ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Виды детской изобразительной деятельности
1.2 Приёмы и методы руководства изобразительной деятельностью детей
1.3 Методические особенности развития творческого воображения дошкольников в процессе организации различных видов изобразительной деятельности
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
2.2 Система работы по развитию творческого воображения дошкольников
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Чем более разнообразна деятельность ребенка, тем успешнее его развитие, также реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Благодаря творчеству дети открывают новые грани своих способностей, развивают внимание, логику, воображение, двигательные навыки рук. Занятия по изобразительному искусству, помимо выполнения образовательных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, моделированию, аппликации и конструированию способствует умственному, моральному, эстетическому и физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность тесно связана со знанием окружающей жизни. Вначале это прямое знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаши, краски, глина и т. д.), получение знаний о связи действий с полученным результатом. В процессе рисования, моделирования, проектирования формируются такие важные личностные качества, как активность, независимость, инициативность, которые являются основными составляющими творческой деятельности. Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять независимость и инициативу в размышлении над содержанием, выборе материалов, использовании различных средств художественной выразительности. Не менее важным является воспитание целеустремленности в работе, способность довести ее до конца. Творческое воображение помогает увидеть ребенка с новой точки зрения, учит быть оригинальным и свободным от стереотипов мышления.
Благодаря творческому подходу дети открывают для себя новые аспекты своих способностей, развивают внимание, логику, воображение, развивают двигательные навыки. Творческая деятельность помогает увидеть ребенка новым, учит быть оригинальным и свободным от стереотипов мышления.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Виды детской изобразительной деятельности
Творчество в любом его проявлении необходимо для развития каждого ребенка. Изобразительная деятельность в этом вопросе довольно сложна и многоаспектная активность. С ее помощью формируются творческие способности, воображение, воспитывается нравственность, прививается привычка к работе и труду, совершенствуется работа психических функций.
Первые попытки творческих работ, ребенок делает во время рисования. Познавательный интерес побуждает ребенка взять карандаш или маркер и повести его по листу бумаги. Начиная с первых каракулей, развитие изобразительной деятельности начинается в дошкольном возрасте, а затем проходит несколько этапов или стадий.
На первый взгляд, первые картинки ребенка являются скорее эмоциональными, чем графическими и смыслонаполненными, она характеризуется субъективностью. Взрослым довольно сложно распознать идею, а малыш может менять название своей картины в разные периоды времени. Солнце превращается в оранжевый апельсин, простые зигзагообразные линии становятся забором и др.
В рисунках детей уже старшего дошкольного возраста идея вполне узнаваема и понятна. Кроме того, дети в этом возрасте прикладывают особые усилия, чтобы изображенная тема была похожа на реальную. Важный момент – в 6-7 лет дети дошкольного возраста еще не готовы к рисованию с натуры. Все картинки отличаются оригинальностью, картинки созданы по памяти, основанной на собственных идеях детей. Обновление опыта помогает ребенку найти идеи, как представить то, что он думает [14].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
Для изучения развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию была проведена экспериментально-исследовательская работа.
В целях диагностики уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста было проведено диагностическое исследование. Базой эксперимента стало учреждение дошкольного образования .... В исследовании приняли участие 30 дошкольников в возрасте 5-6 лет, которые были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную.
Для проведения исследования применялась методика субтест «Закончи рисунок» Торренса.
Цель: оценка уровня воображения с использованием таких показателей, как беглость, гибкость, оригинальность, развитие. Тест Э. Торренса состоит из двух частей: словесная батарея и фигурная батарея. Вербальная батарея состоит из семи подтестов. Батарея тестов состоит из трех подтестов. Тест Э. Торренса можно использовать во всем возрастном диапазоне, начиная с пяти лет. Традиционно тест более широко применяется для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводится только индивидуальное тестирование.
Задание «Закончи рисунок» является вторым подтестом образной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Тест можно использовать для изучения творческого таланта детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны давать в виде рисунков и подписей к ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности для дошкольников. На всех этапах рисования активно проявляется когнитивная, эмоциональная, морально-волевая сфера личности, поэтому ребенок развивается в едином творческом процессе.
Для изучения использования современных подходов к обучению рисованию старших дошкольников и оценки их влияния на развитие творчества дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Констатирующий этап эксперимента позволил выявить, что дети показали успешные результаты всем критериям воображения, особенно по беглости, оригинальности и разработанности. Группа детей старшего школьного возраста в целом отличается средним и высоким уровнем воображения. Однако есть дети, у которых уровень воображения ниже нормы. В целях развития творческого воображения старших дошкольников был разработан комплекс занятий, включающий как традиционные, так и нетрадиционные техники, позволяющие ребенку развить творческое воображение.
По результатам контрольного этапа эксперимента было выявлено, что дети показали успешные результаты всем критериям воображения, особенно по беглости, оригинальности и разработанности. Показателей ниже нормы у детей экспериментальной группы не выявлено (ранее – 10%). Также увеличилось количество показателей выше нормы. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы.
1. Алабужева, С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста / С.В. Алабужева // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. – Глазов : Изд-во ГПГИ, 2005. – 198 с.
2. Галковская, Е. А. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://du-bor2.schools.by/pages/metody-i-priemy-obuchenija-izobrazitelnoj-dejatelnosti.
3. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности// Дошкольное воспитание. – 1979. – №12. – С .9-12.
4. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 1999. – С. 96-136.
5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
6. Дмитрук, Н. Г. Творческие самостоятельные работы как условие самореализации личности учащегося : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Г. Дмитрук. – Великий Новгород, 2004. – 23.
7. Жданова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей / Т.В. Жданова. – М. : Владос, 2002. – 220 с.
8. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, [и др.]. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
9. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. – М. : Карапуз-Дидактика, 2006. – 192 с.
10. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М., 2006. – С. 14-21.
11. Каргова, Л.А. О необходимости обучения рисованию дошкольников / Л.А. Каргова // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – М., 2018. – С. 82-84.
12. Комарова, Т.С., Саккулина Н.Т. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. – М.: Просвещение, 1979 г. – 140 с.
13. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования : учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т. С. Комарова. – Москва, 2007. – 230 с.
14. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – Москва: Просвещение, 1987. – 128с.
15. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – Москва: Просвещение, 1985. – 255с.
16. Пархоменко, В. П. Творческая личность как цель воспитания / В. П. Пархоменко. – Минск : НИО, 1994. – 159 с.
17. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.
18. Сеськина, И.Д. Нетрадиционные техники рисования в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности / И.Д. Сеськина // Достижения современной науки Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции ; под общей редакцией А.И. Вострецова. – М., 2016. – С. 244-247.
19. Соловей, Л. Б. Влияние воображения педагога на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста: Авторефер. дисс. … канд. психол. наук / Л. Б. Соловей. – М., 2009. – 21 с.
20. Соломенникова, О.А. Радость творчества. – М: Мозаика-синтез, 2005 – 148 с.
21. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л. Ю. Субботина. – Ярославль. : Академия развития, 2006. – 240 с.
22. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста : учеб.-метод. комплекс для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по специальности 1-010101 «Дошкольное образование», 1-010107 «Дошкольное образование. Социальная педагогика»/ авт.-сост. Н.Ю. Ясева. – Могилев : УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. – 88 с.
23. Швайко, Г.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М, 2003. – 65 с.