ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Изобразительная деятельность и ее развитие в дошкольном возрасте в педагогических исследованиях
1.2 Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение умения экспериментировать в процессе изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного возраста является периодом интенсивного развития ребенка, когда совершенствуется его кругозор и отношение к внешним свойствам предметов и явлений в мире. Ребёнок ещё с младенчества старается как можно больше познать, а изобразительная деятельность помогает раскрыть всю красоту и полноту окружающего, с помощью различных техник рисования.
Изобразительная деятельность, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Рисование для ребёнка является «дорогой» знаний, которые он может сам изучить и перенести свои знания на лист бумаги.
В работе с детьми дошкольного возраста, нужно учитывать, что ребёнок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к образовательной деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Изобразительная деятельность, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Во время рисования у детей развивается мышление, память, воображение, мелкая моторика, речь, а также развиваются зрительные и двигательные анализаторы.
Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах, о природе, о действиях вокруг него. Ребёнок с помощью рисования выделяет только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальные деталями.
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства, которые раскрываются с помощью изобразительной деятельности.
Образовательный процесс современной дошкольной образовательной организации максимально ориентирован на реализацию принципа сознательности, активности и самостоятельности в процессе познания «нового». Он выражается в целенаправленном активном восприятии детьми изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении.
Значительный потенциал для реализации данного принципа на этапе дошкольного детства заключен в экспериментировании. Теоретические и прикладные аспекты детского экспериментирования представлены в работах Н.Н. Поддьякова, Н.Е. Вераксы, А.И. Савенкова, Л.Н. Прохоровой и др.
В частности, исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков); определены условия формирования исследовательских умений детей в процессе экспериментирования (Н.Е. Веракса, А.И. Савенков); рассмотрены возможности организации экспериментирования при освоении детьми содержания различных образовательных областей (О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, И.А. Лыкова, Л.Н. Прохорова, Н.Н. Совгир).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Изобразительная деятельность и ее развитие в дошкольном возрасте в педагогических исследованиях
В индивидуальном развитии детей существенную значимость играет изобразительная деятельность, которая способствует становлению духовному миру ребенка, образует систему нравственных и эстетических ценностей. Отличительная черта искусства – отображение реальности в образных фигурах, которые воздействуют на сознание и эмоции детей, формируют в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают более полно познавать действительность [4].
Анализ методической и педагогической литературы показал, что однозначного определения понятия «изобразительная деятельность», которые давали бы полное представление их специфики, задач, функций и средств не выделено.
Некоторые авторы понятие «изобразительной деятельности» зачастую используют в качестве аналога понятия «рисования», «занятий художественно–изобразительным искусством», «продуктивной деятельности». Данные определения усложняют процесс определения задач, встающих перед занятиями изобразительной деятельностью, особенно для детей дошкольного возраста. Более-менее четкое определение понятия «изобразительная деятельность» дает Р.Г. Казакова – изобразительная деятельность – это «художественно–творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому предмету» [22].
Одной из самых занимательных видов деятельности ребенка дошкольного возраста выступает изобразительная деятельность. Данный вид деятельности помогает дошкольнику образно выразить свои впечатления, эмоции, сформулировать собственное отношение к окружающему миру. Однако заинтересованность и позитивное отношение к данному виду деятельности во многом зависит от того, как выстроен процесс обучения ребенка рисованию. Успешное овладение творческой деятельности всегда вызывает позитивные эмоции, чувство удовлетворения, причем эти положительные эмоции в дальнейшем переносятся и на сам процесс деятельности.
Во время занятий ребенка изобразительной деятельностью формируются положительные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые со временем перерастают в эстетические эмоции и содействуют развитию эстетического отношения к реальности. Все то, что передает ребенок в изображении, а именно форма, строение, величина, цветовая гамма, расположение в пространстве, содействуют формированию у него умению наблюдать, выделять свойства предметов, развивают ощущения формы, цвета, ритма. В процессе рисования у детей формируются эстетическое понимание и эстетические взгляды на окружающий мир [20].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение умения экспериментировать в процессе изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
С целью выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей, а также исследования предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования нами было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста. Из них 12 девочек и 13 мальчиков. Возраст детей 5-6 лет.
Все дети, а также воспитатель с удовольствием шли на контакт, никто из них не отказывался от участия в исследовании, очень многих детей старшего дошкольного возраста заинтересовали полученные результаты исследования.
Безусловно, при участии воспитателя, опросу предшествовала ознакомительная беседа, в которой были отмечены цели исследования, порядок заполнения анкеты и методик, а также освещался вопрос о конфиденциальности данного исследования.
Для осуществления диагностики были использованы следующие методики:
1. Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова).
Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1. игровая;
2. чтение книг;
3. детское экспериментирование;
4. труд в уголке природы;
5. изобразительная деятельность;
6. конструирование из разных материалов.
Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу (Приложение 1).
2. Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова).
Цель: методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная деятельность – это художественная деятельность, направленная на отражение впечатлений, полученных в жизни, а также направленных на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Изобразительная деятельность выступает важным средством эстетического воспитания. Она развивает умение видеть прекрасное в окружающей действительности, учит уважать свой труд и труд других людей, воспитывает потребности отражать увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно–творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Содержание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений.
Экспериментирование – это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей. В основе творческого экспериментирования дошкольников лежит понятие творчества как пространства свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
С целью выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей, а также исследования предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования нами было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста. Из них 12 девочек и 13 мальчиков. Возраст детей 5-6 лет.
Методики диагностического исследования:
1. Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова).
2. Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова).
По данным диагностического обследования доминирующими являются низкий и средний уровни овладения детьми экспериментальной деятельностью (48% – 12 дошкольников и 36% - 9 дошкольников соответственно). У детей старшего дошкольного возраста слабовыраженный познавательный интерес или же вовсе отсутствует. Дети не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание. Количество воспитанников, находящихся на высоком уровне незначительно – 16% - 4 дошкольника.
1. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 9. – С. 23-27.
2. Андриеш В.А., Бубнова С.Ю. Этапы формирования интеллектуальной компетентности старших дошкольников в процессе экспериментирования // Традиции, задачи, перспективы развития дошкольного образования Материалы Международной научно-практической конференции /под ред. М.Н.Дементьевой, О.С.Ушаковой и др. - Рязань, 2011. – С. 27-30.
3. Бубнова С.Ю. Инновации в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста // Детский сад: научно-методический журнал для педагогов и родителей от А до Я, - № 1, - 2015. - С. 32-38.
4. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий / А.А. Грибовская. - Скрипторий, 2008. – 151 с.
5. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет / А.А. Грибовская. - М.:Сфера, 2010. – 80 с.
6. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская. – СПб.: «Детство Пресс», 2004. – 128 с.
7. Ишмуратова, Е.М. Дигностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста / Е.М. Ишмуратова // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3(20). – С. 116-121.
8. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. – М., 1983.
9. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. – 193 с.
10. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС., 2006. – 246с.
11. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
12. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 2007. – 253 с.
13. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. - М.: Учпедгиз, 1961. – 145 с.
14. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – С.12.
15. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, 2011. – 144 с.
16. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки. - Изд.: Карапуз, 2005. – 20 с.
17. Мухина, В. С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.
18. Никитина, А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей» / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2010 – 123 с.
19. Новикова, В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.
20. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2001. – 358 с.
21. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М. : Аркти, 2008. – 64 с.
22. Силивон, В.А. Природа детского рисунка / В.А. Силивон. – Мн., 2000. – С. 97-106.
23. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. Учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия» 2009 – 576 с.
24. Уланова, С. Л. Формирование графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник / С.Л. Уланова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 71–75.
25. Урунтаева, Г. А. Детская психология: Учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
26. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия»., 2001. – 336 с.
27. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.
28. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М., 2003. – 236 с.