ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования умений определять параметры величины и величину в целом
1.1 Величина как математическое понятие
1.2 Анализ программного содержания по развитию представлений о величине у детей дошкольного возраста
1.3 Методика использования моделей при формировании умений определять параметры величины и величину в целом
Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности формирования умений определять параметры величины и величину в целом
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
2.2 Система работы по формированию умений определять параметры величины и величину в целом
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что математические представления о величине предметов необходимы в жизнедеятельности каждого человека, их сформированность представляет собой важнейшее условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии элементарных представлений о величине предметов берут свое начало большие возможности для развития мышления детей. Понимание величины предметов положительно влияет на умственное развитие дошкольников, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его психические процессы, формируются первоначальные представления об окружающем мире. В возрасте трех лет ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
В детском саду дидактическая игра представляет собой игровой метод обучения, форму обучения, самостоятельную игровую деятельность, средство всестороннего воспитания ребенка. В связи с этим формирование математических представлений также возможно с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений.
Проблемой изучения формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, Л.В. Глаголева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова и др.
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования умений определять параметры величины и величину в целом
1.1 Величина как математическое понятие
Все дошкольные программы математического образования традиционно включают знакомство детей с величинами.
Величина – одно из основных математических понятий, которое возникло в древности и претерпевшее за время своего длительного развития ряд обобщений. Общее понятие величины является прямым обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д. Каждый конкретный вид величины связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов [5, с. 77]. Содержание понятия величины объекта состоит из нескольких компонентов:
1. Реальный размер объекта, не зависящий от расстояния, на котором этот объект находится от воспринимающего объекта.
2. Сравнительная величина объектов, расположенных на разных расстояниях от воспринимающего объекта.
3. Сравнительное значение объектов, расположенных на одинаковом расстоянии от воспринимающего объекта.
При определении размера объекта необходимо учитывать его свойства.
Основным свойством величины является сопоставимость. Определение значения возможно только на основе сравнения. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равнозначно, которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многое другое. Объекты не всегда сравниваются напрямую. Характеристика размера объекта также зависит от его расположения в пространстве. Один и тот же объект можно охарактеризовать как высокий (низкий), как длинный (короткий). Это зависит от того, находится ли объект в горизонтальном или вертикальном положении [11, с. 87].
Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности формирования умений определять параметры величины и величину в целом
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
Цель эмпирического исследования: выявить уровень сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– определить критерии и показатели, уровни сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста;
– изучить уровни сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста;
– проанализировать систему работы по формированию умений определять параметры величины и величину в целом.
Исследование уровня сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью диагностических заданий, разработанных В.П. Новиковой [17]:
– серия 1 – включает 3 задания;
– серия 2 – включает 2 задания;
– серия 3 – включает 3 задания;
– серия 4 – включает 2 задания;
– серия 5 – включает 1 задание.
Подробное описание заданий представлено в Приложении А.
База исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе ГУО «Ясли-сад № 37 г. Барановичи», в котором приняли участие 10 детей 2 младшей группы в возрасте 3-4 года (таблица 2.1.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Величина – одно из основных математических понятий, которое возникло в древности и претерпело ряд обобщений в процессе долгосрочного развития. Общее понятие величины является прямым обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д. Величина конкретного предмета характеризуется следующими особенностями: сопоставимостью, изменчивостью и относительностью. Знакомство с величиной является одной из задач сенсорного и ментального воспитания детей дошкольного возраста. Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста создает чувственную основу для дальнейшего освоения величины как математического понятия.
Программы развития представлений о величине у детей дошкольного возраста характеризуются следующими особенностями. Все программы направлены на развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Обучение детей дошкольного возраста основано на включении активных методов и форм, и все это реализуется как в специально организованных группах, так и в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста совместно со взрослыми. Используемая технология направлена на развитие математических представлений детей дошкольного возраста и реализует как образовательную направленность обучения, так и деятельность детей дошкольного возраста. Самым важным условием развития является, прежде всего, организация предметной и игровой среды.
Учитывая ряд условий модели, моделирование станет эффективным средством развития способности определять параметры размера и величины в целом у детей дошкольного возраста. К таким условиям относится использование всех типов моделей не только в образовательной, но и в свободной деятельности детей, путем обогащения предметной и пространственной среды различными моделями, а также развитие навыков моделирования и умения использовать модели в познавательной деятельности.
1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: «Мозаика-синтез», 2006. – 243 с.
2. Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.
3. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – М.: Дик, 2004. – 226 с.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
5. Бритун, С.В. Занятия по образовательной области элементарные математические представления / С.В. Бритун // Пралеска. – 2015. – № 1. – С. 75-78.
6. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Т.С. Будько. – Брест: Изд-во БрГУ, 2006. – 46 с.
7. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 165 с.
8. Глаголева, Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ / Л.В. Глаголева. – М.: Просвещение, 1990. – 234 с.
9. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова. – М.: Академия, 2009. – 211 с.
10. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 2002. – 463 с.
11. Козлова, В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: метод. пособие для родителей и воспитателей / В.А. Козлова. – М.: Школ. Пресса, 2002. – 110 с.
12. Корнеева, Г.А. Формирование у детей дошкольного возраста понятия о величине предмета и способах ее измерения / Г.А. Корнеева. – М., 1984. – 298 с.
13. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 423 с.
14. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман и др.; сост. В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 132 с.
15. Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
16. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, А.М. Вербенец, Е.Б. Носов. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 392 с.
17. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 104 с.
18. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 389 с.
19. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: кн. для воспитателя дет. сада / А.А. Смоленцова. – М.: Просвещение,1993. – 95 с.
20. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 195 с.
21. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2008. – 64 с.
22. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1994.
23. Фидлер, М. Математика уже в саду / М. Фидлер. – М.: «Просвещение», 1981. – 159 с.
24. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2008. – 236 с.
25. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. – М. ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 214 с.
26. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики / Л.М. Фридман. – М.: Наука, 2011. – 156 с.
27. Фунтикова, О.А. Теоретические основы математического развития дошкольников / О.А. Фунтикова. – М.: Мозаика-Ситнтез, 2009. – 85 с.
28. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – Воронеж: МОДЭК, 2005. – 392 с.