Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество диктует особые требования к личностному развитию современного человека, который должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих способностях и возможностях, правильно оценивать свои способности, то есть обладать сформированным самосознанием, адекватной самооценкой.
Формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социализации, по мнению ряда исследователей (Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной) следует начинать уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст является начальным периодом осознания ребенком самого себя, своих потребностей и мотивов. Именно поэтому дошкольное детство рассматривается в качестве фундаментального возраста для становления и формирования адекватной самооценки.
Проблема сущности, структуры, функций, развития самооценки находит свое отражение в работах отечественных (Б Г. Ананьева, О.А. Белобрыкиной, Е.А. Бирюкевич, К.Р. Сидорова, И.И. Чесноковой) и зарубежных (А. Бандуры, Р. Бернса, У. Джемса, Г. Мида, К. Роджерса) авторов. Однако, проблема становления и формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста до сих пор остается не достаточно изученной.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен.
В зарубежной психологии изучением самооценки занимались многие психологи: А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
В зарубежной традиции самооценка рассматривается в структуре «Я–концепции», под которой понимается совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанной с их оценкой [19, с. 230]. При этом в содержание «Я-концепции» входят такие компоненты как:
– образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – аффективная оценка образа «Я», которая может различаться по интенсивности, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
– потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [19, с. 231].
В психоаналитическом направлении самооценка рассматривалась в составе самосознания, где, по мнению З. Фрейда, складывающиеся представления о самом себе, являются неполными, искаженными, не соответствующими действительности. 3. Фрейд полагал, что самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна [ с. 187].
Выводы по первой главе
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в рамках изучения Я-концепции, а развитие связывается с социальным взаимодействием. В отечественной психологии самооценка определяется как осознание человеком самого себя, своих способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения и развивается в межличностных отношениях и деятельности. Самооценка, являясь структурным компонентом самосознания, определенной степенью ее эмоционально-ценностного отношения к себе, является мотивационным фактором в развитии личности. Самооценку – это личностное образование, которое регулирует деятельность и поведение; это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.
Особенностями самосознания и самооценки в дошкольном возрасти являются: возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя; осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств; формирование правильной дифференцированной самооценки, самокритичности; способность мотивировать самооценку; осознание себя во времени, личное сознание.
В формировании самооценки старшего дошкольника важную роль играют оценочные воздействия взрослых. Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается через конкретные виды оценок к обобщенным; через оценки значимых взрослых (родителей, педагогов).
ГЛАВА 2. Характеристика результатов изучения особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Характеристика этапов и методов исследования
Цель эмпирического исследования: выявить уровень и особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) изучение уровня и особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста с использованием методов тестирования, беседы, сбор и систематизация полученных материалов;
3) анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: тестирование, беседа, количественный и качественный анализ.
Анализ литературы показал, что для изучения самооценки детей дошкольного возраста используются преимущественно беседа, протекающая в интересной для ребенка форме, а также проективные методики, которые традиционно относят к числу наиболее надежных.
Выводы по второй главе
Целью эмпирического исследования явилось выявить уровень и особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
В результате исследования уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста по методике «Лесенка» выявлено, что 50% детей обладают адекватной самооценкой, которая является показателем того, что они осознают свои достоинства и недостатки, имеют положительное отношение к самому себе. 30% детей имеют завышенную самооценку, при этом у большинства эта самооценка неадекватная, что свидетельствует о том, что они не склонны анализировать свои недостатки. Среди детей старшего дошкольного возраста также выявлено 20% детей с низкой самооценкой, которая свидетельствует о неблагополучии в развитии личности этих детей.
Результаты исследования особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста по методике «Какой Я?» свидетельствуют о том, что дети старшего дошкольного возраста считают себя преимущественно хорошими и честными, но менее внимательными и вежливыми, а также подтверждают, что 50% детей старшего дошкольного возраста обладают средним уровнем самооценки, 30% детей – высоким уровнем, 20% детей обладают низким уровнем самооценки.
По результатам исследования особенностей самооценки по рисуночной методике «Нарисуй себя» было выявлено, что 50% детей имеют адекватную самооценку. Рисунки 30% детей указали на завышенную самооценку. Рисунки 20% детей свидетельствуют о заниженной самооценке.
В результате исследования особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что большинство детей обладают адекватной самооценкой (50%). Однако, обнаруживаются дети и с завышенной (30%), и с заниженной самооценкой (20%). При этом, завышенная самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в рамках изучения Я-концепции, а развитие связывается с социальным взаимодействием. В отечественной психологии самооценка определяется как осознание человеком самого себя, своих способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения и развивается в межличностных отношениях и деятельности. Самооценка, являясь структурным компонентом самосознания, определенной степенью ее эмоционально-ценностного отношения к себе, является мотивационным фактором в развитии личности. Самооценку – это личностное образование, которое регулирует деятельность и поведение; это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.
Особенностями самосознания и самооценки в дошкольном возрасти являются: возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя; осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств; формирование правильной дифференцированной самооценки, самокритичности; способность мотивировать самооценку; осознание себя во времени, личное сознание.
В формировании самооценки старшего дошкольника важную роль играют оценочные воздействия взрослых. Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается через конкретные виды оценок к обобщенным; через оценки значимых взрослых (родителей, педагогов).
Целью эмпирического исследования явилось выявить уровень и особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В результате исследования уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста по методике «Лесенка» выявлено, что 50% детей обладают адекватной самооценкой, которая является показателем того, что они осознают свои достоинства и недостатки, имеют положительное отношение к самому себе. 30% детей имеют завышенную самооценку, при этом у большинства эта самооценка неадекватная, что свидетельствует о том, что они не склонны анализировать свои недостатки.