал все необходимые указания и пояснения. Речь педагога-психолога была доступной, логичной, правильной.
Артикуляция во время занятия была четкой.
Сказки, притчи
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Комментарии:
• От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной.
• Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор – сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их.
Притча «Первый ангел»
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
— Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
— Как и когда я должен вернуться к тебе?
— Твой ангел скажет тебе всё.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «Мама».
Христианская притча
«Следы на песке»
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Работа с педагогами
Тренинг личностного роста для педагогов
Цель: Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Поиск резервов для более эффективной работы.
Задачи:
1. Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии); коммуникативных умений.
2. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.
3. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
4. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.
Материалы и оборудование: Магнитофон, записи спокойной, легкой и желательно экзотической музыки; скрепки, кнопки, булавки — в достаточном количестве; средства создания изображения: фломастеры, карандаши, краски, цветная бумага, клей, кисточки, скотч, ножницы, линейки, старые журналы с картинками (которые не жалко вырезать) и др.; много бумаги формата А4; повязки на глаза для каждого; бланк “Письмо себе” для каждого; бланки “Обратная связь” (на каждого плюс запасные); аромалампа, аромамасла: лаванда, герань, базилик, пачули, иланг-иланг и т.п. (коктейли из 2-3 масел по 2-3 капли); все для чаепития.
1-й день
Представление ведущего. Сообщение о целях планируемой работы.
1. Приветствие “Смысл моего имени”
Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.).
Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать “перевод” своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно “переводится”. Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений. Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность. Для того чтобы имена запомнились, после представления
1. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости / А.Е. Айвазова. – СПб. : Речь, 2003. – 206 с.
2. Аммон, Г. Психосоматическая терапия / Г. Аммон. – СПб : Азбука, 2000. – 238 с.
3. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д.В. Винникотт. – Екатеринбург : Слово, 2004. – 400 с.
4. Дубровина, И.В. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Начальная школа плюс: до и после. – 2006. – №5.– С. 1–6.
5. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии : учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб. : Питер Пресс, 2008.– 249 с.
6. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М.В. Гамезо. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
7. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология :учебное пособие / Л.Ф.Обухова. – М. : Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с.
8. Остапова, А.В. Психологические особенности подросткового возраста / А.В. Остапова // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 28–31.
9. Остапова, А.В. Психологические особенности подросткового возраста / А.В. Остапова // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 28–31.
10. Педагогика и психология высшей школы / под.ред. М.В. Булановой-Топорковой : учебное пособие. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. – 544 с.
11. Педагогика и психология высшей школы /под.ред. М. В. Булановой-Топорковой : учебное пособие. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. – 544 с.
12. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С.Даулинга / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М. : Класс, 2000. – 208 с.
13. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе : лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М. : ИНТРО, 1997.–318 с.
14. Смолярчук, И.В. Методика преподавания психологии / И.В. Смолярчук. – Уфа : Бика Ихтика, 2005. – 77 с.
15. Уайнхоллд, Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхоллд, Дж. Уайнхоллд. – М. : Класс, 2003. – 22 с.