ВВЕДЕНИЕ
Агрессивность детей стала всё больше и больше волновать не только родителей, но так же воспитателей и педагогов. В связи с тем, что в дошкольном возрасте не достаточно ещё сформировались коммуникативные навыки, дети порой прибегают к агрессии по отношению к другим, а иногда и к самому себе. Самое опасное, что число агрессивных детей растёт с каждым годом. С такими детьми, безусловно, должны работать специалисты и проводить соответствующую коррекционную работу.
Повышенная агрессивность детей, при отсутствии должной коррекции и вмешательства может в дальнейшем выступать как устойчивое качество личности. Исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются такие как привлечение к себе внимания сверстников, ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита и месть, стремление быть главным, необходимость овладения желанным предметом.
При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам.
Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе.
Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН АГРЕССИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Понятие агрессии и агрессивности в психологии
Проблема агрессии и агрессивности уже долгое время является одной из центральных в психологии.
Изучив психолого-педагогическую литературу можно с уверенностью сказать, что существует множество определений понятия «агрессивность» и «агрессия». Рассмотрим некоторые из них.
Например, Л. Бендер понимает под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению, Г. Дельгадо считает, что агрессия – это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу, Уилсон трактует агрессию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [27, с. 76].
Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия – это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами[29, с. 321].
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам[21, с. 453].
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
1. В психологии существует множество определений понятия «агрессивность» и «агрессия». Одни исследователи обычно рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии (А.А.Реан, Л.М.Семенюк, Т.Г.Румянцева и др.). Другие, среди ни х больше зарубежных психологов, агрессию, в какой бы форме она не проявлялась, рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения (А.Г. Долгова Д. Ричардсон Г. Дельгадо, Л.Берковиц, БассЛ.Р. Ратинов, О.Д. Ситковская, Р.Бэрон, Р.Миллер, Дж.Доллард и др.). В большинстве литературных источников слова «агрессия» и «агрессивность» воспринимаются, как схожие понятия. Но, например, Реан А.А. утверждает, что это две различные характеристики. Исходя из всего выше сказанного, можно определить понятие агрессивности как – свойство личности, поведение, которое направленно на негативное действие против другого человека вызванное, либо сопроводающееся негативными эмоциями, а агрессию – как действие, направленное на причинение ущерба сопровождающееся эмоциональной реакцией.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования агрессивности в дошкольном возрасте
Целью эмпирического изучения агрессивности в дошкольном возрасте является выявление агрессии у детей старшей группы детского сада.
В исследовании принимало участие 15 воспитанников старшей группы № 1 (5-6 лет), воспитатели Чудук С.С., Карпович Е.И.
Для выявления агрессивности у детей дошкольного возраста были выбраныследующие методики:
- Методика «Структурализированное наблюдение» А.А. Романова[14, с. 37; 23, с. 12-17].
Методика помогает получить информацию для предварительного психологического анализа, выявить склонность к агрессивности у детей дошкольного возраста (Приложение А).
Наблюдение за детьми осуществлялось во время игровой деятельности, так кА игра – ведущий вид деятельности дошкольника и в игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные навыки. В наблюдении использовалась карта наблюдения с фиксированными формами поведения, которые необходимо было охарактеризовать со стороны частоты проявления данных форм поведения.
- Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой [18, с. 54-59; 19, с. 12 – 13].
Тест проводится с детьми с 4-х летнего возраста. Ребенку необходимо на листе бумаги нарисовать кактус, таким как ребенок его представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Время не регламентировано. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
1. Для эмпирического исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста были выбраны одна методика, основанная на наблюдении за детьми в процессе игровой деятельности: «Структурализированное наблюдение» А.А. Романова, и одна проективная рисуночная методика: «Кактус» М.А. Панфиловой
2. Анализируя результаты диагностики можно сделать следующие выводы:
- Проективный рисуночный тест дает более точную информацию о наличии агрессивности у ребенка, ее характере и возможных причинах, в то время как наблюдение не дает представления о природе агрессивности ребенка, но позволяет выявить ее наличие.
- У трети выборки выявлены агрессивные проявления, которые выражаются в виде вербальной агрессии, ответной агрессии связанной чаще всего с неумением взаимодействовать в коллективе сверстников, распределять роли в игре, делиться игрушками, а так же с неумение справляться со своими эмоциями, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния.
- Дети у которых выявлены агрессивные проявления нуждаются в специально-организованной коррекционной работе направленной на обучение детей овладению своими эмоциями и обучение взаимодействию в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование на тему «Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте» было направлено на:
1. Изучение на основе анализа психологической литературы понятия агрессии и агрессивности.
2. Изучение причин агрессивности в дошкольном возрасте.
3. Изучение психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста.
4. Эмпирическое изучение агрессивности у детей дошкольного возраста.
В работе было установлено соответствие между теоретическими положениями и собранным эмпирическим материалом по исследуемой проблеме. Исследование проводилось с воспитанникамистаршей группы детского сада, возраст 5-6 лет, в исследовании принимало участие 15 детей.
В ходе написания данной курсовой работы на основе анализа психологической литературы по теме исследования было определено, что в психологии существует множество определений понятия «агрессивность» и «агрессия». Одни исследователи обычно рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии (А.А.Реан, Л.М.Семенюк, Т.Г.Румянцева и др.).
1. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Олма-пресс, 2004. – 504 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – ПИТЕР, 2008. – 399 с.
3. Бэрон, Р. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
4. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений” Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. -СПб., 1999. – 222 с.
6. Галигуззова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М., 1996. – 246 с.
7. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. / С.Ю. Головин. – Минск. : Харвест, 1998. – 800 с.
8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Под ред. А.Л. Коломенского, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. Минск.: Университетское, 1997. – 378 с.
9. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Сост. С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2007. – 209 с.
10. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. / А.Г. Долгова. – М.: Издательство «Генезис», 2009. – 211 с.
11. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология, 2001. — № 1. — С. 60-72.
12. Изард, К. Психология эмоций. \ К. Изард. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. – 158 с.
14. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. / О.А. Карабанова. – российское педагогическое агенство. – М., 1997. – 165 с.
15. Калягина, Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников: Автореф.дис. канд. психол. наук. – М., 1998.
16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жиз¬ненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М., 2001. – 306 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. — 5-е ИЗД., стереотип. — М., 2000. – 296 с.
18. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. / М.А. Панфилова – М.: 2001, С. 54 – 59.
19. Панфилова, М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, №5, 2002, С. 12-13.
20. Психолого-педагогические проблемы общения / Под.ред. А.А. Бодалева. М., 1979. – 376 с.
21. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. СПб.: Прайм-еврознак, 2002. – 656 с.
22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1994. – 239 с.
23. Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей / А.А. Романов. – М.: «ПлэЙТ», 2004. – 48 с.
24. Романов, А.А. Направленнаяигротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. / А.А. Романов. – М.: «Плэйт», 2001, С. 12 – 17
25. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т.Г. Румянцева. - Минск: Университетское, 1991. – 319 с.
26. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб.пособие / Е.Е. Сапогова. — М., 2001. – 372 с.
27. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк.. - М. : Воронеж, 1996. – 167 с.
28. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
29. Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструктивности. / Э. Фромм. – М., 1994.– 447 с.
30. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
31. Щербинина, Ю.В. Вербальная агресссия / Ю.В. Щербинина. - «Едиториал УРСС», 2006. – 206 с.
32. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 1999. – 282 с.